2. Навязывание продуктов и услуг в офисах банков с использованием электронных кодов подтверждения (аналогов собственноручной подписи)

Проблема

В офисах банков клиентам навязываются финансовые продукты и услуги путем использования сотрудниками банков средств электронной подписи и кодов подтверждения, направляемых клиенту по электронной почте или средствами мобильной связи. В частности, сотрудники банков в целях оформления договора просят обратившегося в офис клиента сообщить код из поступившего клиенту СМС-сообщения, не обеспечив предварительное ознакомление клиента с документами, содержащими все условия совершаемой сделки, и не предоставив клиенту возможность оформить соответствующие документы на бумажном носителе либо получить их копии.

Практики/рекомендации

- Принимать меры по исключению недобросовестных действий в части получения сотрудниками организаций таких паролей, кодов и идентификаторов клиентов при оформлении договоров о приобретении финансовых продуктов и услуг.

- Внедрять механизмы, обеспечивающие ознакомление клиента с условиями договора перед тем, как клиенту предоставляется возможность подписать соответствующий договор с использованием электронной подписи (кода подтверждения), а также рассмотреть целесообразность организации видео- и/или аудиофиксации действий сотрудника.

- Исключать практики заключения с клиентами, обратившимися в офис банка (как поверенного некредитной финансовой организации (НФО), так и профессионального участника рынка ценных бумаг (ПУРЦБ)), договоров с ПУРЦБ/НФО с использованием электронной подписи (кода подтверждения) в отсутствие свободного выбора клиентом данного способа.