4) Рекомендации относительно порядка проведения оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства, связанных с осуществлением хозяйствующим субъектом своей деятельности

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 9.1 Закона о защите конкуренции внутренний акт (внутренние акты), принятый хозяйствующим субъектом для организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства, должен содержать требования к порядку проведения оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства, связанных с осуществлением хозяйствующим субъектом своей деятельности.

При этом отсутствие во внутреннем акте (внутренних актах) об антимонопольном комплаенсе требований к порядку оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства при наличии самого порядка оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства признается соблюдением пункта 1 части 1 статьи 9.1 Закона о защите конкуренции при условии установления ФАС России соответствия такого порядка требованиям антимонопольного законодательства.

В порядке оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства рекомендуется предусмотреть описание процессов идентификации и оценки рисков, включая мероприятия, проводимые в рамках организации данных процессов, периодичность и сроки их проведения, лиц, участвующих в организации и реализации указанных мероприятий, порядок организации взаимодействия между лицами, участвующими в указанных мероприятиях, порядок оформления результатов оценки рисков и их корректировки при необходимости.

Хозяйствующие субъекты самостоятельно выявляют применимые к их деятельности требования антимонопольного законодательства (далее также - применимые требования) с учетом, в том числе, структуры, характера деятельности, отрасли экономики, в которой хозяйствующий субъект осуществляет свою деятельность, и иных параметров.

Перечень применимых требований может определяться хозяйствующим субъектом в частности на основании антимонопольного законодательства, Договора о Евразийском экономическом союзе, применимых норм международного права и иностранного законодательства, принятых ФАС России решений и выданных предписаний, предупреждений и предостережений.

Мониторинг применимых требований и правоприменительной практики рекомендуется осуществлять на постоянной основе. При осуществлении мониторинга рекомендуется проводить изучение и анализ:

1) антимонопольного законодательства и проектов актов антимонопольного законодательства;

2) практики применения антимонопольного законодательства судами и ФАС России;

3) актов, вынесенных ФАС России в отношении хозяйствующего субъекта.

Информация, полученная в результате проведенного хозяйствующим субъектом мониторинга, может использоваться хозяйствующим субъектом для изменения внутреннего акта (внутренних актов) об антимонопольном комплаенсе, в том числе для разработки и принятия новых мер по снижению хозяйствующим субъектом рисков нарушения антимонопольного законодательства или для изменения внутренних процедур реализации указанных мер.

Хозяйствующие субъекты определяют имеющиеся в их деятельности комплаенс-риски (ситуации, в которых применимые к ним требования могут быть нарушены) путем сопоставления применимых требований с внутренними бизнес-процессами.

Процесс идентификации комплаенс-рисков может потребовать анализа, например, судебных дел и дел о нарушении антимонопольного законодательства; материалов правоприменительной практики ФАС России и судов; результатов проведенных ФАС России проверок соблюдения антимонопольного законодательства хозяйствующим субъектом; результатов проведенного ФАС России анализа состояния конкуренции на товарных рынках, участником которых является хозяйствующий субъект.

Источником комплаенс-рисков могут являться локальные нормативные акты хозяйствующего субъекта и совершенные (планируемые к совершению) сделки, а также действия работников хозяйствующего субъекта при исполнении ими должностных обязанностей. Для оценки действий работников хозяйствующего субъекта могут проводиться, например, интервью с работниками и анализ содержимого сообщений, направляемых работниками хозяйствующего субъекта контрагентам, иным хозяйствующим субъектам и органам власти с использованием каналов передачи данных хозяйствующего субъекта и получаемых работниками хозяйствующего субъекта от указанных лиц с использованием таких каналов передачи данных.

Выявленные комплаенс-риски могут описываться и классифицироваться по критериям, определенным хозяйствующим субъектом. Кроме того, хозяйствующий субъект может проводить анализ причин и условий возникновения комплаенс-рисков.

Оценка комплаенс-рисков <1> может производиться с точки зрения вероятности их наступления и тяжести последствий (штрафов, убытков, вреда репутации, расходов на оплату юридических услуг, недействительности сделок, ответственности должностных лиц и т.п.). При оценке рисков может использоваться Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р ИСО 31000-2019 "Менеджмент риска. Принципы и руководство", утвержденный приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 10 декабря 2019 г. N 1379-ст (далее - ISO 31000). Для проведения оценки комплаенс-рисков может использоваться матрица комплаенс-рисков (система визуализации значимости и вероятности комплаенс-рисков), в том числе с индикацией уровня комплаенс-риска (например, цветовой или числовой).

--------------------------------

<1> Процесс, охватывающий идентификацию риска, анализ риска и сравнительную оценку риска (Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 51897-2011/Руководство ИСО 73:2009 "Менеджмент риска. Термины и определения").

Общий результат оценки комплаенс-рисков может быть оформлен в принятом хозяйствующим субъектом формате, например, в виде отчета или карты рисков с описанием комплаенс-риска, причин и условий его возникновения, индикацией уровня риска.

В дальнейшем хозяйствующий субъект в сроки, определенные локальными нормативными актами, может периодически переоценивать ранее выявленные комплаенс-риски и проводить идентификацию и оценку вновь возникших комплаенс-рисков.

Внеплановая оценка комплаенс-рисков может потребоваться, например, при изменении бизнес-процессов, начале работы на новых товарных рынках или выходе хозяйствующего субъекта из товарного рынка, изменениях организационной (управленческой) структуры или стратегии (целей, направлений) деятельности хозяйствующего субъекта, значительных изменениях рыночной ситуации, изменениях правового регулирования, выявлении нарушений применимых требований в деятельности хозяйствующего субъекта.