Таблица 9 - Отношение ширины полос движения на кривых в плане

Радиус по внутренней кромке проезжей части, м

10 - 15

15 - 20

20 - 30

30 - 50

Св. 50

Отношение ширины внутренней полосы проезжей части к ширине внешней полосы

1,4

1,3

1,2

1,1

1,0

На дорогах, имеющих три полосы, данное отношение принимают для крайних полос, а средняя полоса в этом случае может использоваться как разделительная или для движения в направлении, для которого предназначена внешняя полоса;

- перед перекрестками при интенсивности движения по пересекающей дороге не менее 50 авт./сут. Разметку наносят на протяжении не менее чем 20 (40) <*> м от края пересекающей проезжей части (рисунок В.7);

--------------------------------

<*> Здесь и далее первое значение используют для разметки на дорогах с допускаемой скоростью движения не более 60 км/ч, значение в скобках - при скорости более 60 км/ч.

- перед железнодорожными переездами - на протяжении 100 м от ближнего рельса;

- на участках дорог, где не обеспечено расстояние видимости встречного автомобиля, - в соответствии с таблицей 4;

- перед препятствием (опорой путепровода, островком безопасности и т.п.), находящимся ближе 0,3 м от границы полосы движения либо сужающим полосу, а также при уменьшении числа полос в данном направлении с наклоном к оси дороги не более 1:20 (1:50) (переходная линия). На дорогах с тремя полосами для движения в обоих направлениях допускается наносить две параллельные переходные линии на расстоянии не менее 20 (40) м (рисунок В.8а);

- перед пешеходными переходами, искусственными неровностями, пересечениями с велосипедными дорожками, разметкой 1.3 - на расстоянии 20 (40) м (рисунки В.7, В.8б, В.10, В.21);

- на участках дорог с тремя полосами для движения в обоих направлениях; протяженность участков дороги с соотношением числа полос движения во встречных направлениях (2:1 или 1:2) определяют с учетом продольного и поперечного профилей дороги, организации левых поворотов;

- на перекрестках для запрещения левых поворотов;

- на участках дорог с полосой для маршрутных транспортных средств или с полосой для велосипедистов, движущихся навстречу общему потоку транспортных средств;

- на мостовых сооружениях и под ними, а также в тоннелях;

б) для обозначения границ полос движения на дорогах с двумя и более полосами для движения в одном направлении:

- перед искусственными неровностями, а также перед перекрестками, пешеходными переходами и железнодорожными переездами - не менее чем за 20 (40) м от линий разметки 1.12 или 1.13 (рисунки В.9, В.10), а при их отсутствии - от ближайшей границы пересекаемой проезжей части, пешеходного перехода, искусственной неровности и от ближнего рельса железнодорожного переезда. При организации движения с разнесенными стоп-линиями допускается уменьшать протяженность линии 1.1 до 5 м перед разметкой 1.12 (рисунок В.9);

- на участках дорог с полосой для маршрутных транспортных средств (рисунок В.11а) или с полосой для велосипедистов, движущихся попутно общему потоку транспортных средств;

- на перекрестках для запрещения перестроения транспортных средств, движущихся в попутном направлении;

в) для обозначения границ парковочных мест на площадках, предназначенных для стоянки транспортных средств, или около края проезжей части (рисунки В.13а, б). Размеры парковочных мест принимают по 6.2.9;

6.2.4 Разметку 1.2 применяют для обозначения:

- края проезжей части на участках дорог без бордюрного камня;

- границ участков проезжей части, на которые въезд запрещен (разделительные полосы, направляющие островки, островки безопасности) (рисунок В.12).

- границы разделения велосипедной и пешеходной дорожек на велопешеходной дорожке, обозначенной знаками 4.5.4 и 4.5.5.

Допускается наносить разметку 1.2 на участках дорог вдоль бордюрного камня на расстоянии от него от 0,1 до 0,2 м при отсутствии на нем разметки 2.7.

Разметку наносят на расстоянии от 0,1 до 0,2 м от кромки проезжей части без укрепленной полосы как со стороны обочины, так и со стороны разделительной полосы. При наличии укрепленной полосы разметку наносят по границе между проезжей частью и укрепленной полосой.

