Утвержден

приказом Министерства финансов

Российской Федерации

от 13.04.2020 N 65н

ПОРЯДОК

УДЕРЖАНИЯ ЗА СЧЕТ ДОХОДОВ, ПОДЛЕЖАЩИХ ЗАЧИСЛЕНИЮ

В БЮДЖЕТЫ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И МЕСТНЫЕ БЮДЖЕТЫ,

СУММ СРЕДСТВ, ПОДЛЕЖАЩИХ ПЕРЕЧИСЛЕНИЮ (ВЗЫСКАНИЮ)

В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ

Список изменяющих документов

(в ред. Приказа Минфина России от 26.07.2021 N 101н)

1. Настоящий Порядок устанавливает правила удержания за счет доходов, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты, сумм средств, подлежащих перечислению (взысканию) в федеральный бюджет, в случае нарушения сроков возврата и (или) использования не по целевому назначению средств федерального бюджета, предоставленных на возвратной основе бюджетам субъектов Российской Федерации и местным бюджетам (далее - должники), а также при нарушении сроков исполнения обязательств по предоставленным Российской Федерации государственным (муниципальным) гарантиям и поручительствам.

2. При нарушении сроков возврата и (или) использовании не по целевому назначению средств федерального бюджета, предоставленных на возвратной основе, а также при нарушении сроков исполнения обязательств по предоставленным Российской Федерации государственным (муниципальным) гарантиям и поручительствам суммы средств, подлежащие перечислению (взысканию) в федеральный бюджет, удерживаются за счет доходов, подлежащих зачислению в бюджеты должников, в соответствии с настоящим Порядком.

Удержание средств осуществляется вне зависимости от наличия либо отсутствия соответствующих положений в заключенном с должником договоре (соглашении) о предоставлении средств федерального бюджета, государственной (муниципальной) гарантии или ином обязательстве должника, в связи с нарушением которого возникла задолженность.

3. Решение об удержании сумм средств, подлежащих перечислению в федеральный бюджет, предусмотренное настоящим Порядком, принимается Министерством финансов Российской Федерации (далее - Министерство) и оформляется в форме приказа Министерства.

4. В целях удержания с должника задолженности, возникшей в связи с нарушением сроков возврата средств федерального бюджета, предоставленных на возвратной основе, или сроков исполнения обязательств по предоставленной Российской Федерации государственной (муниципальной) гарантии и поручительству (далее - задолженность 1), осуществляется подготовка проекта приказа Министерства об удержании с должника задолженности 1 (далее - Приказ 1).

Рекомендуемый образец Приказа 1 приведен в приложении N 1 к настоящему Порядку.

Если работа по возврату задолженности 1 осуществляется с участием агента Правительства Российской Федерации, в функции которого входят обеспечение возврата (погашения) задолженности по денежным обязательствам перед Российской Федерацией и представление интересов Российской Федерации в судах (далее - агент) <1>, подготовка проекта Приказа 1 осуществляется Министерством по результатам рассмотрения им полученной от агента информации о состоянии дел по возврату (взысканию) просроченной задолженности должника, в месячный срок, при отсутствии возможности и (или) неэффективности применения к должнику мер по принудительному взысканию задолженности, предусмотренных законодательством о судопроизводстве в арбитражных судах Российской Федерации и законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве, а также при наличии угрозы потери прав требования к должнику и (или) утраты возможности взыскания его задолженности 1.

--------------------------------

<1> Абзац второй пункта 3 статьи 93.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823; 2019, N 31, ст. 4437).

Если работа по возврату задолженности 1 осуществляется без участия агента, подготовка проекта Приказа 1 осуществляется Министерством в течение трех месяцев со дня возникновения у должника просроченной задолженности 1.

5. В целях удержания с должника задолженности, возникшей в связи с использованием не по целевому назначению средств, предоставленных из федерального бюджета на возвратной основе (далее - задолженность 2), осуществляется подготовка проекта приказа Министерства об удержании с должника задолженности 2 (далее - Приказ 2).

Рекомендуемый образец Приказа 2 приведен в приложении N 2 к настоящему Порядку.

6. Приказ 1 или Приказ 2 после их подписания направляются Министерством Федеральному казначейству (для доведения до территориального органа Федерального казначейства в целях их исполнения), финансовому органу должника, агенту (в случае удержания с должника задолженности, работа по возврату которой осуществляется с участием агента), а также заинтересованным органам (организациям), предоставившим информацию и документы, являющиеся основанием для издания Приказа 1 или Приказа 2.

Федеральное казначейство не позднее трех рабочих дней, следующих за днем поступления Приказа 1 или Приказа 2, направляет их в соответствующий территориальный орган Федерального казначейства в целях их исполнения.

7. Территориальный орган Федерального казначейства не позднее трех рабочих дней, следующих за днем поступления Приказа 1 или Приказа 2, осуществляет перечисление удержанных сумм средств в федеральный бюджет в пределах сумм доходов, подлежащих зачислению в бюджет должника в соответствии с порядком учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, установленным Министерством <2>.

--------------------------------

<2> В соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 40, абзацем вторым пункта 1 статьи 166.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823; 2007, N 18, ст. 2117; 2019, N 52, ст. 7797).

