6 Субъекты антимонопольного регулирования и защиты от недобросовестной конкуренции в сфере интеллектуальной собственности

6.1 К основным субъектам отношений в области регулирования настоящего стандарта на территории Российской Федерации относятся:

- наднациональные органы ЕАЭС, уполномоченные в сферах конкурентной политики и ИС (ЕЭК);

- национальные государственные органы, уполномоченные в сферах антимонопольного регулирования и защиты конкуренции;

- национальные государственные органы, уполномоченные в сфере ИС и противодействия контрафакту;

- авторы РИД как ОИС;

- правообладатели РИД и приравненных к ним средств индивидуализации как ОИС;

- хозяйствующие субъекты;

- суды (Суд ЕАЭС и суды Российской Федерации).

6.2 ЕЭК как наднациональный, постоянно действующий регулирующий орган ЕАЭС осуществляет деятельность в пределах полномочий, предоставленных правом ЕАЭС, в том числе в сферах конкурентной политики, государственных и (или) муниципальных закупок, установления торговых режимов в отношении третьих сторон, технического регулирования и ИС.

В рамках ведения единой, скоординированной и согласованной конкурентных (антимонопольных) политик ЕЭК осуществляет следующие основные функции:

- контроль за соблюдением общих правил конкуренции на трансграничных рынках (включая взаимодействие с уполномоченными органами государств - членов ЕАЭС), взаимодействия уполномоченных органов государств-членов между собой при осуществлении контроля за соблюдением конкурентного (антимонопольного) законодательства, а также введения государственного ценового регулирования и оспаривания решений государств - членов ЕАЭС о его введении;

- пресечение нарушений хозяйствующими субъектами (субъектами рынка) государств - членов ЕАЭС, а также физическими лицами и некоммерческими организациями государств-членов, не являющимися хозяйствующими субъектами (субъектами рынка), общих правил конкуренции, если такие нарушения оказывают или могут оказать негативное влияние на конкуренцию на трансграничных рынках.

К основным полномочиям ЕЭК в предметной области настоящего стандарта относятся:

- рассмотрение заявления (материалы) о наличии признаков нарушения общих правил конкуренции, которое оказывает или может оказать негативное влияние на конкуренцию на трансграничных рынках, а также проведение необходимых расследований;

- возбуждение и рассмотрение дела о нарушении общих правил конкуренции, которое оказывает или может оказать негативное влияние на конкуренцию на трансграничных рынках, на основании обращений антимонопольного органа, хозяйствующих субъектов (субъектов рынка), органов власти, физических лиц или по собственной инициативе;

- вынесение определения, принятие обязательных для исполнения хозяйствующими субъектами (субъектами рынка) решений, в том числе о применении штрафных санкций к хозяйствующим субъектам (субъектам рынка), о совершении действий, направленных на прекращение нарушения общих правил конкуренции, устранение последствий их нарушения, обеспечение конкуренции, о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) привести к ограничению, устранению конкуренции на трансграничном рынке и нарушению общих правил конкуренции;

- запрос и получение информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных осуществляющих их функции органов или организаций государств - членов ЕАЭС, юридических лиц и физических лиц, в том числе конфиденциальной информации, необходимой для осуществления полномочий по контролю за соблюдением общих правил конкуренции на трансграничных рынках;

- осуществление взаимодействия с центральными аппаратами уполномоченных органов государств - членов ЕАЭС (при передаче уполномоченными органами государств-членов заявлений о нарушении общих правил конкуренции на рассмотрение ЕЭК, при рассмотрении ЕЭК заявлений о нарушении общих правил конкуренции на трансграничных рынках, при проведении ЕЭК расследований нарушений общих правил конкуренции на трансграничных рынках, при рассмотрении ЕЭК дел о нарушении общих правил конкуренции на трансграничных рынках, а также в иных случаях);

- направление ежегодно, не позднее 1 июня, в Высший совет ЕАЭС годового отчета о состоянии конкуренции на трансграничных рынках и мерах, принимаемых по пресечению нарушений общих правил конкуренции на них, и размещение одобренного отчета на официальном сайте ЕАЭС в сети Интернет;

- размещение решений по рассмотренным делам о нарушении общих правил конкуренции на официальном сайте ЕАЭС в сети Интернет.

6.3 В систему национальных государственных органов, осуществляющих на территории России антимонопольное регулирование, защиту и развитие конкуренции, входят федеральный антимонопольный орган, осуществляющий свою деятельность в соответствии с федеральными законами [3], [10], Банк России - для финансовых рынков [4] - [11] и уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по содействию развитию конкуренции в регионах, осуществляющие свою деятельность на основе Стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации [12].