Вдоль тросовых ограждений, установленных для разделения транспортных средств противоположных направлений, разметку наносят на всем их протяжении, на расстоянии не менее 0,5 м от оси ограждения с каждой его стороны (рисунок В.28л).

Разметку 1.2 допускается применять для обозначения разделительной полосы шириной не менее 0,5 м, предназначенной для отделения полосы для велосипедистов или полосы для маршрутных транспортных средств от общего потока транспортных средств (рисунки В.11б, В.13б, В.14).

6.2.5 Разметку 1.3 применяют для разделения транспортных потоков противоположных направлений на участках дорог, имеющих четыре и более полосы движения в обоих направлениях, включая переходно-скоростные и дополнительные полосы (рисунок В.9).

Допускается наносить разметку 1.3 на дорогах с двумя или тремя полосами для движения в обоих направлениях при ширине полос более 3,75 м, а также на участках дорог с полосой для маршрутных транспортных средств, движущихся навстречу общему потоку транспортных средств.

6.2.6 Разметку 1.4 применяют на участках дорог, где запрещена остановка транспортных средств.

Разметку наносят на расстоянии от 0,1 до 0,2 м от кромки проезжей части, при наличии краевой линии - вместо нее (рисунок В.13а).

Разметку допускается не наносить в местах, где остановка запрещена в соответствии с [1] (пункты 12.4 и 16.1).

6.2.7 Разметку 1.5 применяют:

- для разделения транспортных потоков противоположных направлений на дорогах, имеющих две полосы движения в обоих направлениях (рисунок В.14), на участках дорог, где зоны с видимостью встречного автомобиля менее допустимой (таблица 4) не перекрывают друг друга (рисунок В.6б), кроме случаев, указанных в 6.2.3 и 6.2.13;

- обозначения границ полос движения при их числе две или более для одного направления (рисунки В.10, В.11а, б), кроме случаев, указанных в 6.2.3 и 6.2.13.

6.2.8 Разметку 1.6 применяют для предупреждения о приближении к разметке 1.1 или 1.11 (со стороны сплошной линии), разделяющей потоки транспортных средств, движущихся в противоположных (рисунки В.6а, б - В.8б) или попутных направлениях (рисунки В.8а, В.9, В.10). Разметку 1.6 наносят на расстоянии не менее 50 (100) м перед разметкой 1.1 или 1.11 (рисунки В.7, В.21).

6.2.9 Разметку 1.7 применяют:

а) белого цвета - для обозначения границ полос движения в пределах перекрестка в случаях, когда необходимо показать траекторию движения транспортных средств или обозначить границы полосы движения (рисунок В.9);

б) белого или синего цвета - для обозначения границ площади, выделенной для двух и более парковочных мест (рисунок В.13а). Линию разметки 1.7 синего цвета наносят по границе площади, выделенной под платную парковку.

Для расчета размеров площади парковки около края проезжей части принимают размеры одного парковочного места:

- при последовательном размещении автомобилей вдоль края проезжей части не менее 2,5 x 7,5 м (2,5 x 6,5 м) <*> для легковых и 3,0 x 11,0 м - для грузовых автомобилей без прицепов;

--------------------------------

<*> Допускается при минимальной ширине проезда не менее 3,0 м.

- при косом размещении автомобилей - в соответствии с ГОСТ 33062.

Минимальные размеры одного парковочного места для транспортных средств, управляемых инвалидами I и II групп или перевозящих таких инвалидов, должны быть не менее 3,6 x 7,5 м при последовательном размещении автомобилей и 3,6 x 6,0 м - при параллельном.

При обозначении границ площади парковки разметкой 1.7 отдельные парковочные места на этой площади (кроме мест для инвалидов) допускается не выделять.

6.2.10 Разметку 1.8 применяют для обозначения границы между полосой разгона или торможения и основной полосой движения (рисунок В.16). Ширина разметки должна быть 0,4 м на дорогах, обозначенных знаком 5.1 "Автомагистраль" и 0,2 м - на других дорогах.

6.2.11 Разметку 1.9 применяют:

- для обозначения границ полос, направление движения по которым меняется на противоположное (рисунок В.17);

- разделения потоков транспортных средств противоположных направлений (при выключенных реверсивных светофорах) на участках дорог, где используется реверсивное регулирование (рисунок В.17).

