8.5 Правила и процедуры взаимодействия субъектов антимонопольного регулирования и защиты от недобросовестной конкуренции в сфере интеллектуальной собственности в рамках государственного и муниципального заказа на выполнение НИОКР (при софинансировании НИОКР)

8.5.1 К общим правилам и процедурам взаимодействия субъектов антимонопольного регулирования и защиты от недобросовестной конкуренции в сфере ИС в рамках государственного и муниципального заказа на выполнение НИОКР (при софинансировании НИОКР) относятся действия субъектов, направленные на минимизацию рисков в этой области.

Баланс интересов, эффективное использование бюджетных средств и недопущение недобросовестной конкуренции в сфере ИС обеспечиваются путем информирования установленным порядком о созданных ранее по теме НИОКР ОИС посредством размещения информации о результатах предшествующих НИОКР в соответствующих государственных реестрах: реестр государственных контрактов (Казначейство), РИД гражданского назначения (Минобрнауки), РНТД военного, специального и двойного назначения (Роспатент), Реестры изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, ПЭВМ, БД, топологий (Роспатент), селекционных достижений (Минсельхоз России), объектов авторских прав (Минкультуры России), реестр прав Российской Федерации на ОИС (Росимущество).

Правила и процедуры взаимодействия государственных органов с заказчиками (созаказчиками) и исполнителями (соисполнителями) определены установленными функциями и их компетенциями:

- государственные регуляторы в целях обеспечения антимонопольного регулирования и защиты от недобросовестной конкуренции проводят работу по совершенствованию законодательства и подзаконных нормативно-правовых актов, в том числе на основании заключений по результатам проверок надзорных и контрольных органов;

- государственные надзорные и контрольные органы проводят плановые и внеплановые проверки деятельности заказчика (созаказчика) и исполнителя (соисполнителя) и принимают необходимые меры по процессам, указанным в 8.2.

При этом получение и использование в ходе заключения контракта информации, составляющей коммерческую или иную охраняемую законом тайну третьих лиц, допускается только на основе договорных отношений с их обладателями.

В случае выявления заказчиком и (или) исполнителем фактов недобросовестной конкуренции последние обращаются в надзорные органы (ФАС России, Прокуратура Российской Федерации), а исполнители также к государственным заказчикам для проведения проверок и пресечения фактов недобросовестной конкуренции.

8.5.2 При осуществлении надзора и контроля соответствия на этапе проведения конкурсных процедур на размещение государственного и (или) муниципального заказа на выполнение НИОКР (при софинансировании НИОКР) и в целях предупреждения недобросовестной конкуренции при использовании ИС особое внимание обращается на следующие критерии, несоблюдение которых создает риски ИС:

- поиск релевантных теме НИОКР ОИС в целях их использования (патентно-информационные поиски) и обеспечение патентной чистоты являются обязательными условиями конкурентоспособности результатов НИОКР;

- раскрытие установленным порядком сведений о созданных ранее и релевантных теме НИОКР ОИС, правообладателем которых являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, а также третьи лица, включая исполнителя (соисполнителя) контракта, является обязательным. Ограничение перечня правообладателей ОИС, релевантных теме НИОКР, для их использования в ходе НИОКР не допускается. Допускается указание (отражение) результатов поиска выявленной предшествующей ИС в ходе выполнения НИОКР;

- применение ОИС, правообладателями которых являются резиденты иностранных государств, допускается только в случае отсутствия аналогов ОИС, правообладателями которых являются резиденты Российской Федерации;

- соглашение хозяйствующих субъектов независимо от их доли (в том числе суммарной) на любом из товарных рынков о совместном проведении и использовании результатов НИОКР может быть признано допустимым, если все расходы каждой из сторон по реализации соглашения являются расходами на НИОКР в соответствии с установленными в Российской Федерации правилами бюджетного и бухгалтерского учета, а также если соглашение определяет права сторон на использование научных и (или) научно-технических результатов, полученных в результате осуществления совместных научных исследований;

- заключение лицензионных договоров на право использования известных и релевантных теме НИОКР ОИС является обязательным с их правообладателем независимо от того, является ли он стороной конкурсных процедур;

- получение и использование в ходе конкурсных процедур информации, составляющей коммерческую или иную охраняемую законом тайну третьих лиц, допускается только на основе договорных отношений с их обладателями.