6.3.1 Федеральный антимонопольный орган

Основным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере антимонопольного регулирования и защиты конкуренции в России, является ФАС России, который осуществляет следующие функции и полномочия (ст. 22, 23 [3]):

- обеспечение государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами;

- выявление нарушений антимонопольного законодательства, в том числе нарушения хозяйствующими субъектами (субъектами рынка), а также физическими лицами и некоммерческими организациями, не являющимися хозяйствующими субъектами (субъектами рынка), общих правил конкуренции, установленных Договором о ЕАЭС, принятие мер по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлечение к ответственности за такие нарушения;

- предупреждение монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции, других нарушений антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами;

- издание в установленном порядке нормативных правовых актов, выдача разъяснений по вопросам применения им антимонопольного законодательства и заключений о последствиях воздействия специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер, последствиях изменения ставок таможенных пошлин для конкуренции на товарном рынке Российской Федерации;

- возбуждение и рассмотрение дел о нарушениях антимонопольного законодательства, принятие по результатам их рассмотрения решений и выдача обязательных для исполнения предписаний, в том числе о прекращении действия регистрации и признания недействительным предоставления правовой охраны товарному знаку в тех случаях, когда в действиях, связанных с приобретением и использованием исключительного права на средство индивидуализации, обнаруживается состав недобросовестной конкуренции;

- направление в письменной форме предостережения о недопустимости нарушения антимонопольного законодательства должностным лицам, публично заявляющим о планируемом поведении на товарном рынке, если такое поведение может привести к нарушению антимонопольного законодательства;

- рассмотрение жалоб на нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, продажи государственного или муниципального имущества;

- привлечение к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в случаях и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации;

- обращение в суд с заявлениями об обжаловании противоречащих антимонопольному законодательству нормативных правовых актов;

- обращение в арбитражный суд с исками, заявлениями о нарушении антимонопольного законодательства (в том числе о признании недействующими либо недействительными полностью или частично противоречащих антимонопольному законодательству, в том числе создающих необоснованные препятствия для осуществления предпринимательской деятельности, ненормативных актов; о признании недействительными полностью или частично договоров, не соответствующих антимонопольному законодательству; об обязательном заключении договора; об изменении или о расторжении договора; о ликвидации юридических лиц в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством; о взыскании в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства; о привлечении к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства лиц, допустивших такое нарушение; о признании торгов недействительными; о понуждении к исполнению решений и предписаний антимонопольного органа);

- участие в рассмотрении судом или арбитражным судом дел, связанных с применением и (или) нарушением антимонопольного законодательства;

- ведение реестра лиц, привлеченных к административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства;

- размещение на сайте в Интернете решений и предписаний, затрагивающих интересы неопределенного круга лиц;

- установление доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией;

- проведение проверки соблюдения антимонопольного законодательства, получение от проверяемых лиц необходимых документов и информации, объяснений в письменной или устной форме, обращение в установленном законодательством Российской Федерации порядке в органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, с просьбой о проведении оперативно-розыскных мероприятий;

- осуществление контроля за предоставлением и использованием государственных или муниципальных преференций;

- утверждение порядка проведения анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта и выявления иных случаев недопущения, ограничения или устранения конкуренции;

- внесение в лицензирующие органы предложения об аннулировании, отзыве лицензий на осуществление хозяйствующими субъектами, нарушающими антимонопольное законодательство, отдельных видов деятельности или о приостановлении действия таких лицензий;

- осуществление взаимодействия с ЕЭК и сотрудничества с международными организациями, государственными органами иностранных государств, принимает участие в разработке и реализации международных договоров Российской Федерации, в работе межправительственных или межведомственных комиссий, координирующих международное сотрудничество Российской Федерации, в осуществлении международных программ и проектов по вопросам защиты конкуренции;

- осуществление совместно с Банком России контроля за соблюдением антимонопольного законодательства кредитными организациями - на кредитном рынке банковских услуг (ст. 32 [10]); иными финансовыми организациями - на фондовом, страховом и иных финансовых рынках;

- обобщение и анализ практики применения антимонопольного законодательства, разработка рекомендаций по его применению;

- ежегодное представление в Правительство Российской Федерации доклада о состоянии конкуренции в Российской Федерации и его размещение на сайте антимонопольного органа в Интернете.

6.3.2 Банк России

В соответствии с федеральными законами в целях развития и обеспечения стабильности финансовых рынков Российской Федерации, в том числе антимонопольного регулирования и защиты от недобросовестной конкуренции на финансовых рынках (включая кредитный, фондовый, страховой), Банк России осуществляет следующие полномочия и функции (ст. 1, 4 [11]):

- разработка и проведение во взаимодействии с Правительством Российской Федерации политики развития и обеспечения стабильности функционирования финансовых рынков Российской Федерации;

- осуществление совместно с антимонопольным органом контроля за соблюдением кредитными организациями антимонопольного законодательства на рынке банковских услуг (ст. 32 [10]);

- установление правил проведения банковских операций;

- принятие решений о государственной регистрации кредитных организаций, выдача кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостановка их действия и отзыв;

- осуществление надзора за деятельностью кредитных организаций и банковских групп (далее - банковский надзор);

- осуществление регулирования, контроль и надзор за деятельностью некредитных финансовых организаций в соответствии с федеральными законами;

- регистрация выпусков эмиссионных ценных бумаг и проспектов ценных бумаг, а также отчетов об итогах выпусков эмиссионных ценных бумаг;

- контроль и надзор за соблюдением эмитентами требований законодательства Российской Федерации об акционерных обществах и ценных бумагах;

- регулирование, контроль и надзор в сфере корпоративных отношений в акционерных обществах;

- утверждение отраслевых стандартов бухгалтерского учета для кредитных организаций, Банка России и некредитных финансовых организаций, план счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядок его применения, план счетов для Банка России и порядок его применения;

- утверждение плана счетов бухгалтерского учета для некредитных финансовых организаций и порядок его применения;

- анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации, публикация соответствующих материалов и статистических данных;

- контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком;

- защита прав и законных интересов акционеров и инвесторов на финансовых рынках, страхователей, застрахованных лиц и выгодоприобретателей, признаваемых таковыми в соответствии со страховым законодательством, а также застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию, вкладчиков и участников негосударственного пенсионного фонда по негосударственному пенсионному обеспечению;

- осуществление иных функций в соответствии с федеральными законами [4] - [9].

