7 Принципы антимонопольного регулирования и защиты от недобросовестной конкуренции в сфере интеллектуальной собственности

7.1 Реализация основных задач в рамках настоящего стандарта осуществляется на следующих принципах:

- приоритетность развития конкуренции;

- обеспечение баланса интересов правообладателей интеллектуальной собственности и развития конкуренции на товарных рынках;

- эффективность и комплексность мер правоприменительной конкурентной практики;

- определенность и неотвратимость санкций за антиконкурентные действия (бездействие);

- снижение административных барьеров и экономическая обоснованность принимаемых решений;

- дифференциация защиты от недобросовестной конкуренции;

- информационная открытость, гласность и объективность;

- координация и взаимодействие.

7.2 Приоритетность развития конкуренции предусматривает развитие конкуренции как приоритета государственной экономической политики на основе конституционных гарантий поддержки конкуренции, свободы творчества и экономической деятельности, а также равенства признания и защиты всех форм собственности.

7.3 Обеспечение баланса между интересами правообладателей исключительных прав и публичными и частными интересами развития конкуренции на товарных рынках осуществляется на основе разумного сочетания законодательных запретов монополизации, злоупотребления правом и недобросовестной конкуренции в экономической деятельности и ограничений их применения для сферы интеллектуальной собственности, оптимизации подходов к определению перечня запрещенных практик, признаваемых недобросовестной конкуренцией в сфере интеллектуальной собственности, включая злоупотребления со стороны правообладателей.

7.4 Эффективность и комплексность мер правоприменительной практики обеспечиваются на постоянной компетентной основе в рамках деятельности единого антимонопольного органа, уполномоченного по контролю за соблюдением законодательных запретов на антиконкурентные действия и недобросовестную конкуренцию, предупреждению, выявлению, пресечению таких нарушений и привлечению к ответственности за них.

7.5 Определенность и неотвратимость применения штрафных санкций за совершение антиконкурентных действий в отношении хозяйствующих субъектов (субъектов рынка) и должностных лиц органов власти достигаются путем обеспечения соразмерности этих санкций степени угрозы таких нарушений для конкуренции [ограничивающие конкуренцию соглашения, злоупотребление доминирующим положением хозяйствующими субъектами (субъектами рынка)], исходя из суммы выручки правонарушителя от реализации товара или из суммы расходов правонарушителя на приобретение товара, на рынке которого совершено правонарушение. При этом применение норм конкурентного (антимонопольного) законодательства к хозяйствующим субъектам (субъектам рынка) обеспечивается одинаковым образом и в равной мере независимо от организационно-правовой формы и места регистрации таких хозяйствующих субъектов (субъектов рынка) государств - членов ЕАЭС на равных условиях.

7.6 Снижение административных барьеров, препятствующих развитию и свободному функционированию рынка ИС, предусматривает меры по созданию благоприятной институциональной и организационной среды для эффективной защиты и развития конкуренции, в том числе при создании и обороте товаров, работ, услуг и финансов с использованием ОИС, а также при размещении государственного и муниципального заказа на выполнение НИОКР с использованием предшествующей ИС.

7.7 Дифференциация подходов при организации защиты от недобросовестной конкуренции в сфере ИС и противодействия контрафакту предполагает необходимость учета частных интересов иностранных компаний и публичных интересов вывода отечественной продукции на национальный, евразийский и международный рынки.

7.8 Информационная открытость и гласность проводимой конкурентной (антимонопольной) политики достигаются в том числе посредством размещения сведений о деятельности ЕЭК и антимонопольных органов в средствах массовой информации и сети Интернет с использованием информационно-коммуникационных технологий и трансграничного пространства доверия в рамках ЕАЭС, а также формирования официальной статистической информации на принципах профессиональной независимости; научной обоснованности и сопоставимости; полноты и достоверности; актуальности и своевременности; эффективности затрат и статистической конфиденциальности.

7.9 Координация и взаимодействие предполагают координацию деятельности в рамках настоящего стандарта уполномоченных органов на наднациональном, национальном и региональном уровнях, а также их взаимодействие в рамках выработки и реализации единой, скоординированной и согласованной конкурентной (антимонопольной) политики.

Межгосударственное взаимодействие уполномоченного национального антимонопольного органа с ЕЭК, уполномоченными антимонопольными органами других государств - членов ЕАЭС осуществляется в интересах обеспечения взаимной выгоды, равноправия и учета национальных интересов государств - членов ЕАЭС путем направления уведомлений, запросов о предоставлении информации, проведения консультаций, информирования о расследованиях (рассмотрении дел), затрагивающих интересы другого государства - члена Союза, проведения расследований (рассмотрения дел) по запросу уполномоченного органа одного из государств-членов и информирования о его результатах.

7.10 К законодательным запретам на осуществление монополистической деятельности применительно к инновациям и ИС относятся:

а) запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением.

