Описание перспективных цифровых технологий, рекомендуемых для интеграции в деятельности общеобразовательных организаций

Описание перспективных цифровых технологий,

рекомендуемых для интеграции в деятельности

общеобразовательных организаций

На данный момент в большинстве российских образовательных организаций процессы цифровизации носят несистемный характер. В то же время есть отдельные прецеденты, связанные с изучением и трансляцией отечественного и мирового опыта, а также проводятся экспериментальные работы по использованию цифровых технологий в различных процессах общеобразовательной организации.

Стоящие перед отраслью образования задачи цифровой трансформации требуют формирования новых моделей "цифровых" организаций с новыми подходами к реализации всех видов деятельности, базовых и вспомогательных процессов, новыми принципами взаимодействия участников образовательного процесса и новыми цифровыми сервисами.

В этих условиях крайне важным и актуальным является проведение исследований возможностей цифровых технологий в образовании, разработки видения условий их эффективного использования, учитывая скорость технологических изменений в современном мире и необходимость формирования новых компетенций обучающихся. Отдельное внимание должно быть уделено выявлению, формированию и трансляции успешных практик цифровой трансформации на разных уровнях.

Цифровая трансформация образования является бесспорной мировой тенденцией модернизации образовательных систем и перехода к персонализированным формам, в отличие от массовых традиционных индустриальных форм. Цифровизация не просто замещает рутинные индустриальные операции (например, ведение журналов и дневников в школе, создание и защита учебных проектов и письменных работ), - вероятнее всего, она ставит учителя сразу одновременно в позиции и ретроспективной, и проспективной рефлексии содержания и структуры образовательной деятельности как таковой. Иными словами, учитель вынужден трансформировать собственную идентичность, постоянно задаваясь вопросом о том, как на самом деле устроена его деятельность, и что еще сложнее, как она может и должна быть устроена в цифровой век, как она может и должна инкорпорировать цифровые инструменты образовательной деятельности в практику и как это влияет на эффективность обучения, его цели и содержание.

На основе анализа документов Организации экономического сотрудничества и развития, Всемирного банка реконструкции и развития, Открытого Университета Великобритании и Национального института образования Сингапура и т.д., выделяют несколько ключевых образовательных трендов, характерных как для передового российского, так и международного опыта:

1. персонализация, гибкость и адаптивность обучения;

2. вовлеченность в учебный процесс;

3. непрерывное обучение и образование в течение всей жизни;

4. открытость, доступность и равные возможности;

5. использование информационно-коммуникационных технологий:

- для осуществления бесшовного обучения;

- для обучения в облаке;

- использование социальных сетей в обучении;

- мобильное обучение;

- массовые открытые онлайн-курсы;

- смешанное обучение;

- перевернутое обучение;

6. университеты как инкубаторы идей;

7. использование формирующей аналитики;

8. создание развивающей образовательной среды и интеграция хобби, обучения и работы в единый процесс;

9. совместное обучение и обучение в толпе;

10. обучение, построенное на ошибках;

11. использование искусственного интеллекта и машинного обучения;

12. дизайн-мышление;

13. обучение для будущего;

14. технологии виртуальной и дополненной реальности;

15. интернет вещей.

Применительно к общему образованию наиболее востребованы могут быть следующие технологические области:

1. технология распределенного реестра (блокчейн);

2. искусственный интеллект;

3. технология виртуальной реальности (VR);

4. технология дополненной реальности (AR);

5. интернет вещей;

6. технологии цифровых коммуникаций;

7. технология больших данных;

8. технология формирующей аналитики;

9. открытые образовательные ресурсы.