Решение Верховного Суда РФ от 07.02.2019 N АКПИ18-1290 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим пункта 84 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации, а также форм отметки и бланка документа о разрешении на временное проживание в Российской Федерации, утв. Приказом МВД России от 27.11.2017 N 891>

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 7 февраля 2019 г. N АКПИ18-1290

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Назаровой А.М.,

при секретаре К.Н.,

с участием прокурора Степановой Л.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Х. о признании частично недействующим пункта 84 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 27 ноября 2017 г. N 891,

установил:

приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 27 ноября 2017 г. N 891 (далее - Приказ) утвержден Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации (далее - Административный регламент), который определяет сроки и последовательность административных процедур (действий) подразделений по вопросам миграции территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации на региональном и районном уровне (в том числе подразделений по вопросам миграции отделов (отделений, пунктов) полиции территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне), а также порядок взаимодействия подразделений по вопросам миграции с федеральными органами исполнительной власти, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления при предоставлении государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации.

Административный регламент зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России) 21 декабря 2017 г., регистрационный номер 49338, размещен 21 декабря 2017 г. на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.

Пунктом 84 Административного регламента установлено, что в целях предоставления государственной услуги прием заявителей осуществляется по предварительной записи (абзац первый). Предварительная запись ведется на бумажном носителе, в электронном виде либо посредством Единого портала (абзац второй).

Х. оспорил приведенную правовую норму в той части, в которой она препятствует иностранному гражданину подать заявление, установленной формы, в подразделения по вопросам миграции территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации на региональном и районном уровне для получения разрешения на временное проживание без предварительной записи на прием в порядке живой очереди, ссылаясь на то, что прием заявителей государственной услуги только по предварительной записи противоречит заявительному принципу предоставления государственной услуги, открытости деятельности государственного органа и доступности обращения за предоставлением государственной услуги, противоречит статье 4 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ) и нарушает право выбора получения государственной услуги по усмотрению заявителя государственной услуги, предусмотренное пунктом 3 статьи 5 данного федерального закона.

В обоснование своего требования административный истец указал, что он является гражданином Китайской Народной Республики, временно пребывающим на территории Российской Федерации, и в соответствии с пунктом 6 статьи 6 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ) намерен обратиться в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции с заявлением о выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации без предварительной записи на прием для предоставления государственной услуги.

Х. и его представитель К., извещенные о времени и месте рассмотрения дела в установленном законом порядке, в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие.

В письменных возражениях на административное исковое заявление Министерство внутренних дел Российской Федерации (далее - МВД России) и Минюст России указали, что оспариваемое нормативное положение принято уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в пределах установленной компетенции, не противоречит актам большей юридической силы, прав и законных интересов административного истца не нарушает.

В судебном заседании представители МВД России Г. и К.А. и представитель Минюста России М. поддержали изложенные в возражениях правовые позиции, просили отказать в удовлетворении заявленного требования.

Обсудив доводы административного истца, выслушав возражения административных ответчиков, проверив оспариваемое нормативное положение на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей административный иск не подлежащим удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления.

Компетенция МВД России на принятие Приказа была проверена Верховным Судом Российской Федерации, и вступившим в законную силу решением от 25 июня 2018 г. N АКПИ18-399 установлено, что оспариваемый нормативный правовой акт издан компетентным федеральным органом исполнительной власти в соответствии с предоставленными ему полномочиями с соблюдением порядка его государственной регистрации и опубликования.

Пунктом 4 статьи 6 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ закреплено, что территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел по заявлению, поданному в указанный орган временно пребывающим в Российской Федерации иностранным гражданином, либо по заявлению, поданному иностранным гражданином в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации в государстве проживания этого гражданина, в шестимесячный срок выдает иностранному гражданину разрешение на временное проживание либо отказывает ему в выдаче такого разрешения. В территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел заявление может быть подано в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.