Банк России подотчетен Государственной думе Федерального собрания Российской Федерации, для чего:

1) один раз в три года представляет в Государственную думу (для рассмотрения на парламентских слушаниях и получения рекомендаций) проект основных направлений развития финансового рынка Российской Федерации с предварительным направлением проекта Президенту России и в Правительство Российской Федерации;

2) ежегодно не позднее 15 мая года, следующего за отчетным, представляет в Государственную думу годовой отчет Банка России (публикуется не позднее 15 июля года, следующего за отчетным), который включает в том числе перечень мероприятий по реализации единой государственной денежно-кредитной политики, анализ состояния экономики Российской Федерации, в том числе анализ кредита, финансового рынка Российской Федерации.

Банк России по вопросам, отнесенным к его компетенции, издает в форме указаний, положений и инструкций нормативные акты, обязательные для исполнения федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, а также всеми юридическими и физическими лицами.

Банк России при осуществлении функций, предусмотренных федеральными законами, обязан разрабатывать и реализовывать политику по предотвращению, выявлению и управлению конфликтами интересов (ст. 4.1 [11]).

Банк России вправе обращаться с исками в суды в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.

Основными органами управления Банка России являются Национальный финансовый совет (коллегиальный орган), Совет директоров, Комитет банковского надзора и Комитет финансового надзора, к компетенции которых в предметной области настоящего стандарта в соответствии с федеральными законами отнесены перечисленные далее полномочия и функции.

Национальный финансовый совет выполняет следующие функции:

- рассмотрение годового отчета Банка России и ежегодного отчета о деятельности общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Фонда консолидации банковского сектора";

- рассмотрение вопросов развития и совершенствования финансового рынка Российской Федерации, совершенствования банковской системы Российской Федерации;

- рассмотрение основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики и их проекта;

- решение вопросов, связанных с участием Банка России в капиталах кредитных организаций;

- ежеквартальное рассмотрение информации Совета директоров по основным вопросам деятельности Банка России, в том числе вопросам реализации основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики, банковского регулирования и банковского надзора, регулирования, контроля и надзора за деятельностью некредитных финансовых организаций, подготовки проектов законодательных актов и иных нормативных актов в области развития и обеспечения стабильности функционирования финансового рынка Российской Федерации;

- рассмотрение представленной Советом директоров политики по предотвращению, выявлению и управлению конфликтами интересов при осуществлении Банком России функций, предусмотренных федеральными законами, и дача рекомендаций по указанной политике.

К основным функциям Совета директоров Банка России (во главе с председателем Банка России) относятся:

- разработка во взаимодействии с Правительством Российской Федерации проекта основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики, проекта основных направлений развития финансового рынка и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики и представление этих документов для рассмотрения в Национальный финансовый совет, а также Президенту Российской Федерации, в Правительство Российской Федерации и Государственную думу;

- обеспечение выполнения основных направлений денежно-кредитной политики и основных направлений развития финансового рынка;

- утверждение отчета о деятельности Банка России, подготовка анализа состояния экономики Российской Федерации и представление указанных материалов в составе годового отчета Банка России в Национальный финансовый совет до представления в Государственную думу;

- принятие решений об установлении обязательных нормативов для кредитных организаций и банковских групп, а также некредитных финансовых организаций; о размещении облигаций Банка России; о составе, порядке и сроках раскрытия информации по сделкам, совершенным Банком России с ценными бумагами на организованных торгах;

- утверждение порядка работы Совета директоров, структуры Банка России, положений о структурных подразделениях и учреждениях Банка России, уставов организаций Банка России, порядка назначения руководителей структурных подразделений и организаций Банка России;

- утверждение правил проведения банковских операций для банковской системы Российской Федерации;

- утверждение отраслевых стандартов бухгалтерского учета для кредитных организаций и некредитных финансовых организаций;

- утверждение планов счетов бухгалтерского учета для кредитных и некредитных финансовых организаций и порядков их применения;

- утверждение решения о выпуске (дополнительном выпуске) облигаций Банка России.

Комитет банковского надзора - действующий на постоянной основе орган, объединяющий руководителей структурных подразделений Банка России, обеспечивающих выполнение его надзорных функций, осуществляющий регулирующие и надзорные функции Банка России в сфере банковской деятельности.

Комитет финансового надзора - действующий на постоянной основе орган, объединяющий руководителей структурных подразделений Банка России, обеспечивающих выполнение его функций, осуществляющий регулирующие, контрольные и надзорные функции Банка России в сфере финансовых рынков.

