III. Структура и функциональная нагрузка субъектов ЕФС

В составе ЕФС выделяются субъекты различных уровней.

Субъекты ЕФС федерального уровня:

Координатор ЕФС: Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Государственный университет просвещения".

(в ред. распоряжения Минпросвещения России от 16.01.2024 N Р-8)

(см. текст в предыдущей редакции)

Координатор ЕФС осуществляет общую координацию работы ЕФС, формирует рекомендации по разработке механизмов (правовых, финансовых, организационных) обеспечения возможностей для непрерывного и планомерного профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров, в том числе с учетом сетевой и иных форм реализации и обновления содержания программ ДПО, новых моделей повышения квалификации.

Координатор ЕФС обеспечивает взаимодействие с субъектами РС НМС.

Координатор ЕФС осуществляет координацию деятельности сети ЦНППМ, разрабатывает показатели эффективности их работы, оказывая методическую, организационную и содержательную поддержку, проводит мониторинг результатов их деятельности. Это позволяет обеспечить максимально быструю апробацию методических рекомендаций, инициатив и практик, предлагаемых координатором ЕФС к реализации в ЦНППМ.

В части создания единого пространства непрерывного развития профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров координатор ЕФС разрабатывает подходы к обновлению системы подготовки будущих педагогов, повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических работников и управленческих кадров с учетом перспективных задач и потребностей системы образования, в том числе с учетом глобальной информатизации.

В целях развития ресурсного потенциала управленческих кадров для системы образования координатор ЕФС разрабатывает подходы к повышению квалификации руководителей (управленческих команд) образовательных организаций во взаимодействии с руководителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования.

Координатор ЕФС осуществляет организационное сопровождение деятельности региональных методических служб, определяет единые подходы к деятельности региональных методистов, обеспечивает методическим инструментарием деятельность регионального методического актива.

Методический центр создается с целью организационно-методического сопровождения деятельности сети региональных методических активов на базе координатора ЕФС.

Основными направлениями деятельности Методического центра являются:

выработка единых подходов к научно-методическому сопровождению педагогических работников и управленческих кадров и создание единой системы их адресного научно-методического сопровождения;

разработка типовых документов для организации методической работы;

разработка методических рекомендаций, составление методических кейсов по актуальным вопросам содержания общего образования;

формирование федерального банка успешных педагогических практик и их тиражирование в системе образования Российской Федерации;

проведение мониторингов, подготовка аналитических отчетов, ведение баз данных о методических службах;

разработка и реализация программ ДПО для региональных методистов и руководителей ЦНППМ на безвозмездной основе;

организация семинаров, мастер-классов, тренингов, педагогических мастерских, консультаций для региональных методистов, руководителей ЦНППМ;

разработка критериев и показателей эффективности деятельности региональных методистов;

проведение диагностики методических компетенций региональных методистов.

Научно-методические центры в рамках ЕФС осуществляют деятельность по приведенным ниже направлениям как самостоятельно, так и в формате взаимодействия с другими субъектами ЕФС:

проведение прикладных исследований образовательных систем по направлениям деятельности научно-методических центров;

разработка концептуальных положений и моделей опережающего профессионального развития педагогических работников;

разработка подходов к совершенствованию РС НМС с учетом специфики субъекта Российской Федерации;

разработка вариативных моделей непрерывного педагогического образования, включая среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование;

разработка моделей выявления, отбора и сопровождения педагогически одаренной молодежи;

разработка, апробация и внедрение комплексов диагностики профессиональных компетенций педагогических работников;

разработка и реализация (в том числе в сетевой форме) программ ДПО по направлениям деятельности научно-методических центров;

планирование научных, образовательных и просветительских мероприятий в целях обеспечения профориентационной деятельности со школьниками, осуществление взаимодействия с педагогическими работниками и управленческими кадрами общеобразовательных организаций;

обеспечение проведения экспертизы программ профессиональной переподготовки для включения в Федеральный реестр;

выявление инновационных педагогических и методических инициатив в теории и практике образования и их адаптация в практическую деятельность педагогических работников.

Субъекты ЕФС регионального уровня:

В состав РС НМС входят орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования; расположенные на территории субъекта Российской Федерации организации, имеющие лицензию на осуществление образовательной деятельности по программам ДПО (организации дополнительного профессионального образования - институты развития образования, институты повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, профессиональные образовательные организации, реализующие образовательные программы по укрупненной группе специальностей подготовки 44.00.00 "Образование и педагогические науки", образовательные организации высшего образования, реализующие образовательные программы по укрупненной группе специальностей и направлений подготовки 44.00.00 "Образование и педагогические науки"); региональные учебно-методические объединения, методические советы, региональные профессиональные педагогические сообщества (ассоциации, клубы и т.д.), а также иные субъекты научно-методической деятельности на региональном уровне (при необходимости).

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования:

утверждает комплекс мер ("дорожную карту) по созданию РС НМС;

обеспечивает условия (материально-технические, финансовые, кадровые и иные) для достижения показателей функционирования РС НМС;

осуществляет мониторинг эффективности функционирования РС НМС.