В силу статьи 5 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ при получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на: получение государственной или муниципальной услуги своевременно и в соответствии со стандартом предоставления государственной или муниципальной услуги (пункт 1); получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме (пункт 2); получение государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя (пункт 3); получение государственных и муниципальных услуг в многофункциональном центре в соответствии с соглашениями, заключенными между многофункциональным центром и органами, предоставляющими государственные услуги, и соглашениями, заключенными между многофункциональным центром и органами, предоставляющими муниципальные услуги (далее - соглашения о взаимодействии), с момента вступления в силу соответствующего соглашения о взаимодействии (пункт 5).

Согласно пункту 83 Административного регламента основанием для начала предоставления государственной услуги является личная подача заявления на бумажном носителе в подразделение по вопросам миграции либо в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации с приложением всех необходимых документов либо в форме электронного документа с использованием Единого портала с приложением личной фотографии в виде электронного файла.

Довод административного истца о том, что пункт 84 Административного регламента препятствует иностранному гражданину подать заявление, установленной формы, в подразделения по вопросам миграции территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации на региональном и районном уровне для получения разрешения на временное проживание без предварительной записи на прием, основан на неправильном толковании норм материального права.

Пункт 72 Административного регламента устанавливает, что заявитель может обратиться в подразделение по вопросам миграции с заявлением, поданным при личном посещении или в форме электронного документа с использованием Единого портала. В случае подачи заявления в форме электронного документа дополнительная подача заявления в какой-либо иной форме не требуется.

Пункты 62 и 63 Административного регламента указывают, что предоставление государственной услуги осуществляется в специально выделенных для этой цели помещениях, которые располагаются по возможности на нижних этажах зданий и имеют отдельный вход. Помещения, в которых осуществляется предоставление государственной услуги, оборудуются: электронной системой управления очередью (при наличии), информационными стендами, содержащими визуальную и текстовую информацию, стульями и столами для возможности оформления документов.

Прием граждан при наличии технической возможности ведется с помощью электронной системы управления очередью, при этом учитываются иностранные граждане, осуществившие предварительную запись по телефону либо через Единый портал. Время ожидания заявителя в очереди при подаче заявления о предоставлении государственной услуги и при получении результата предоставления услуги не должно превышать 15 минут (пункт 57 Административного регламента).

При этом пунктом 85 Административного регламента предусмотрено, что при определении времени приема по телефону сотрудник, ответственный за прием и регистрацию заявлений, назначает время, удобное иностранному гражданину. Иностранному гражданину сообщается время посещения и номер кабинета, в который следует обратиться. При личном обращении заявителю выдается талон-подтверждение. А пункт 86 Административного регламента предоставляет заявителю возможность записи в свободные для приема дату и время в пределах установленного в подразделении по вопросам миграции графика приема заявителей посредством Единого портала.

Из совокупности приведенных правовых норм следует, что заявление о предоставлении государственной услуги может быть подано заявителем в форме электронного документа с использованием Единого портала, а также при личном посещении как по предварительной записи по телефону или через Единый портал, так и без предварительной записи и при этом ему будет выдан талон-подтверждение в случае, если помещение, в котором осуществляется предоставление государственной услуги, оборудовано электронной системой управления очередью.

Пункт 84 Административного регламента регулирует отношения, связанные с предоставлением государственной услуги заявителю по предварительной записи. Он не может рассматриваться в отрыве от приведенных выше норм Административного регламента, регулирующих порядок подачи заявления в форме электронного документа и при личном посещении как по предварительной записи, так и без таковой.

Также необходимо учитывать, что Административный регламент содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, в котором такое основание, как отсутствие предварительной записи при подаче заявления, не поименовано.

Исходя из изложенного пункт 84 Административного регламента не препятствует административному истцу обратиться в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции с заявлением о выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации без предварительной записи на прием для предоставления государственной услуги и не нарушает его право выбора получения государственной услуги, предусмотренное пунктом 3 статьи 5 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ.

Принимая во внимание, что оспариваемое положение не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и не нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, в удовлетворении заявленного требования надлежит отказать в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении административного искового заявления Х. о признании частично недействующим пункта 84 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 27 ноября 2017 г. N 891, отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

А.М.НАЗАРОВА