Доминирующее положение хозяйствующего субъекта (субъекта рынка) устанавливается исходя из анализа следующих обстоятельств:

- доля хозяйствующего субъекта (субъекта рынка) и ее соотношение с долями конкурентов и покупателей;

- возможность хозяйствующего субъекта (субъекта рынка) в одностороннем порядке определять уровень цены товара и оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке;

- наличие экономических, технологических, административных или иных ограничений для доступа на товарный рынок;

- период существования возможности хозяйствующего субъекта (субъекта рынка) оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на товарном рынке.

Для признания доминирующего положения достаточно наличие одного из признаков: возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товаров на товарном рынке; возможность устранять с товарного рынка других хозяйствующих субъектов; возможность затруднять доступ на товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

При оценке обстоятельств и признаков доминирующего положения используются количественный критерий (указывает на размер рыночной доли хозяйствующего субъекта - соотношение объема производимого и поставленного товара к общему объему товаров, поставленных на рынок всеми хозяйствующими субъектами) и качественный критерий (указывает на размер реальных возможностей хозяйствующего субъекта определять условия обращения товара на товарном рынке).

Запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Запрет не распространяется на действия по осуществлению исключительных прав на РИД и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ или услуг;

б) запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения хозяйствующих субъектов, в том числе на соглашения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными осуществляющими их функции органами или организациями или между ними и хозяйствующими субъектами (субъектами рынка), а также "вертикальные" соглашения, если такие соглашения приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Допускаются "вертикальные" соглашения, если:

1) такие соглашения являются договорами коммерческой концессии;

2) доля каждого хозяйствующего субъекта (субъекта рынка), являющегося участником такого соглашения, на товарном рынке товара, являющегося предметом "вертикального" соглашения, не превышает 20%;

3) если суммарная выручка таких хозяйствующих субъектов от реализации товаров за последний календарный год не превышает 400 млн руб.

Критерии допустимости устанавливаются лишь для "вертикальных" соглашений, имеют императивный характер и обеспечивают как фактическое равенство участников на товарном рынке, так и единообразное правовое регулирование "вертикальных" соглашений в рамках ЕАЭС при оценке законности и разумности действий хозяйствующего субъекта.

Запрет не распространяется на соглашения о предоставлении и (или) об отчуждении права использования ОИС.

7.11 К законодательным запретам недобросовестной конкуренции в экономической деятельности и их ограничениям, применительно к инновациям и ИС, относятся:

а) запрет на недобросовестную конкуренцию, связанную с приобретением и использованием исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации товаров, работ или услуг.

Не допускается недобросовестная конкуренция, связанная с приобретением и использованием исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации товаров, работ или услуг (далее - средства индивидуализации).

Решение антимонопольного органа в отношении приобретения и использования исключительного права на товарный знак направляется заинтересованным лицом в федеральный орган исполнительной власти по ИС для признания недействительным предоставления правовой охраны товарному знаку;

б) запрет на недобросовестную конкуренцию, связанную с использованием результатов интеллектуальной деятельности.

Не допускается недобросовестная конкуренция путем совершения хозяйствующим субъектом действий по продаже, обмену или иному введению в оборот товара, если при этом незаконно использовались РИД, за исключением средств индивидуализации, принадлежащих хозяйствующему субъекту - конкуренту;

в) запрет на недобросовестную конкуренцию, связанную с созданием смешения.

Не допускается недобросовестная конкуренция путем совершения хозяйствующим субъектом действий (бездействия), способных вызвать смешение с деятельностью хозяйствующего субъекта-конкурента либо с товарами или услугами, вводимыми хозяйствующим субъектом-конкурентом в гражданский оборот на территории Российской Федерации, в том числе незаконное использование обозначения, тождественного товарному знаку, фирменному наименованию, коммерческому обозначению, наименованию места происхождения товара хозяйствующего субъекта-конкурента либо сходного с ними до степени смешения, путем его размещения на товарах, этикетках, упаковках или использования иным образом в отношении товаров, которые продаются либо иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации;

г) запрет на недобросовестную конкуренцию, связанную с незаконным получением, использованием, разглашением информации, составляющей коммерческую или иную охраняемую законом тайну.

Не допускается недобросовестная конкуренция, связанная с незаконным получением, использованием или разглашением информации, составляющей коммерческую или иную охраняемую законом тайну, в том числе:

1) получение и использование указанной информации, обладателем которой является другой хозяйствующий субъект-конкурент, без согласия лица, имеющего право ею распоряжаться;

2) использование или разглашение указанной информации, обладателем которой является другой хозяйствующий субъект-конкурент, вследствие нарушения условий договора с лицом, имеющим право ею распоряжаться;

3) использование или разглашение указанной информации, обладателем которой является другой хозяйствующий субъект-конкурент и которая получена от лица, имеющего или имевшего доступ к указанной информации вследствие выполнения служебных обязанностей, если не истек установленный законом или договором срок ее неразглашения;

д) запрет на иные формы недобросовестной конкуренции, виды и особенности которых приведены в разделах 8 - 12.