6.2.12 Разметку 1.10 применяют на участках дорог, где необходимо запретить стоянку транспортных средств (рисунок В.13а). Разметку наносят на расстоянии от 0,1 до 0,2 м от края проезжей части, при наличии краевой линии разметки - вместо нее.

Разметку допускается не наносить в местах, где стоянка запрещена в соответствии с [1] (пункт 12.5).

6.2.13 Разметку 1.11 применяют для разделения потоков транспортных средств противоположных или попутных направлений при необходимости запрещения перестроения транспортных средств.

Для разделения потоков транспортных средств противоположных направлений разметку наносят на участках дорог с двумя полосами движения в обоих направлениях с необеспеченной видимостью встречного автомобиля (таблица 4), где зоны с видимостью менее допустимой не перекрывают друг друга (рисунок В.6б). Разметка должна быть обращена сплошной линией в сторону полосы, на которой на данном участке находится зона с видимостью менее допустимой.

Допускается применять разметку для разделения потоков транспортных средств противоположных направлений вместо линии 1.1 на расстоянии не менее 20 (40) м после пешеходных переходов, переездов для велосипедистов, перекрестков при интенсивности движения менее 3000 ед./сут, а также после железнодорожных переездов на расстоянии 100 м от ближнего рельса. При этом разметка сплошной линией должна быть обращена в сторону полосы, по которой движение осуществляется в направлении указанных участков дорог (рисунок В.18).

Для разрешения поворота налево и разворота вместо разметки 1.3 применяют разметку 1.11, при этом разметка сплошной линией должна быть обращена в сторону полосы, с которой указанные маневры запрещены.

Разметку для разделения потоков транспортных средств попутных направлений наносят:

- когда необходимо исключить возможность перестроения на ближайшую правую или левую полосу движения, обозначить места въезда на прилегающую территорию и выезда с нее (рисунки В.11а, б, В.13а, В.14);

- на участках полосы для маршрутных транспортных средств перед примыканием (пересечением) на протяжении от 40 до 60 м, оканчивая ее не менее чем за 5 м до границы примыкающей проезжей части, сплошной линией в сторону полосы для маршрутных транспортных средств (рисунки В.11а, б);

- после примыкания, не менее чем через 5 м от границы примыкающей проезжей части, на протяжении от 20 до 40 м вдоль полосы для маршрутных транспортных средств, сплошной линией в сторону соседней полосы (рисунки В.11а, б).

Длины штриха и промежутка между штрихами разметки 1.11 должны быть такими же, как у предшествующей ей линии приближения 1.6, а при ее отсутствии могут быть уменьшены соответственно до 0,9 и 0,3 м.

6.2.14 Разметку 1.12 применяют перед перекрестком при наличии знака 2.5 "Движение без остановки запрещено", в местах, где движение регулируется светофором, а также перед железнодорожными переездами (рисунки В.7, В.9, В.18) и пунктами взимания платы за проезд по платным дорогам.

Разметку наносят перед перекрестком при наличии знака 2.5 на расстоянии не более 1 м от границы пересекающей проезжей части.

Разметку 1.12 наносят на расстоянии от 10 до 20 м от основного светофора Т.1 или Т.2 при расположении светофора над проезжей частью и от 3 до 10 м - при расположении сбоку от проезжей части для обеспечения видимости их сигналов. Допускается уменьшать указанные расстояния до 5 м и 1 м соответственно при наличии светофоров Т.3 любых исполнений (рисунок В.20).

При наличии регулируемого пешеходного перехода разметку наносят на расстоянии не менее 1 м перед переходом (рисунок В.20).

На железнодорожных переездах разметку 1.12 наносят на расстоянии 5 м от шлагбаума или светофора, а при их отсутствии - на расстоянии 10 м от ближнего рельса в одном створе со знаками 2.5 и 6.16 (рисунок В.18).

На пунктах взимания платы за проезд по платным дорогам разметку наносят на расстоянии не менее 1 м перед шлагбаумом.

