2. Требования к представляемому в ФАС России внутреннему акту (внутренним актам) об антимонопольном комплаенсе

Система внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства может содержаться как в одном, так и в нескольких внутренних актах об антимонопольном комплаенсе (пункт 24 статьи 4 Закона о защите конкуренции). Соответствующий акт (акты) могут быть представлены в форме проектов либо уже принятых локальных нормативных актов хозяйствующего субъекта (часть 5 статьи 9.1 Закона о защите конкуренции).

Представляемый в ФАС России внутренний акт (внутренние акты) об антимонопольном комплаенсе или его проект (их проекты) должен быть направлен на организацию хозяйствующим субъектом внутренней системы обеспечения соответствия его деятельности требованиям антимонопольного законодательства и согласно части 2 статьи 9.1 Закона о защите конкуренции в обязательном порядке должен содержать:

1) требования к порядку проведения оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства, связанных с осуществлением хозяйствующим субъектом своей деятельности;

2) меры, направленные на снижение хозяйствующим субъектом рисков нарушения антимонопольного законодательства, связанных с осуществлением своей деятельности;

3) меры, направленные на осуществление хозяйствующим субъектом контроля за функционированием системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства;

4) порядок ознакомления работников хозяйствующего субъекта с внутренним актом (внутренними актами);

5) информацию о должностном лице, ответственном за функционирование системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства.

Хозяйствующий субъект вправе при определении содержания внутреннего акта (внутренних актов) об антимонопольном комплаенсе ограничиться только обязательными элементами, установленными частью 2 статьи 9.1 Закона о защите конкуренции, или установить в таком акте (актах) дополнительные требования к организации антимонопольного комплаенса. Включение дополнительных требований является правом хозяйствующего субъекта и остается полностью на его усмотрение (часть 3 статьи 9.1 Закона о защите конкуренции).

Для признания акта (актов) об антимонопольном комплаенсе или его проекта (проектов) соответствующим (соответствующими) части 2 статьи 9.1 Закона о защите конкуренции положения такого акта (его проекта) или актов (их проектов) должны отражать все установленные данной нормой элементы.

Формальное наименование локального нормативного акта хозяйствующего субъекта внутренним актом об антимонопольном комплаенсе, при отсутствии указанных выше обязательных элементов, является основанием для вывода о несоответствии такого локального нормативного акта части 2 статьи 9.1 Закона о защите конкуренции.

При подготовке акта об антимонопольном комплаенсе (его проекта) хозяйствующий субъект может руководствоваться рекомендациями, приведенными в пункте 4 раздела V настоящих разъяснений.

Если описание какого-либо из элементов, перечисленных в части 2 статьи 9.1 Закона о защите конкуренции, содержится в ином внутреннем акте хозяйствующего субъекта, такой акт также должен быть представлен в ФАС России в соответствии с частью 5 статьи 9.1 Закона о защите конкуренции. В качестве примеров можно привести:

требования к порядку проведения оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства, связанных с осуществлением хозяйствующим субъектом своей деятельности, могут содержаться в "карте рисков";

меры, направленные на снижение рисков нарушения антимонопольного законодательства, могут содержаться в "дорожной карте", подготовленной по итогам оценки таких рисков;

порядок ознакомления работников хозяйствующего субъекта с внутренним актом (внутренними актами) об антимонопольном комплаенсе может быть установлен приказом руководителя хозяйствующего субъекта;

информация о должностном лице, ответственном за функционирование системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства, может содержаться в приказе о назначении такого должностного лица, его проекте (проектах), а также в должностной инструкции или трудовом договоре.