IV. Актуальные вызовы и целевые ориентиры развития ЕФС

Анализ результатов функционирования ЕФС предшествующего этапа, выявление и рефлексия существующих проблемных зон позволяют сформулировать следующий комплекс актуальных вызовов в контексте развития ЕФС в перспективе до 2024 года:

- вызовы в области управления ЕФС:

недостаточная сформированность "гибких" механизмов эффективного управления РС НМС с учетом региональных условий;

отсутствие описанных вариативных процедур и инструментов оценки эффективности функционирования РС НМС в рамках ЕФС с учетом региональных условий;

недостаточная взаимосвязь процессов и результатов функционирования субъектов ЕФС различного уровня; рассинхронизация отдельных критериев и индикаторов эффективности функционирования различных субъектов ЕФС;

отсутствие автоматизированной системы мониторинга региональных систем дополнительного профессионального образования;

- вызовы в области непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров в рамках ЕФС:

несоответствие значительного количества программ ДПО, разрабатываемых на региональном уровне, сложившимся единым подходам к управлению качеством дополнительного профессионального образования педагогических работников и управленческих кадров;

недостаточный уровень информационной открытости процессов и результатов в системе дополнительного профессионального образования;

недостаточность информации о профессиональных - предметных, методических и иных - дефицитах педагогических и управленческих компетенций;

- вызовы в области содержательно-методического сопровождения непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров в рамках ЕФС:

недостаточный уровень технологизации методической деятельности (в части типовых организационно-методических документов, дорожных карт, стандартов операциональных процедур);

несформированность системы адресного сопровождения РС НМС, а также научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров в рамках освоения ими индивидуальных образовательных маршрутов на основе диагностики профессиональных компетенций;

несистемный характер сопровождения и поддержки педагогических работников и управленческих кадров до 35 лет в первые 3 года работы;

несистемный характер выявления, анализа и трансляции эффективных практик:

управления РС НМС, в том числе организации методической работы на региональном уровне;

наставнических практик (в том числе для педагогических работников до 35 лет в первые три года работы);

проектирования и сопровождения индивидуальных образовательных маршрутов повышения профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров на основе результатов диагностики профессиональных компетенций;

организации и проведения стажировок по ключевым направлениям развития системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров;

внедрения результатов прикладных исследований в педагогическую и управленческую практику;

организации сетевого взаимодействия субъектов ЕФС и субъектов научно-методической деятельности.

Целью развития ЕФС является повышение эффективности системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров в контексте достижения приоритетных задач в сфере образования на период до 2024 года.

Стратегические задачи развития ЕФС:

- в области управления ЕФС:

интеграция процессов и результатов деятельности различных субъектов ЕФС в рамках единого научно-методического пространства непрерывного развития профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров;

синхронизация критериев и показателей эффективности деятельности различных субъектов ЕФС в рамках единого научно-методического пространства непрерывного развития профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров;

внедрение процедур и инструментов оценки эффективности ЕФС и РС НМС;

развитие системы "горизонтальных" связей региональных сегментов ЕФС, в том числе - в части обмена эффективными педагогическими и управленческими практиками;

- в области непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров в рамках ЕФС:

актуализация содержания и экспертиза качества программ ДПО, цифровизация образовательных технологий и персонификация образовательных треков непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров;

- в области содержательно-методического сопровождения непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров в рамках ЕФС:

развитие системы адресного научно-методического сопровождения субъектов ЕФС и субъектов научно-методической деятельности в рамках ключевых процессов непрерывного повышения профессионального мастерства, в том числе способствующего устранению профессиональных дефицитов педагогических работников и управленческих кадров, выявленных на основе диагностики их профессиональных компетенций;

технологизация методической деятельности, формирование единых подходов к работе региональных методистов, оценке их эффективности.

Системные эффекты развития ЕФС:

- для педагогических работников и управленческих кадров:

снижение уровня профессиональных (педагогических и управленческих) дефицитов;

повышение мотивации педагогических работников и управленческих кадров к обновлению методов обучения и воспитания;

снижение уровня "профессионального выгорания" педагогических работников и управленческих кадров;

- для системы дополнительного профессионального образования:

повышение информационной открытости и "прозрачности" процессов в системе дополнительного профессионального образования;

повышение качества результатов в системе дополнительного профессионального образования;

сокращение "разрыва" в показателях эффективности региональных систем дополнительного профессионального образования;

- для системы образования в целом:

системный подход к управлению качеством образования на уровне Российской Федерации и на уровне субъектов Российской Федерации;

повышение качества образования на различных уровнях.