8.5.3 При осуществлении надзора и контроля соответствия на этапе заключения контракта на выполнение НИОКР и в целях предупреждения недобросовестной конкуренции особое внимание обращается на следующие критерии, несоблюдение которых создает риски ИС:

- указание в контракте на созданные ранее и релевантные теме НИОКР ОИС, использование которых признано необходимым сторонами контракта;

- обязательное заключение договоров на право использования в ходе проведения НИОКР созданных ранее и релевантных теме НИОКР ОИС, правообладателем(лями) которых являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, а также третьи лица, включая исполнителя (соисполнителя) контракта, с учетом стоимости таких договоров в цене контракта. Бездоговорное использование предшествующей ИС не допускается;

- возмездность лицензионного договора (договора отчуждения) на использование в ходе проведения НИОКР созданных ранее и релевантных теме НИОКР ОИС определяется с учетом источника финансирования создания таких ОИС и их формального правообладания. При использовании в рамках НИОКР для публичных нужд РИД, правообладателем которых являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования для выполнения госконтракта, лицензионный договор, как правило, заключается на безвозмездной основе в целях снижения стоимости конечной продукции и повышения ее конкурентоспособности.

8.5.4 При осуществлении надзора и контроля соответствия на этапе выполнения контракта НИОКР и в целях предупреждения недобросовестной конкуренции особое внимание обращается на следующие критерии, несоблюдение которых создает риски ИС:

- степень использования исполнителем (соисполнителем) при выполнении НИОКР предшествующей ИС должна соответствовать предмету соответствующего лицензионного договора на использование таких ОИС. При этом бездоговорное использование предшествующей ИС не допускается;

- уведомление заказчика исполнителем контракта о создании РИД должно соответствовать основному содержанию уведомления работником - автором РИД своего работодателя - исполнителя контракта о создании такого РИД в рамках НИОКР и служебному заданию работодателя в адрес работника на его разработку. При этом степень детализации передаваемых заказчику сведений о созданных РИД определяется соответствующим регламентом государственного заказчика/стандартом организации на основе ГОСТ Р 58086;

- решение заказчика по уведомлению исполнителя о создании РИД должно предусматривать распределение прав на созданные РИД, выбранный им способ правовой охраны РИД, а также источник затрат на правовую охрану РИД и быть направлено Исполнителю до окончания выполнения НИОКР (СЧ НИОКР);

- выделение затрат на создание охраняемых и (или) охраноспособных РИД в ходе НИОКР (СЧ НИОКР) является необходимым в целях формирования стоимости ИС и ее последующего бухгалтерского и бюджетного учета;

- направление исполнителем третьим лицам предложений о выпуске товара с использованием создаваемых в ходе НИОКР РИД возможно только с письменного разрешения заказчика.

8.5.5 При осуществлении надзора и контроля соответствия при приемке результатов НИОКР по государственному или муниципальному заказу и в целях предупреждения недобросовестной конкуренции особое внимание обращается на следующие критерии, несоблюдение которых создает риски ИС:

а) приемке результатов НИОКР должна предшествовать работа, включающая последовательность обязательных мероприятий:

- по организации выявления созданных в ходе НИОКР охраняемых и (или) охраноспособных РИД, а также приобретенных прав на ОИС и области их практического применения,

- проведению проектной инвентаризации созданных в ходе НИОКР результатов научно-технической деятельности,

- обеспечению учета созданных РИД в соответствующих государственных реестрах учета НИОКР и их результатов с учетом выбранного заказчиком режима правовой охраны РИД на основании уведомлений исполнителя о создании РИД,

- определению затрат на создание охраняемых и (или) охраноспособных РИД в целях формирования учетной стоимости созданной в ходе НИОКР ИС по категориям и по видам РИД;

б) степень использования исполнителем (соисполнителем) при выполнении НИОКР предшествующей ИС должна соответствовать предмету соответствующего лицензионного договора на использование таких ОИС и техническому заданию на создание конечной продукции в рамках НИОКР с учетом сроков, территории лицензии и способов использования ОИС. При этом должна определяться доля предшествующей ИС в стоимости прав на созданные в ходе НИОКР РИД;

в) принятие к бюджетному и бухгалтерскому учету стоимости ИС, в том числе в качестве объектов нематериальных активов, проводится установленным порядком по каждому ОИС, созданному в рамках НИОКР с учетом долевого участия сторон в финансировании этих НИОКР и условий контракта по распределению прав на полученные РИД;