6.3.3 Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по содействию развитию конкуренции в регионе на основе Стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации осуществляет следующие полномочия:

а) формирует проект перечня с аргументированным обоснованием выбора каждого рынка и представляет его на рассмотрение и утверждение высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации;

б) подготавливает ежегодный доклад о состоянии и развитии конкурентной среды на рынках товаров, работ и услуг субъекта Российской Федерации для его рассмотрения и утверждения коллегиальным органом субъекта Российской Федерации;

в) разрабатывает проект "дорожной карты" и представляет его на рассмотрение и утверждение высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации;

г) координирует деятельность органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по выполнению мероприятий, предусмотренных "дорожной картой";

д) организует проведение и (или) проводит не реже двух раз в год обучающие мероприятия и тренинги для органов местного самоуправления субъекта Российской Федерации по вопросам содействия развитию конкуренции;

е) формирует при принятии высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации решения, предусматривающего систему поощрений, рейтинг муниципальных образований в части их деятельности по содействию развитию конкуренции и обеспечению условий для благоприятного инвестиционного климата;

ж) размещает информацию о деятельности по содействию развитию конкуренции и соответствующие материалы на официальном сайте уполномоченного органа субъекта Российской Федерации в Интернете;

и) рассматривает обращения субъектов предпринимательской деятельности, потребителей товаров, работ и услуг и общественных организаций, представляющих интересы потребителей, по вопросам содействия развитию конкуренции, относящимся к компетенции уполномоченного органа субъекта Российской Федерации;

к) организует проведение мониторинга состояния и развития конкурентной среды на рынках товаров, работ и услуг субъекта Российской Федерации.

6.4 Уполномоченные государственные органы в сфере интеллектуальной собственности

К уполномоченным государственным органам в сфере ИС относятся федеральные органы исполнительной власти, наделенные специальными функциями и полномочиями, а также органы государственной власти - государственные заказчики и комиссии по противодействию контрафакту.

6.4.1 Министерство образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) исполняет следующие функции в сфере управления ИС:

а) выработка государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности, развития федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров и наукоградов, ИС (за исключением нормативно-правового регулирования вопросов, касающихся контроля, надзора и оказания государственных услуг в сфере правовой охраны изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, ПВЭМ, БД и топологий интегральных микросхем, в том числе входящих в состав единой технологии, товарных знаков, знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров), в том числе самостоятельно принимает следующие нормативные правовые акты:

1) порядок формирования и функционирования инновационной инфраструктуры в системе образования (в том числе порядок признания организации федеральной инновационной площадкой), перечень федеральных инновационных площадок,

2) перечень показателей, критерии и периодичность оценки эффективности реализации программ развития национальных исследовательских университетов,

3) разработка и реализация мер по развитию конкуренции на товарных рынках, включая выполнение соответствующих ведомственных целевых программ, в установленной сфере деятельности;

б) координация фундаментальных исследований в рамках программ государственных фондов поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности, а также программы фундаментальных научных исследований государственных академий наук и фундаментальных исследований в вузах;

в) осуществление функций государственного заказчика федеральных целевых программ и проектов в установленной сфере деятельности;

г) формирование приборно-инструментальной, технологической и информационной базы для развития наноиндустрии;

д) мониторинг научно-технического и производственного потенциала в сфере нанотехнологий;

е) формирование и ведение единой государственной информационной системы учета НИОКТР гражданского назначения и их результатов, в том числе оформление регистрационных свидетельств на зарегистрированные в единой государственной информационной системе учета НИОКТР гражданского назначения объекты учета;

ж) ведение реестра учета уведомлений о создании бюджетными научными учреждениями и автономными научными учреждениями либо образовательными организациями высшего образования, являющимися бюджетными учреждениями и автономными учреждениями, хозяйственных обществ и хозяйственных партнерств, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности [ПВЭМ, БД, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау)], исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) (в том числе совместно с другими лицами) таких хозяйственных обществ и участникам таких хозяйственных партнерств - бюджетным научным учреждениям и автономным научным учреждениям либо образовательным организациям высшего образования, являющимся бюджетными учреждениями и автономными учреждениями;

и) оформление заявлений, ходатайств, заявок на выдачу патентов и свидетельств о государственной регистрации охраняемых РИД;

к) распоряжение в установленном порядке от имени Российской Федерации правами на ОИС, созданные за счет средств федерального бюджета по заказу Минобрнауки России.

6.4.2 Министерство культуры Российской Федерации (Минкультуры России) осуществляет следующие функции в сфере управления ИС:

- выработка и реализация государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере авторского права и смежных прав;

- управление государственным имуществом и оказание государственных услуг по охране авторского права и смежных прав;

- утверждение перечня библиотечно-информационных организаций, получающих обязательный федеральный экземпляр печатных изданий, фонограмм и видеофильмов, электронных изданий, патентных документов на электронных носителях; формы отчета о деятельности аккредитованных государством организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами;

- осуществление государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации об авторском праве и смежных правах в установленной сфере деятельности; за деятельностью аккредитованных государством организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами.

6.4.3 Министерство экономического развития Российской Федерации осуществляет следующие функции в сфере управления ИС:

- выработка и реализация государственной политики и нормативно-правовое регулирование в области контроля и надзора в сфере правовой охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности гражданского, военного, специального и двойного назначения, созданных за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета;

- контроль и надзор в отношении государственных заказчиков и организаций - исполнителей государственных контрактов, предусматривающих проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ;

- нормативно-правовое регулирование вопросов, касающихся оказания государственных услуг в сфере правовой охраны изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, ПЭВМ, БД и топологий интегральных микросхем, в том числе входящих в состав единой технологии, товарных знаков, знаков обслуживания и наименований мест происхождения товаров;

- формирование технологических платформ, реализация кластерной политики, программ инновационного развития компаний с государственным участием, федеральных целевых программ и федеральных адресных инвестиционных программ;

- координация и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной службы по интеллектуальной собственности (Роспатент) и Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущество).