6.2.15 Разметку 1.13 применяют для обозначения места остановки транспортных средств при наличии знака 2.4 "Уступите дорогу" и наносят как можно ближе к границе пересекаемой проезжей части (рисунок В.10).

6.2.16 Разметку 1.12 и 1.13 наносят по всей ширине проезжей части данного направления движения или на каждой полосе движения.

Разметку 1.12 и 1.13 наносят под прямым углом к оси полосы движения (рисунки В.7, В.9, В.10).

6.2.17 Разметку 1.14.1 и 1.14.2 применяют для обозначения мест, выделенных для пересечения проезжей части пешеходами.

Ширину размечаемого пешеходного перехода определяют по интенсивности пешеходного движения из расчета 1 м на каждые 500 пеш./ч, но не менее 4 м.

Разметку 1.14.1 применяют на пешеходных переходах, ширина которых не превышает 6 м. При ширине пешеходного перехода более 6 м применяют разметку 1.14.2.

Линии разметки 1.14.1 и 1.14.2 наносят параллельно оси проезжей части (допускается угол между осями перехода и проезжей части не менее 85°) (рисунок В.7).

Разметку 1.14.3 применяют для обозначения диагональных пешеходных переходов на регулируемых перекрестках (рисунок В.19).

Между линиями разметки 1.14.1 и 1.14.2 допускается устраивать желтое заполнение по ГОСТ Р 51256 (рисунок В.19).

На трамвайных путях между рельсами наносят разметку 1.14.1 и 1.14.2 в случаях, если межрельсовый настил имеет покрытие по 6.2.1.

6.2.18 Разметку 1.15 применяют для обозначения мест пересечения велосипедной дорожки с проезжей частью (рисунки В.10, В.13б).

Ширина переезда для велосипедистов должна быть равна ширине велосипедной дорожки.

6.2.19 Разметку 1.16.1 - 1.16.3 применяют для обозначения направляющих островков:

- 1.16.1 - в местах разделения потоков транспортных средств противоположных направлений;

- 1.16.2 - в местах разделения потоков транспортных средств одного направления;

- 1.16.3 - в местах слияния потоков транспортных средств (рисунок В.12).

Ширину линии разметки, ограничивающая разметку 1.16.1 - 1.16.3, принимают равной ширине линии сопрягающейся с ней разметки.

На островках, имеющих большую площадь, разметку 1.16.1 - 1.16.3 допускается выполнять на концевых участках островка (не менее трех линий) и на расстоянии 1,0 м от его границы (рисунок В.12). При небольшой площади островка допускается нанесение разметки по всей его поверхности (рисунок В.14).

Разметку 1.16.1 применяют для обозначения островков безопасности на пешеходных переходах.

Разметку 1.16.1 допускается применять для обозначения разделительной полосы, предназначенной для отделения полосы для велосипедистов или полосы для маршрутных транспортных средств от общего потока встречных транспортных средств, 1.16.2 - попутных транспортных средств (рисунки В.11б и В.13б) или парковки.

6.2.20 Разметку 1.17.1 применяют для обозначения остановок маршрутных транспортных средств и стоянок транспортных средств, используемых в качестве легковых такси (рисунок В.15). Протяженность разметки определяют с учетом числа одновременно останавливающихся или стоящих транспортных средств, но не менее длины посадочной площадки.

Разметку 1.17.2 применяют для обозначения остановок трамвая при прохождении путей посередине проезжей части и отсутствии приподнятой площадки у рельсов. Разметку 1.17.2 наносят в начале и в конце остановочного пункта поперек проезжей части от тротуара до ближайшего к нему рельса или от разметки 1.2, обозначающей край проезжей части (рисунок В.15).

6.2.21 Разметку 1.18 применяют самостоятельно или в сочетании со знаками 5.15.1, 5.15.2 для указания разрешенных на перекрестке направлений движения по полосам (рисунки В.9, В.10, В.16).

Последовательно наносят две (три) или более стрел с расстоянием между ними от 20 до 30 м. Основание стрелы, ближайшей к перекрестку, должно быть на уровне начала разметки 1.1, разделяющей потоки транспортных средств попутного направления.