г) при приемке результатов НИОКР по государственному или муниципальному заказу в отчетной документации отражают итоги выполнения указанных в настоящем пункте обязательных мероприятий с перечнем созданных ОИС, их авторов и правообладателей, стоимости ИС (по каждому ОИС), а также указания целесообразности их использования в практической деятельности (в собственном производстве) исполнителя контракта;

д) направление третьим лицам предложений о выпуске товара с использованием созданных в ходе НИОКР ОИС и предоставление права их использования возможно только с письменного разрешения их правообладателя;

е) при принятии решения о целесообразности использования ОИС, полученных в рамках НИОКР по государственному или муниципальному заказу в практической деятельности для публичных нужд или в собственном производстве исполнителя контракта, стороны обеспечивают заключение соответствующего лицензионного договора о предоставлении права на использование таких ОИС.

8.5.6 К основным видам потенциальных рисков в сфере ИС в рамках государственного и муниципального заказа на выполнение НИОКР (при софинансировании НИОКР) при невыполнении указанных в 8.5.1 - 8.5.5 правил и процедур могут быть отнесены:

а) увеличение стоимости государственных закупок НИОКР вследствие:

- наличия положений, которые способствуют и (или) обеспечивают формирование условий для коррупции в государственных закупках на НИОКР (пункт 8.3),

- неиспользования и учета предшествующей ИС и повторных затрат на аналогичные работы, релевантные теме НИОКР,

- применения системы оценок и индикативных показателей результативности НИОКР, основанных на информационных показателях "экономики знаний", позволяющих "закрывать" государственные контракты на НИОКР только по числу публикаций и патентных заявок/патентов;

б) отказ исполнителя (соисполнителя) от проведения мероприятий, связанных с информированием заказчика о юридически значимых событиях, связанных с создаваемыми РИД и приобретаемыми правами на ОИС по жизненному циклу ИС вследствие отсутствия в материалах контракта (договора) соответствующих обязательств;

в) неправомерное распределение и закрепление прав на создаваемые РИД (приобретаемые ОИС);

г) нарушение прав правообладателей при использовании предшествующей ИС;

д) замечания и предписания со стороны надзорных органов, санкции в отношении юридических лиц - сторон контракта и их руководителей;

е) утрата возможности потенциальной докапитализации активов казны и организаций - сторон контракта и создания добавленной стоимости за счет созданной ИС и ее оборота;

ж) отсутствие учета (государственного, бухгалтерского, бюджетного) прав на ОИС, созданные за бюджетные (муниципальные) средства, и формирование предпосылок для нелегального "серого" оборота ИС, созданной за счет бюджетных средств;

и) невозможность принятия к бухгалтерскому (бюджетному) учету активов по их реальной стоимости;

к) некачественное выполнение НИОКР и создание формальных РИД, отсутствие инновационной мотивации авторов РИД и исполнителей контрактов к совершенствованию полученных РИД и дальнейшему софинансированию этих работ.

8.5.7 Для выявления, оценки и управления рисками в целях антимонопольного регулирования и защиты от недобросовестной конкуренции в сфере ИС в рамках государственного и муниципального заказа на выполнение НИОКР/при софинансировании НИОКР:

- антимонопольные органы используют риск-ориентированный подход в целях снижения административных барьеров для хозяйствующих субъектов и коррупционных рисков в деятельности государственных заказчиков и надзорных органов;

- государственные заказчики разрабатывают, принимают и реализуют стратегию управления рисками в этой сфере, обеспечивают ее реализацию в рамках политик управления рисками хозяйствующими субъектами - сторонами по контрактам на выполнение НИОКР.

Для обеспечения эффективного выполнения работ в рамках государственного и муниципального заказа на НИОКР/при софинансировании НИОКР хозяйствующие субъекты предусматривают:

- в рамках разработки и реализации политик управления рисками ИС установление лимитов допустимости рисков ИС и контроль за их соблюдением при выполнении НИОКР по государственному и муниципальному заказу;

- наделение специальными функциями в этой области подразделения (комитета) по управлению рисками, определение периодичности и порядка информирования руководства организации о рисках ИС;

- установление корпоративной ответственности за наступление рисков ИС и за реализацию политики по управлению рисками ИС.