6.4.4 Министерство сельского хозяйства Российской Федерации (Минсельхоз России) является федеральным органом исполнительной власти по селекционным достижениям и осуществляет следующие функции в сфере управления ИС:

- выработка и реализация государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере агропромышленного комплекса, включая животноводство (в том числе разведение одомашненных видов и пород рыб, включенных в Государственный реестр охраняемых селекционных достижений);

- принятие нормативных правовых актов в целях регулирования отношений в сфере интеллектуальной собственности, связанных с селекционными достижениями;

- формирование и использование федерального фонда семян сельскохозяйственных растений, а также резерва средств защиты растений (пестицидов); организация проведения сортового и семенного контроля в отношении посевов и семян сельскохозяйственных растений;

- регистрация племенных животных и племенных стад соответственно в государственной книге племенных животных и государственном племенном регистре;

- выдача сертификатов (свидетельств) на племенную продукцию (материал); определение видов организаций, осуществляющих деятельность в области племенного животноводства;

- осуществление юридически значимых действий по государственной регистрации селекционных достижений, включая прием и экспертизу заявок, по выдаче патентов, удостоверяющих исключительное право их обладателей на селекционные достижения, а также иные действия, связанные с правовой охраной селекционных достижений, в случаях, предусмотренных законом;

- подготовка и выдача заключения Минсельхоза России на заявку о государственной регистрации наименования места происхождения товара и на предоставление исключительного права на такое наименование [на основе анализа информации, представленной заявителем и профильными научными организациями, о соответствии сведений, указанных в заявке заявителем, что товар производится в границах указанного географического объекта, соответствует производимому заявителем товару и описанию его особых свойств, имеет зависимость перечисленных особых свойств от характерных для данного географического объекта природных условий и (или) людских факторов].

6.4.5 Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (Минкомсвязь России) осуществляет следующие функции в сфере управления ИС:

- выработка и реализация государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере информационных технологий, средств массовой информации, в том числе электронных [включая развитие сети Интернет, систем телевизионного (в том числе цифрового) вещания и радиовещания и новых технологий в этих областях], печати, издательской и полиграфической деятельности;

- управление государственным имуществом и оказание государственных услуг в сфере информационных технологий, в том числе в части использования информационных технологий для формирования государственных информационных ресурсов и обеспечения доступа к ним;

- обеспечение защиты интересов государства в области авторского права и смежных прав в сфере массовых коммуникаций и средств массовой информации, информационных технологий.

6.4.6 Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России) осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций; координацию и контроль деятельности подведомственных ему Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству, Федеральной службы по техническому и экспортному контролю и Федерального агентства специального строительства и имеет следующие полномочия в сфере управления ИС:

- организует научные исследования в целях обороны, осуществляет в установленном порядке размещение и оплату НИОКТР в области обороны;

- разрабатывает единую военно-техническую политику в Российской Федерации по вопросам создания и совершенствования вооружения и военной техники и координирует ее проведение;

- осуществляет функции государственного заказчика государственного оборонного заказа по закупке товаров, работ, услуг по номенклатуре вооружения, военной, специальной техники и материальных средств для обеспечения нужд Вооруженных сил России;

- осуществляет закупки товаров, работ, услуг в установленной сфере деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

- организует в установленном порядке патентно-лицензионную, изобретательскую, рационализаторскую работу, в том числе рассмотрение заявок и выдачу патентов на секретные изобретения, относящиеся к средствам вооружения и военной техники, осуществляет управление правами Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности, находящиеся в ведении Минобороны России, в том числе исключительными правами на них, проводит мониторинг их использования, а также участвует в мероприятиях по их правовой защите;

- утверждает тактико-технические требования к образцам вооружения и военной техники, разрешенным для экспорта, экспортную комплектацию продукции военного назначения, а также основные положения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ военного назначения, разрешенных для экспорта;

- осуществляет военно-техническое сопровождение поставок продукции военного назначения, предназначенной для экспорта, в том числе контроль качества и приемку указанной продукции.

6.4.7 Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (Минпромторг России) является уполномоченным органом Российской Федерации в сфере промышленной политики и осуществляет:

- функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере промышленного и оборонно-промышленного комплексов, промышленности строительных материалов (изделий) и строительных конструкций, энергосбережения и повышения энергетической эффективности при обороте товаров, а также в области развития авиационной техники и экспериментальной авиации, технического регулирования, стандартизации и обеспечения единства измерений, науки и техники в интересах обороны и безопасности государства, внешней и внутренней торговли, общественного питания и бытового обслуживания, народных художественных промыслов, индустрии детских товаров;

- функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере машиностроения, металлургической, химической, фармацевтической, биотехнологической, медицинской, легкой, лесной, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей, электронной, авиационной и судостроительной промышленности, промышленности средств связи, радиопромышленности, промышленности боеприпасов и специальной химии, химического разоружения, промышленности обычных вооружений, народных художественных промыслов;

- функции по поддержке экспорта промышленной продукции, обеспечения доступа на рынки товаров и услуг, выставочной и ярмарочной деятельности, по проведению расследований, предшествующих введению компенсирующих мер, предусмотренных Договором о ЕАЭС;

- разработку государственной политики Российской Федерации в сфере стандартизации;

- функции по обеспечению реализации обязательств, вытекающих из членства Российской Федерации во Всемирной торговой организации, в установленной сфере деятельности;

- закрепление за Российской Федерацией прав на ОИС и другие результаты научно-технической деятельности, созданные за счет средств федерального бюджета при реализации государственных контрактов, заключаемых Минпромторгом России, а также распоряжение закрепленными правами Российской Федерации на результаты научно-технической деятельности в целях их доведения до стадии промышленного применения и реализации готовой продукции.