Организации дополнительного профессионального образования:

обеспечивают разработку и реализацию программ ДПО в соответствии с запросом, сформулированным на основе выявленных профессиональных дефицитов педагогических и управленческих кадров, в том числе с последующим включением в Федеральный реестр;

организуют и проводят образовательные мероприятия для педагогических работников и управленческих кадров.

ЦНППМ выступают координаторами РС НМС.

ЦНППМ создаются в качестве структурных подразделений организаций дополнительного профессионального образования - институтов развития образования, институтов повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников, профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высшего образования либо самостоятельных юридических лиц.

ЦНППМ призваны на региональном уровне обеспечить:

взаимодействие с координатором ЕФС, в том числе - работу на едином федеральном портале дополнительного профессионального образования;

координацию деятельности РС НМС;

организацию процесса выявления профессиональных дефицитов педагогических работников и управленческих кадров;

организацию разработки и сопровождения индивидуальных образовательных маршрутов непрерывного профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров;

организацию разработки и внедрения различных форм адресной поддержки и сопровождения педагогических работников в возрасте до 35 лет и в первые три года работы;

организацию внедрения целевой модели наставничества педагогических работников;

организацию внедрения и тиражирования лучших инновационных педагогических и управленческих практик;

координацию методической (научно-методической) деятельности общественно-профессиональных объединений;

организацию проведения стажировок педагогических работников и управленческих кадров;

организацию обучения педагогических работников и управленческих кадров субъекта Российской Федерации, в том числе по новейшим программам ДПО;

организацию вовлечения педагогических работников в экспертную деятельность;

адресную методическую поддержку, консультирование, сопровождение педагогических работников и управленческих кадров;

оказание методической помощи педагогическим работникам общеобразовательных организаций с низкими образовательными результатами.

Комплексное сопровождение деятельности ЦНППМ осуществляется через координатора ЕФС, в том числе посредством обеспечения доступа ЦНППМ к единому федеральному порталу дополнительного профессионального образования ("личный кабинет" субъекта Российской Федерации).

Сотрудники ЦНППМ проходят обучение на базе координатора ЕФС.

В ЦНППМ из числа штатных сотрудников, а также лиц, привлекаемых по договорам гражданско-правового характера и на иных условиях сотрудничества, формируется региональный методический актив. Основу регионального методического актива составляют педагогические работники высшей квалификационной категории, имеющие высшее педагогическое образование и стаж работы по специальности не менее 5 лет.

В состав регионального методического актива включаются педагогические работники, осуществляющие педагогическую деятельность в образовательной организации, реализующей основные общеобразовательные программы. В состав регионального методического актива могут войти руководители методических объединений, советов, ведущие и старшие эксперты предметных комиссий ОГЭ, ЕГЭ, тьюторы и наставники, лидеры профессиональных педагогических сообществ, педагогические работники, учащиеся которых демонстрируют стабильно высокие результаты.

Региональный методический актив осуществляет деятельность по методическому сопровождению педагогических работников и управленческих кадров по следующим направлениям:

посткурсовое сопровождение программ ДПО;

реализация программ повышения квалификации на завершающих этапах (в практической части) при каскадной системе повышения квалификации;

тьюторское сопровождение программ ДПО, включенных в Федеральный реестр;

выявление профессиональных дефицитов педагогических работников и управленческих кадров;

построение и сопровождение индивидуальных образовательных маршрутов непрерывного профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров;

организация взаимодействия, взаимопомощи и взаимообучения;

методическая помощь педагогическим работникам, осуществляющим педагогическую деятельность в школах с низкими образовательными результатами обучающихся;

оказание консультативной помощи и поддержки педагогическим работникам и управленческим кадрам.

Профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования, реализующие образовательные программы по укрупненной группе специальностей (направлений) подготовки 44.00.00 "Образование и педагогические науки", участвуют в разработке и реализации программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических работников и управленческих кадров.

Региональные учебно-методические объединения участвуют в разработке программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических работников и управленческих кадров.

Методические советы участвуют:

в подготовке и проведении мероприятий в рамках сопровождения непрерывного развития профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров.

Профессиональные педагогические сообщества (ассоциации, клубы и т.д.), включающие педагогических работников и управленческих кадров:

осуществляют методическую поддержку педагогических работников;

создают среду для мотивации педагогических работников к непрерывному самосовершенствованию;

реализуют программы наставничества педагогических работников.

Преемственность научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров, реализуемого на различных уровнях, обеспечивается единством целей ЕФС. Такой подход позволяет более качественно осуществлять научно-методическое сопровождение педагогических работников и управленческих кадров и в целом региональных систем образования.

Органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, муниципальные методические объединения (при наличии), муниципальные организации дополнительного профессионального образования (при наличии), муниципальные методические службы (при наличии) включаются в ЕФС в соответствии с приоритетными национальными задачами в области образования.

Механизмом взаимодействия и совместной реализации мероприятий, направленных на научно-методическое сопровождение профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров, является трехстороннее соглашение между органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, и организацией(-ями), на базе которой(-ых) создан(-ы) и функционирует(-ют) ЦНППМ.

На уровне образовательной организации методическое сопровождение педагогических работников осуществляют имеющиеся в образовательной организации методические структуры (методические объединения, кафедры, методические советы и т.п.), общественно-профессиональные объединения и т.д.