5) Рекомендации относительно мер, направленных на снижение хозяйствующим субъектом рисков нарушения антимонопольного законодательства, связанных с осуществлением им своей деятельности

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 9.1 Закона о защите конкуренции внутренний акт (внутренние акты), принятый хозяйствующим субъектом для организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства, должен содержать меры, направленные на снижение хозяйствующим субъектом рисков нарушения антимонопольного законодательства, связанных с осуществлением им своей деятельности.

Выявив антимонопольные комплаенс-риски, хозяйствующий субъект определяет необходимые корректирующие действия (меры, направленные на снижение хозяйствующим субъектом рисков нарушения антимонопольного законодательства, связанных с осуществлением своей деятельности).

Описание (перечень) мер, направленных на снижение хозяйствующим субъектом рисков нарушения антимонопольного законодательства, может быть оформлено в удобном для хозяйствующего субъекта формате, например, в виде дорожной карты с описанием комплаенс-риска и мер, направленных на его снижение (общих (постоянных) мер и конкретных действий (мероприятий)), указанием ответственного за выполнение каждого мероприятия (группы или совокупности мероприятий) должностного лица или структурного подразделения, определением срока выполнения мероприятия (календарного плана для многоэтапного мероприятия), показателей выполнения мероприятия (критериев оценки качества выполнения мероприятия), требований к обмену информацией и отчетности, необходимых ресурсов.

Хозяйствующий субъект может установить для себя цели по обеспечению соблюдения применимых требований (далее - комплаенс-цели) на определенный период. Для каждой комплаенс-цели при этом может быть определено, что конкретно будет сделано, какие ресурсы для этого потребуются, кто ответственен за достижение комплаенс-цели, срок достижения комплаенс-цели, порядок оценки результатов (КПЭ) и иные параметры. Примерами комплаенс-целей могут быть: процент работников, успешно прошедших обучение, количество выявленных ФАС России нарушений или иные.

Особенно важным для эффективного функционирования антимонопольного комплаенса является пример руководства, когда высшее руководство и другие руководители хозяйствующего субъекта демонстрируют уважительное отношение к антимонопольному комплаенсу и поощряют соответствующую культуру поведения работников.

Ниже приведены примеры конкретных мер, которые могут быть приняты хозяйствующим субъектом для снижения рисков нарушения антимонопольного законодательства.

Превентивные мероприятия, например:

1) согласование с должностным лицом, ответственным за функционирование антимонопольного комплаенса, сделок (иных действий), которые могут привести к нарушению применимых требований;

2) проведение предварительной экспертизы планируемого действия (например, установления механизма ценообразования или совершения сделки в рамках экономической концентрации), в том числе с привлечением экспертов, не являющихся работниками хозяйствующего субъекта и обладающих специальными знаниями в соответствующих областях техники, производства, экономики, финансов;

3) направление в антимонопольный орган заявления о проверке соответствия применимым требованиям проекта соглашения (при заключении соглашений, не подлежащих государственному контролю в соответствии с Законом о защите конкуренции или Федеральным законом "О естественных монополиях").

Принятие локальных нормативных актов, регламентирующих требования к определенным видам деятельности (операциям, процедурам) хозяйствующего субъекта в целях соблюдения требований антимонопольного законодательства, содержащих, в том числе:

1) изложение соответствующих применимых требований;

2) разъяснения применимых требований (соответствующие антимонопольному законодательству, действующей судебной практике и практике ФАС России), необходимые для практического понимания применимых требований ответственными работниками хозяйствующего субъекта при осуществлении ими трудовых функций;

3) описание допустимых моделей поведения работников хозяйствующего субъекта в целях соблюдения соответствующих применимых требований, в том числе установление требований к содержанию договоров, писем и внутренней коммуникации хозяйствующего субъекта.

Автоматизация процессов (процедур) для недопущения неправильных действий исполнителей.

Обучение работников по вопросам функционирования антимонопольного комплаенса и систематическая проверка их знаний.

Цель обучения работников хозяйствующего субъекта - обеспечить выполнение работником своих должностных обязанностей в соответствии с требованиями антимонопольного законодательства.

Методы проведения обучения работников и оценки его результативности, сроки проведения обучения, список должностей и иные вопросы определяются хозяйствующим субъектом самостоятельно.

Эффективность программы обучения повышается, если она адаптирована под выполняемые работником трудовые функции, составлена просто и практично (лучше всего на примерах), а также учитывает пробелы в знаниях и опыте работника, установленные в результате проверки знаний, или допущенные работником нарушения антимонопольного законодательства.

Например, можно выделить несколько способов обучения работников, должностные обязанности которых связаны с комплаенс-рисками:

1) первичное обучение и (или) индивидуальная консультация и ознакомление с внутренним актом (внутренними актами) об антимонопольном комплаенсе при приеме на работу или переводе работника на другую должность (если новые должностные обязанности связаны с новыми комплаенс-рисками);

2) целевое (внеплановое) обучение и (или) индивидуальная консультация при изменении антимонопольного законодательства, внутреннего акта (внутренних актов) об антимонопольном комплаенсе, при выявлении нарушений антимонопольного законодательства и т.п.;

3) периодическое повышение квалификации (плановое обучение и (или) индивидуальная консультация) в сроки, определенные хозяйствующим субъектом, например, не реже одного раза в год или с иной периодичностью.

Хозяйствующий субъект может предусмотреть проверку полученных работниками знаний методами и способами, определяемыми хозяйствующим субъектом (например, тестированием, решением практических задач, собеседованием, экзаменом).

Принятие мер, направленных на обеспечение соблюдения работниками применимых требований, в том числе:

1) внесение требований к поведению работников, направленных на соблюдение антимонопольного законодательства, в должностные инструкции и трудовые договоры работников, в положения о структурных подразделениях хозяйствующего субъекта;

2) установление локальными нормативными актами хозяйствующего субъекта, коллективным договором, трудовыми договорами положений о том, что:

- неисполнение применимых требований является дисциплинарным проступком и основанием для привлечения работника в соответствии с трудовым законодательством к материальной и дисциплинарной ответственности;

- совершение работником действия (допущение бездействия), которое привело к нарушению применимого требования, является основанием для направления работника на повторное или дополнительное обучение по вопросам антимонопольного законодательства, проведения проверки знаний работника по вопросам антимонопольного законодательства, применения других мер, направленных на предотвращение повторного нарушения работником применимых требований;

- к работникам применяются предусмотренные трудовым законодательством Российской Федерации и локальными нормативными актами хозяйствующего субъекта меры поощрения за активное содействие функционированию антимонопольного комплаенса (в том числе за выявление возможного нарушения применимых требований и доведение информации о нем до сведения руководства хозяйствующего субъекта, активное участие в создании и функционировании антимонопольного комплаенса и др.).