6.4.8 Федеральная служба по интеллектуальной собственности (Роспатент) осуществляет следующие функции в сфере управления ИС:

- правовая защита интересов государства в процессе экономического и гражданско-правового оборота результатов НИОКТР военного, специального и двойного назначения, в том числе подтверждает урегулирование вопросов правовой защиты интересов государства в процессе передачи иностранным заказчикам и использования ими результатов НИОКТР военного назначения, которые содержатся в предусмотренной для передачи продукции военного назначения и права на которые принадлежат Российской Федерации;

- контроль и надзор в установленной сфере деятельности в отношении государственных заказчиков и организаций - исполнителей государственных контрактов, предусматривающих проведение НИОКТР;

- оказание государственных услуг в сфере правовой охраны изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, ПЭВМ, БД и топологий интегральных микросхем, в том числе входящих в состав единой технологии, товарных знаков, знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров;

- контроль и надзор в сфере правовой охраны и использования РИД гражданского, военного, специального и двойного назначения, созданных за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета;

- прием, рассмотрение и экспертиза заявок на выдачу патента/свидетельства на ОИС, государственная регистрация изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, товарных знаков, знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров с выдачей на них в установленном порядке патентов и свидетельств, а также продление срока действия исключительного права на указанные ОИС, восстановление/прекращение действия патента/свидетельства, выдача их дубликатов;

- государственная регистрация распоряжений исключительным правом на объекты патентного права, товарный знак, знак обслуживания, наименование места происхождения товара, а также сделок, предусматривающих использование единой технологии за пределами Российской Федерации;

- учет переданных иностранным государствам лицензий на производство продукции военного назначения;

- формирование и ведение: единого реестра результатов НИОКТР военного, специального и двойного назначения, права на которые принадлежат Российской Федерации; Государственного реестра изобретений Российской Федерации; Государственного реестра полезных моделей Российской Федерации; Государственного реестра промышленных образцов Российской Федерации; Государственного реестра товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации; Перечня общеизвестных в Российской Федерации товарных знаков; Государственного реестра наименований мест происхождения товаров Российской Федерации;

- рассмотрение и разрешение в административном порядке споров, возникающих в связи с защитой интеллектуальных прав в отношениях, связанных с подачей и рассмотрением заявок на выдачу патентов на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки, знаки обслуживания и наименования мест происхождения товаров, с государственной регистрацией этих результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, с выдачей соответствующих правоустанавливающих документов, с оспариванием предоставления этим результатам и средствам правовой охраны или с ее прекращением;

- обобщение практики применения законодательства Российской Федерации и подготовка предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности;

- аттестация и регистрация патентных поверенных Российской Федерации, выдача им регистрационных свидетельств, а также контроль за выполнением патентными поверенными требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

6.4.9 Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) осуществляет следующие функции в сфере управления ИС:

- учет в составе федерального имущества исключительных (имущественных) прав Российской Федерации на РИД, являющихся объектами бюджетного учета, ведение такого реестра в составе реестра федерального имущества и выдача выписок из указанного реестра;

- осуществление от имени Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации прав акционера (участника, члена) организаций, акции (доли) в уставном (складочном) капитале или паи в имуществе которых находятся в федеральной собственности;

- осуществление от имени Российской Федерации юридических действий по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении федеральным имуществом и его приватизации на территории Российской Федерации и за рубежом;

- отдельные функции и полномочия собственника федерального имущества, в том числе права акционера и участника общества с ограниченной ответственностью, в сфере управления имуществом Российской Федерации (за исключением тех случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти), включая контроль в этой области, в том числе согласование внесения в порядке и случаях, которые предусмотрены федеральными законами, имущества (имущественных прав), за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за академией собственником или приобретенного за счет средств, выделенных ей собственником на приобретение такого имущества, в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ или передачи им такого имущества (имущественных прав) иным образом в качестве их учредителя или участника.

6.4.10 Федеральная таможенная служба (ФТС России) осуществляет следующие функции в сфере управления ИС:

- принимает нормативные правовые акты, определяющие порядок ведения национального таможенного реестра ОИС; порядок подачи заявления о включении ОИС в таможенный реестр ОИС, требования к заявляемым сведениям и представляемым документам в зависимости от вида ОИС;

- ведет таможенный реестр ОИС, обеспечивает опубликование данных таможенного реестра ОИС в своих официальных изданиях и их размещение на своем официальном сайте;

- принимает решение о принятии мер, связанных с приостановлением выпуска товаров, или об отказе в принятии таких мер и во включении ОИС в таможенный реестр ОИС;

- дает заключение о возможности включения ОИС в единый таможенный реестр ОИС государств - членов ЕАЭС и (или) продления сроков включения;

- осуществляет противодействие незаконному обороту ОИС, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС и (или) через государственную границу Российской Федерации;

- обеспечивает в пределах своей компетенции защиту прав на ОИС.

