I. Последовательность присвоения квалификационных категорий

Исходя из положений части 12 статьи 22 Федерального закона от 04.12.2007 N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 329-ФЗ) и приказа Министерства спорта Российской Федерации от 19.03.2020 N 224 "Об утверждении порядка присвоения квалификационных категорий тренеров и квалификационных требований к присвоению квалификационных категорий тренеров" (далее соответственно - Приказ, Порядок), в Российской Федерации устанавливаются следующие квалификационные категории тренеров:

тренер высшей квалификационной категории;

тренер первой квалификационной категории;

тренер второй квалификационной категории.

В соответствии с абзацем вторым пункта 5 Порядка вторая квалификационная категория присваивается тренерам независимо от продолжительности работы тренера в организации, осуществляющей спортивную подготовку (далее - организация).

Кроме того, исходя из содержания квалификационных требований, а также документов, подтверждающих их выполнение, квалификационная категория может быть присвоена только тем тренерам, которые реализуют программы спортивной подготовки, то есть осуществляют проведение тренировочных мероприятий, а также осуществляют руководство деятельностью для достижения спортивных результатов лиц, проходящих спортивную подготовку.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в рамках применения Порядка, вторая квалификационная категория может быть присвоена только тем тренерам, которые осуществляют свою деятельность в организациях и соответствуют определению понятия "тренер", закрепленному Федеральным законом N 329-ФЗ.

Тренер, осуществляющий свою трудовую деятельность в организации, вправе, независимо от продолжительности своей работы в ней, подать заявление на присвоение второй квалификационной категории. При этом, следует учитывать, что тренеру может быть отказано в присвоении квалификационной категории только на основании пункта 27 Порядка, а именно несоответствия результатов профессиональной деятельности тренера квалификационным требованиям. Иных оснований для принятия решения о не присвоении тренеру квалификационной категории Порядком не предусмотрено.

Исходя из содержания пункта 5 Порядка, первая или высшая квалификационные категории присваиваются тренеру не ранее, чем через один год после присвоения второй квалификационной категории. Таким образом, Порядком не предусмотрена прямая последовательность присвоения последующих более высоких категорий и предоставлена возможность присвоения тренеру как первой, так и высшей квалификационной категории при наличии второй квалификационной категории, но спустя 1 год после ее присвоения. В свою очередь, пунктом 6 Порядка предусмотрено, что повышение квалификационной категории возможно при условии прохождения тренером обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам.

Пункты 2 и 4 Приказа определяют преемственность ранее существующих механизмов аттестации тренеров, действовавших на территории субъектов Российской Федерации до вступления в силу Порядка. Так, квалификационные категории, присвоенные на основании нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации до вступления в силу Порядка и Требований, сохраняются в течение срока, на который они были присвоены, а тренеры, которым были присвоены первая или высшая квалификационные категории, вправе подать заявление на присвоение первой и высшей квалификационной категорий тренера (без необходимости получения второй квалификационной категории).

Согласно пункту 3 Приказа, тренеры, которым ранее была присвоена первая или высшая квалификационные категории по должности тренер-преподаватель, в соответствии с Порядком проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденным приказом Минобрнауки России от 07.04.2014 N 276 "Об утверждении порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность", вправе подать заявление на присвоение первой или высшей квалификационной категории тренера (без необходимости получения второй квалификационной категории).