2. Практика реализации полномочий Ространснадзора по расследованию транспортных происшествий на внутреннем водном транспорте, аварийных случаев и инцидентов на море, а также событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта

2. Практика реализации полномочий Ространснадзора

по расследованию транспортных происшествий на внутреннем

водном транспорте, аварийных случаев и инцидентов на море,

а также событий, связанных с нарушением правил безопасности

движения и эксплуатации железнодорожного транспорта

Законодательством Российской Федерации на Ространснадзор возложены полномочия по расследованию транспортных происшествий на внутреннем водном транспорте, аварий и инцидентов на море, а также событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.

В соответствии с пунктом 5.5.12(4) Положения о Ространснадзоре, Федеральная служба по надзору в сфере транспорта осуществляет расследование транспортных происшествий на внутреннем водном транспорте в соответствии с положением, утвержденным Министерством транспорта Российской Федерации.

Пунктами 3, 4 Положения по расследованию, классификации и учету транспортных происшествий на внутренних водных путях Российской Федерации, утвержденного приказом Минтранса России от 29 декабря 2003 г. N 221 (далее - Положение), установлено, что расследование и классификация транспортных происшествий с судами на внутренних водных путях Российской Федерации осуществляется Ространснадзором и его территориальными органами с целью установления причин транспортных происшествий с судами и принятие мер по их предотвращению в будущем.

Расследование транспортного происшествия включает сбор и анализ информации о транспортном происшествии, установление факторов, выявление причин, приведших к транспортному происшествию, подготовку рекомендаций по предупреждению транспортных происшествий в будущем и рекомендаций по вопросам обеспечения безопасности судоходства.

Согласно пункту 10 Положения о случаях транспортного происшествия с судами, повреждениях гидротехнических сооружений на внутренних водных путях капитан обязан известить в кратчайший срок территориальный орган Ространснадзора.

Из содержания пунктов 3 статьи 6 Федерального закона от 30 апреля 1999 г. N 81-ФЗ "Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации" и пунктов 3, 9 Положения о расследовании аварий или инцидентов на море, утвержденного приказом Минтранса России от 8 октября 2013 г. N 308 (далее - приказ Минтранса России N 308), следует, что Федеральная служба по надзору в сфере транспорта является органом расследования аварийных случаев и инцидентов на море, которая для расследования причин аварий создает комиссию с целью установления причин аварийных случаев и выработки рекомендаций по их предотвращению в будущем.

В соответствии с пунктом 12 приказа Минтранса России N 308 капитан судна обязан незамедлительно сообщить о произошедшем аварийном случае, в том числе в Ространснадзор.

В 2019 году Ространснадзором проведено 127 расследований на внутреннем водном транспорте и 206 расследований на морском транспорте. По результатам расследований подготовлены заключения, содержащие в том числе причины и результаты расследования аварийного случая, выводы и рекомендации по предупреждению подобных аварийных случаев в будущем.

Также, в силу требований пункта 6 Положения о классификации, порядке расследования и учета транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, утвержденного приказом Минтранса России от 18 декабря 2014 г. N 344 (далее - приказ Минтранса России N 344), Ространснадзор обладает полномочиями по расследованию транспортных происшествий на железнодорожном транспорте.

Пунктами 3 и 4 установлена обязанность владельцев инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и (или) железнодорожных путей необщего пользования оповестить о транспортных происшествиях Ространснадзор и его территориальные органы в пределах региона транспортного обслуживания железных дорог незамедлительно. Субъекты железнодорожного транспорта оповещают Ространснадзор не позднее трех часов с момента случившегося транспортного происшествия.

В 2019 году Ространснадзором проведено 210 расследований транспортных происшествий и иных событий на железнодорожном транспорте, связанных с нарушением безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, по результатам которых комиссиями Ространснадзора составлены технические заключения о причинах и последствиях допущенных случаев.

Решения, принятые комиссией Ространснадзора, являются обязательными для исполнения субъектами железнодорожного транспорта.

В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 24 марта 1997 г. N 334 "О порядке сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" сбор и обмен информацией осуществляется через органы повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

На основании пункта 10 Положения о функциональной подсистеме транспортного обеспечения ликвидации чрезвычайных ситуаций единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного приказом Минтранса России от 20 сентября 2005 г. N 112, органом повседневного управления является единая дежурно-диспетчерская служба Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.

Учитывая изложенное, с целью устранения правовой неопределенности в части информирования Ространснадзора о транспортных происшествиях, предлагается внести изменения в Положение, приказ Минтранса России N 308 и приказ Минтранса России N 344, установив обязанность уполномоченных органов оповещать о транспортных происшествиях на внутреннем водном транспорте, авариях и инцидентах на море, а также событиях, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, единую дежурно-диспетчерскую службу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.