6.4.11 Государственные заказчики

В рамках контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд в качестве государственных заказчиков выступают действующие от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени России или субъекта Российской Федерации и осуществляющие закупки: органы государственной власти; государственная корпорация по атомной энергии "Росатом"; органы управления государственными внебюджетными фондами (органы управления Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования); государственные казенные учреждения.

В рамках контрактной системы предусмотрена передача государственными заказчиками своих полномочий автономным учреждениям, унитарным предприятиям.

Государственные заказчики осуществляют следующие основные функции в сфере управления интеллектуальной собственностью:

- принятие решения об использовании предшествующей ИС, в том числе на безвозмездной лицензионной основе (если данные РИД созданы за счет бюджетных средств, а правообладателем является исполнитель государственного контракта, по которому эти РИД созданы);

- включение в государственные контракты на выполнение НИОКТР при их заключении положений по созданию, правовой охране, распределению прав, учету и использованию РИД, в том числе предшествующей ИС, а также включение в структуру цены контрактов средств на обеспечение правовой охраны этих результатов, проведение патентных исследований, лицензионных платежей за использование предшествующей ИС и выплату вознаграждения авторам за создание РИД;

- внесение по итогам размещения заказов данных в реестр государственных контрактов, заключенных от имени Российской Федерации (реестр ведет Федеральное казначейство);

- распределение прав на созданные РИД (за Российской Федерацией, за Российской Федерацией и исполнителем совместно, за исполнителем);

- принятие решения о способе правовой охраны РИД на основании уведомления исполнителя о создании в рамках государственного контракта охраноспособного РИД;

- государственный учет РИД, полученных при выполнении НИОКТР за счет средств федерального бюджета и (или) в ходе выполнения государственных контрактов, путем внесения в БД государственного заказчика сведений об указанных результатах, представленных исполнителями;

- внесение данных в единый реестр результатов НИОКТР гражданского назначения, выполняемых за счет средств федерального бюджета (ведет Минобрнауки России);

- внесение данных в единый реестр результатов НИОКТР военного, специального и двойного назначения, права на которые принадлежат Российской Федерации (ведет Роспатент);

- управление правами Российской Федерации на РИД, созданные по заказу в рамках государственных контрактов, в которых они выступали заказчиками, включая:

а) осуществление мероприятий по оформлению прав Российской Федерации на РИД, используемые и (или) созданные при выполнении государственных контрактов,

б) организацию работ по оценке стоимости и принятие на бухгалтерский и бюджетный учет исключительных прав на РИД,

в) постановку исключительных прав на РИД, являющихся объектами бюджетного учета, на учет в реестр исключительных прав Российской Федерации в реестре Росимущества,

г) распоряжение правами Российской Федерации на РИД,

д) организацию использования РИД, в том числе в целях их доведения до стадии промышленного применения и реализации готовой продукции.

Правила и процедуры деятельности государственных заказчиков в отношении охраняемых РИД, создаваемых и (или) используемых при выполнении НИОКТР гражданского, военного, специального и двойного назначения за счет средств государственного бюджета, определены в ГОСТ Р 58086.

6.4.12 В систему государственных органов по противодействию незаконному обороту промышленной продукции, в том числе контрафактной, входят Государственная комиссия и комиссии в субъектах Российской Федерации.

Государственная комиссия по противодействию незаконному обороту промышленной продукции является органом, осуществляющим в том числе следующие функции [13], [14]:

- координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по противодействию незаконному ввозу, производству и обороту промышленной продукции, в том числе контрафактной;

- разработка концепций, стратегий и планов в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции;

- разработка мер, направленных на противодействие незаконному обороту промышленной продукции, в том числе на профилактику этого оборота, а также на повышение эффективности их реализации;

- участие в международном сотрудничестве в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции, в том числе в подготовке проектов международных договоров Российской Федерации;

- мониторинг и оценка ситуации в этой сфере на территории Российской Федерации;

- подготовка предложений Правительству Российской Федерации по формированию государственной политики, рассмотрение проектов законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции;

- подготовка ежегодных докладов о ситуации в сфере незаконного оборота промышленной продукции на территории Российской Федерации и представление их в Правительство Российской Федерации не позднее второго квартала года, следующего за отчетным.

Комиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции в субъектах Российской Федерации являются органами, осуществляющими в том числе следующие функции на территории субъектов Российской Федерации:

- координация деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления по противодействию незаконному обороту промышленной продукции на территории субъекта Российской Федерации, а также организация их взаимодействия с общественными объединениями и организациями;

- участие в формировании и реализации на территории субъекта Российской Федерации государственной политики в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции;

- подготовка ежегодных докладов о ситуации на рынке промышленной продукции в субъекте Российской Федерации, а также о работе комиссии и представление их в государственную комиссию не позднее первого квартала года, следующего за отчетным;

- разработка мер, направленных на противодействие незаконному обороту промышленной продукции на территории субъекта Российской Федерации, в том числе на профилактику этого оборота, а также на повышение эффективности их реализации;

- анализ эффективности деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления по противодействию незаконному обороту промышленной продукции на территории субъекта Российской Федерации;

- сотрудничество с органами государственной власти других субъектов Российской Федерации в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции, в том числе подготовка проектов соответствующих совместных решений;

- мониторинг и оценка ситуации в сфере незаконного оборота промышленной продукции на территории субъекта Российской Федерации, а также подготовка предложений по улучшению ситуации в этой сфере на территории субъекта Российской Федерации.