(сноска в ред. Приказа Минфина России от 26.07.2021 N 101н)

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае недостаточности доходов, подлежащих зачислению в бюджет должника, удержание осуществляется в последующие дни в пределах доходов, подлежащих зачислению в бюджет должника.

Удержание денежных средств по Приказу 1 или Приказу 2 осуществляется территориальным органом Федерального казначейства из бюджета должника по коду классификации доходов бюджетов для отражения перечислений по урегулированию расчетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации с указанием кода главного администратора доходов бюджета - финансового органа субъекта Российской Федерации (муниципального образования) на основании оформленного им Распоряжения о совершении казначейских платежей, предусматривающего возврат средств из бюджета должника, в соответствии с порядком казначейского обслуживания, установленным Федеральным казначейством <3> (далее - Распоряжение на возврат, порядок казначейского обслуживания).

--------------------------------

<3> В соответствии с абзацем десятым пункта 1 статьи 166.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823; 2007, N 18, ст. 2117; 2019, N 52, ст. 7797).

(сноска в ред. Приказа Минфина России от 26.07.2021 N 101н)

(см. текст в предыдущей редакции)

Удержанные из бюджета должника в федеральный бюджет денежные средства перечисляются территориальным органом Федерального казначейства на соответствующий казначейский счет для осуществления и отражения операций по учету и распределению поступлений, открытый Межрегиональному операционному управлению Федерального казначейства.

При перечислении вышеуказанных денежных средств в соответствующих реквизитах Распоряжения в виде поручения о перечислении на счет (далее - поручение о перечислении на счет) согласно правилам организации и функционирования системы казначейских платежей, установленным Федеральным казначейством <4>, указывается соответствующий код для отражения поступлений (перечислений) по урегулированию расчетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, а также в реквизите "Назначение платежа" указывается информация "Удержание средств из бюджета (наименование бюджета должника) в соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации (дата и номер)".

--------------------------------

<4> В соответствии с пунктом 5 статьи 242.7 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823; 2019, N 52, ст. 7797).

(сноска в ред. Приказа Минфина России от 26.07.2021 N 101н)

(см. текст в предыдущей редакции)

Распоряжение на возврат, а также поручение о перечислении на счет отражаются территориальным органом Федерального казначейства в Выписке из лицевого счета администратора доходов бюджета в соответствии с порядком открытия и ведения лицевых счетов, установленным Федеральным казначейством <5> (далее - Выписка из лицевого счета), и направляются в финансовый орган субъекта Российской Федерации (муниципального образования) для дальнейшего отражения в бюджетном учете.

--------------------------------

<5> В соответствии с абзацем одиннадцатым пункта 1 статьи 166.1, пунктом 9 статьи 220.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823; 2007, N 18, ст. 2117; 2019, N 52, ст. 7797).

(сноска в ред. Приказа Минфина России от 26.07.2021 N 101н)

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае одновременного поступления в территориальный орган Федерального казначейства двух и более приказов Министерства на удержание средств из бюджета должника за счет доходов, подлежащих зачислению в бюджет должника, территориальный орган Федерального казначейства исполняет их по мере поступления в территориальный орган Федерального казначейства после полного исполнения ранее поступившего приказа.

8. Суммы средств, удержанные в соответствии с настоящим Порядком, в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за днем получения Выписки из лицевого счета с приложением документов, подтверждающих удержание сумм средств, подлежат уточнению на коды классификации расходов бюджетов (для уплаты процентов, комиссий, неустойки (пеней, штрафов) или источников финансирования дефицита бюджета (для погашения основного долга) путем представления в территориальный орган Федерального казначейства финансовым органом должника (получателем средств бюджета должника, администратором источников финансирования дефицита бюджета должника) Распоряжения о совершении казначейских платежей, предусматривающего уточнение вида и принадлежности платежа, оформленного в соответствии с порядком казначейского обслуживания (далее - Распоряжение на уточнение).

Суммы средств, удержанные в соответствии с настоящим Порядком, в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за днем получения Выписки из лицевого счета с приложением документов, подтверждающих поступление удержанной суммы средств, подлежат уточнению на коды классификации источников финансирования дефицита бюджета (для погашения основного долга) и коды классификации доходов бюджетов (для поступления процентов, комиссий, неустойки (пеней, штрафов) путем представления в территориальный орган Федерального казначейства Министерством (администратором доходов, администратором источников финансирования дефицита бюджета) Распоряжения на уточнение.

Указанные операции отражаются на лицевых счетах финансового органа (администратора доходов, администратора источников финансирования дефицита бюджета, получателя средств бюджета должника).

Предусмотренные настоящим пунктом операции по уточнению на коды классификации источников финансирования дефицита бюджета, коды классификации расходов и коды классификации доходов бюджетов осуществляются в пределах финансового года, в котором осуществлено удержание.

(абзац введен Приказом Минфина России от 26.07.2021 N 101н)

9. Министерство в течение 10 рабочих дней, следующих за днем получения Выписки из лицевого счета с приложением документов, подтверждающих удержание всей суммы средств, направляет органам и организациям, указанным в абзаце первом пункта 6 настоящего Порядка, уведомления об исполнении Приказа 1 или Приказа 2 о погашении задолженности перед федеральным бюджетом.

Рекомендуемый образец уведомления приведен в приложении N 3 к настоящему Порядку.