Разметку с изображением тупика наносят перед пересечениями дорог с проезжими частями, разделенными бульваром, либо разделительной полосой, когда поворот на ближайшую проезжую часть запрещен (рисунок В.10). Разметку не наносят, если ширина бульвара или разделительной полосы позволяет нанести стрелы в пределах перекрестка в соответствии с условиями, приведенными в настоящем пункте.

6.2.22 Разметку 1.19 применяют для предупреждения о приближении:

- к концу полосы (рисунки В.8а, В.10);

- к разметке 1.1 или 1.11, разделяющей потоки транспортных средств противоположных направлений в сочетании с разметкой 1.6 при ограниченной видимости встречного автомобиля (рисунки В.6а, б, В.18).

При предупреждении о приближении к концу полосы должны последовательно наноситься две (три) или более стрелы с расстояниями между ними 10, 20, 30 м и т.д. (20, 40, 60 м и т.д.). Расстояния указаны между основаниями стрел, начиная от последней стрелы по ходу движения. Расстояние между основанием последней по ходу движения стрелы и началом переходной линии или началом отгона полосы разгона должно быть 20 (40) м.

Если вне населенного пункта длина полосы разгона полной ширины менее 100 м, допускается наносить две стрелы.

Разметку 1.19 наносят на полосе для маршрутных транспортных средств или для велосипедистов, обозначенных знаком 5.14.1 или 5.14.2, после всех примыканий, с которых возможен выезд на эту полосу. Последовательно наносят две стрелы с расстоянием между ними 10 м. Основание первой по ходу движения стрелы должно совпадать с началом разметки 1.11 (рисунки В.11а, б).

6.2.23 Разметку 1.20 применяют для предупреждения о приближении к разметке 1.13 на дорогах с интенсивностью движения более 3000 авт./сут и наносят на каждой полосе движения.

Расстояние между основанием треугольника разметки 1.20 и разметкой 1.13 должно составлять от 2 до 10 м (от 10 до 25 м) (рисунок В.10).

6.2.24 Разметку 1.21 применяют для предупреждения о приближении к разметке 1.12 на дорогах с интенсивностью движения более 3000 авт./сут, если установлен знак 2.5 "Движение без остановки запрещено", и наносят на каждой полосе движения.

Расстояние между разметкой 1.21 и 1.12 должно составлять от 2 до 10 м (от 10 до 25 м) (рисунок В.7).

6.2.25 Разметку 1.22 применяют на дорогах с интенсивностью движения более 3000 авт./сут для обозначения номера дороги, утвержденного в установленном порядке.

Разметку наносят посередине каждой полосы движения, соответствующей направлению дороги (маршрута), перед перекрестком и за ним, когда маршрут в месте пересечения с другой дорогой меняет свое направление.

Перед перекрестком разметку 1.22 применяют с разметкой 1.18. При этом разметку 1.22 наносят на расстоянии от 1 до 5 м перед разметкой 1.18 (рисунок В.16).

Если на перекрестке маршрут меняет свое направление и на полосе движения нанесена разметка 1.18 с несколькими направлениями движения, то номер маршрута допускается наносить под боковой стрелкой разметки 1.18 шрифтом уменьшенного размера.

6.2.26 Разметку 1.23.1 наносят на дорогах (полосах), обозначенных знаками 5.11.1, 5.14.1, на полосы, предназначенные для движения маршрутных транспортных средств и иных транспортных средств в соответствии с [1] (рисунок В.11а, б).

Разметку наносят по оси полосы движения основанием в сторону движущихся по ней транспортных средств. После примыкания первую разметку наносят после разметки 1.11 на расстоянии 10 м, а через 20 м - вторую. При совместном применении разметки 1.23.1 с разметкой 1.23.3 на полосах, обозначенных знаком 5.14.1, вторые разметки 1.23.1 и 1.23.3 через 20 м не наносят (рисунок В.11а, б).

Разметку повторяют через 15 м после мест остановки маршрутных транспортных средств и через каждые 200 м на перегоне. В зависимости от длины перегона это расстояние может быть уменьшено.

Разметку допускается применять самостоятельно непосредственно в начале полосы торможения пунктов маршрутных транспортных средств (рисунок В.14).

6.2.27 Разметку 1.23.2 наносят на дорожках, обозначенных знаками 4.5.1, 4.5.2, 4.5.4, 4.5.5.