Комиссии осуществляют свою деятельность во взаимодействии с государственной комиссией, аппаратом полномочного представителя Президента Российской Федерации в федеральном округе, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями.

6.5 Правообладатели

Правообладателями могут быть физические и юридические лица, правомерно обладающие исключительным правом на ОИС в период действия такого исключительного права в силу закона или на основании договора, в том числе:

- авторы РИД (согласно ГОСТ Р 55386);

- наследники авторов РИД (в период действия исключительного права на ОИС);

- Российская Федерация (в лице уполномоченных государственных органов, в том числе государственных заказчиков);

- субъекты Российской Федерации (в лице уполномоченных государственных органов, в том числе государственных заказчиков);

- муниципальные образования (в лице уполномоченных органов, в том числе муниципальных заказчиков);

- заказчики;

- иные лица, являющиеся правообладателями в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с особенностями правового статуса, объема и характера полномочий в сфере распределения исключительных (имущественных) прав на охраняемые РИД, создаваемые и (или) используемые при выполнении НИОКТР, выделяются следующие группы авторов:

- авторы РИД, используемых при выполнении научных исследований по государственному заказу, муниципальному заказу, договору выполнения НИОКТР;

- авторы служебных РИД;

- авторы (соавторы) сложных РИД.

6.6 Хозяйствующие субъекты

К хозяйствующим субъектам относятся российские и иностранные лица, осуществляющие свою деятельность на территории Российской Федерации, а также лица, находящиеся за пределами территории Российской Федерации, если соглашения между российскими и (или) иностранными лицами, а также совершаемые ими действия оказывают влияние на состояние конкуренции на территории Российской Федерации, в том числе:

- коммерческие организации;

- некоммерческие организации, осуществляющие приносящую им доход деятельность;

- физические лица, включая индивидуальных предпринимателей, осуществляющих профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

6.7 Суды

Судебная защита в предметной области настоящего стандарта может быть осуществлена Судом ЕАЭС согласно статуту Суда ЕАЭС и судами Российской Федерации в соответствии с национальным процессуальным законодательством.

6.7.1 Суд ЕАЭС как наднациональный судебный орган ЕАЭС рассматривает в рамках своей компетенции и в соответствии со статутом по обращениям государств - членов ЕАЭС или хозяйствующих субъектов следующие споры:

- дела о соответствии международного договора в рамках ЕАЭС или его отдельных положений Договору о ЕАЭС (при обязательном условии предварительного обращения заявителя к государству-члену или ЕЭК для урегулирования вопроса в досудебном порядке);

- дела о соответствии решения ЕЭК или его отдельных положений Договору о ЕАЭС или международным договорам в рамках ЕАЭС, а также решениям Высшего Евразийского экономического совета и Межправительственного совета (по заявлению государств - членов ЕАЭС);

- дела о неисполнении государствами своих обязательств (по заявлению ЕЭК или государств - членов ЕАЭС);

- дела об обжаловании решения, действия или бездействия ЕЭК (по заявлению хозяйствующих субъектов) при условии установления следующих фактов: затрагиваются ли права хозяйствующего субъекта в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; нарушаются ли предоставленные Договором о ЕАЭС или международными договорами права или законные интересы этого хозяйствующего субъекта. При этом заявление об обжаловании решения Комиссии по делу о нарушении общих правил конкуренции на трансграничных рынках Суд ЕАЭС принимает к рассмотрению без предварительного обращения заявителя в Комиссию для урегулирования вопроса в досудебном порядке.

В случае принятия Судом ЕАЭС заявления об обжаловании решения Комиссии по делу о нарушении общих правил конкуренции на трансграничных рынках к производству действие решения Комиссии приостанавливается до дня вступления решения Суда ЕАЭС в законную силу;

- дела о разъяснении положения Договора о ЕАЭС, международных договоров в рамках ЕАЭС и решений органов ЕАЭС (по заявлению государства - члена или органа ЕАЭС), а также о разъяснении положений права ЕАЭС, связанных с трудовыми правоотношениями (по заявлениям сотрудников и должностных лиц органов ЕАЭС и Суда).

По делам о разрешении споров Суд выносит решения, которые являются обязательными для исполнения государствами-членами или Комиссией, а по делам о разъяснении Суд выносит консультативное заключение, имеющее рекомендательный характер.

Суд вправе при наличии ходатайства приостановить действие признанного не соответствующим праву Союза решения Комиссии с момента вступления в законную силу решения Суда.

6.7.2 В систему национальных органов судебной защиты в рамках настоящего стандарта входят суды общей юрисдикции и арбитражные суды, включая специализированный арбитражный суд - Суд по интеллектуальным правам, которые рассматривают дела по спорам о защите конкуренции как по инициативе антимонопольного органа, так и лиц, обжалующих его решения в порядке, установленном процессуальным законодательством Российской Федерации.

Дела по спорам о защите конкуренции по согласованию сторон могут рассматриваться третейскими судами, в том числе международными, в порядке, установленном законодательством.