Разметку наносят по оси дорожки основанием в сторону движущихся по ней пешеходов в ее начале и повторяют:

- через 20 м после начала дорожки;

- после каждого перекрестка, выезда с прилегающей территории, пересечения с пешеходной, велосипедной или велопешеходной дорожкой;

- на перегонах длиной 500 м и более - через 200 м.

6.2.28 Разметку 1.23.3 наносят на дорожках или полосах, обозначенных знаками 4.4.1, 4.5.2, 4.5.4, 4.5.5, 5.11.2 и 5.14.2.

Разметку наносят по оси дорожки (полосы) основанием в сторону движущихся по ней велосипедистов или мопедов в ее начале и повторяют:

- через 20 м после начала дорожки;

- после каждого перекрестка, выезда с прилегающей территории, пересечения с пешеходной, велосипедной или велопешеходной дорожкой;

- на перегонах длиной 500 м и более - через 200 м.

Разметку 1.23.3 допускается наносить на полосах, обозначенных знаками 5.11.1, 5.14.1, перед разметкой 1.23.1 по ходу движения на расстоянии 5 м (рисунки В.11а, б).

6.2.29 Разметку 1.24.1 и 1.24.2 допускается применять для дублирования дорожных знаков:

- 1.24.1 - для дублирования предупреждающих знаков;

- 1.24.2 - для дублирования запрещающих знаков (рисунок В.21).

Разметку 1.24.1 наносят на расстоянии от 20 до 30 м после места установки соответствующего предупреждающего знака, разметку 1.24.2 - в том же поперечном сечении дороги, что и соответствующий запрещающий знак.

Допускается разметку 1.24.2 наносить после перекрестков в зоне действия ограничения скорости, введенного знаком 5.31.

На многополосных дорогах разметку 1.24.1 и 1.24.2 наносят на каждой полосе, предназначенной для движения в данном направлении, за исключением изображений знаков 3.27 - 3.30, которые наносят на крайней правой полосе движения.

Разметку 1.24.1, дублирующую знак 1.23, применяют у детских учреждений. Одновременно допускается наносить надпись "Дети" на проезжей части непосредственно на опасном участке или перед пешеходным переходом с использованием шрифта высотой 1,6 (4,0) м. Надпись следует выполнять шрифтом, имеющим пропорции шрифта разметки 1.22 по ГОСТ Р 51256.

6.2.30 Разметку 1.24.3 применяют для дублирования знака 8.17 при обозначении парковочных мест, предназначенных для автомобилей, на которых установлен опознавательный знак "Инвалид".

6.2.31 Разметку 1.24.4 допускается применять для дублирования знака 6.22.

Разметку 1.24.4 наносят в одном поперечном сечении дороги со знаком 6.22.

Разметку 1.24.4 наносят посередине каждой полосы, предназначенной для движения в данном направлении, основанием в сторону движущихся по ней транспортных средств.

6.2.32 Разметку 1.24.5 допускается применять для дублирования знака 8.4.3.1.

Разметку 1.24.5 допускается применять самостоятельно.

6.2.33 Разметку 1.25 применяют для обозначения искусственных неровностей, предназначенных для принудительного снижения скорости.

Разметку наносят в начале и конце неровности монолитной конструкции по ГОСТ Р 52605 на наклонном участке (рисунок В.21).

В случаях использования сборных искусственных неровностей по ГОСТ 32964 или при недостаточной ширине монолитной искусственной неровности для нанесения разметки на ее поверхности разметку наносят на проезжую часть непосредственно у неровности с двух ее сторон, при одностороннем движении - со стороны приближающегося транспорта.

6.2.34 Разметку 1.26 допускается применять для обозначения перекрестка, участка перекрестка или пересечения проезжих частей.

При применении на перекрестке разметки 1.7 или 1.14.3 разметку 1.26 не наносят.

Разметку 1.26 допускается применять самостоятельно.

6.2.35 Минимальную ширину линий разметки 1.1 - 1.7, 1.9 - 1.11 принимают в соответствии с таблицей 10.

Для случаев, не указанных в таблице 10, минимальную ширину линий разметки принимают равной 0,1 м.