1. Общие положения

1.1. Настоящий Базовый стандарт защиты прав и интересов физических и юридических лиц - получателей финансовых услуг, оказываемых членами саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка, объединяющих депозитариев (далее - Базовый стандарт), разработан на основании части 2 статьи 5 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 223-ФЗ "О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка" в соответствии с требованиями Указания Банка России от 26 октября 2017 года N 4585-У "О требованиях к содержанию базовых стандартов защиты прав и интересов физических и юридических лиц - получателей финансовых услуг, оказываемых членами саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка, объединяющих брокеров, управляющих, депозитариев и регистраторов" и определяет основные принципы в области защиты прав и интересов получателей финансовых услуг, а также устанавливает требования, которыми депозитарии должны руководствоваться в процессе осуществления своей деятельности.

1.2. Базовый стандарт является обязательным для исполнения всеми депозитариями вне зависимости от их членства в саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей депозитариев (далее - саморегулируемая организация).

1.3. В Базовом стандарте используются следующие термины и определения:

1) финансовая услуга - услуга по учету и переходу прав на бездокументарные ценные бумаги и обездвиженные документарные ценные бумаги, а также по хранению обездвиженных документарных ценных бумаг при условии оказания услуг по учету и переходу прав на них и в случаях, предусмотренных федеральными законами, по учету цифровых прав;

2) клиент - юридическое или физическое лицо, имеющее с депозитарием действующий депозитарный договор;

3) потенциальный клиент - физическое или юридическое лицо, намеренное заключить с депозитарием договор об оказании финансовых услуг и с которым депозитарий намерен заключить договор об оказании финансовых услуг;

4) бывший клиент - физическое или юридическое лицо, договор об оказании финансовых услуг с которым прекращен;

5) клиент-эмитент - эмитент ценных бумаг (лицо, обязанное по ценным бумагам), имеющий с депозитарием действующий договор, в соответствии с которым депозитарий осуществляет ведение эмиссионного счета и (или) обязательное централизованное хранение ценных бумаг (централизованный учет прав на ценные бумаги);

6) клиент-брокер - брокер, имеющий с депозитарием действующий договор, в соответствии с которым брокеру открыт счет, предназначенный для учета эмиссионных ценных бумаг при их размещении;

7) наследники - физические или юридические лица, являющиеся наследниками (наследниками наследников) умерших клиентов депозитария;

Далее по тексту Базового стандарта лица, указанные в подпунктах 2 - 7 настоящего пункта, именуются "Получатели финансовых услуг" <1>.

--------------------------------

<1> Под Получателем финансовых услуг понимается в том числе уполномоченный им представитель.

8) место, предназначенное для обслуживания Получателей финансовых услуг, - место оказания финансовых услуг Получателям финансовых услуг, предназначенное для заключения договоров об оказании финансовых услуг, приема документов, связанных с оказанием финансовых услуг, в том числе офис депозитария (филиала депозитария), личный кабинет Получателя финансовых услуг, мобильное приложение, если они используются для заключения договоров об оказании финансовых услуг, приема документов, связанных с оказанием финансовых услуг;

9) обращение (жалоба) - направленная Получателем финансовых услуг депозитарию просьба о восстановлении или защите прав или интересов Получателя финансовых услуг, содержащая сведения о возможном нарушении депозитарием требований законодательства Российской Федерации о рынке ценных бумаг, базовых и внутренних стандартов саморегулируемой организации, учредительных и внутренних документов депозитария, связанных с осуществлением профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.

1.4. К депозитариям, не осуществляющим прием Получателей финансовых услуг и их представителей в форме личного посещения ими офисов депозитария и не предоставляющих клиентам специально разработанные программные средства взаимодействия между клиентами и депозитарием (личный кабинет на сайте депозитария, мобильные приложения), требования Базового стандарта, предъявляемые к местам обслуживания, предназначенным для личного приема граждан, а также требования Базового стандарта, касающиеся взаимодействия депозитария и Получателей финансовых услуг посредством специально разработанных программных средств, не применяются.

1.5. Саморегулируемая организация осуществляет контроль за соблюдением депозитариями, являющимися членами такой саморегулируемой организации, требований Базового стандарта путем проведения проверок соблюдения депозитариями требований Базового стандарта, а также иных контрольных мероприятий, в том числе путем проведения мероприятия, в ходе которого саморегулируемой организацией осуществляются действия по созданию ситуации для заключения депозитарного договора либо совершения операции с ценными бумагами в целях проверки соблюдения депозитариями, являющимися членами саморегулируемой организации, требований Базового стандарта при оказании финансовых услуг их получателям (далее - Мероприятие).

Мероприятие проводится саморегулируемой организацией самостоятельно либо лицами, привлеченными саморегулируемой организацией на основании гражданско-правового договора.

Мероприятие проводится без предварительного уведомления депозитария.

При проведении Мероприятия по решению лица, его осуществляющего, допускается осуществление фото- и видеосъемки, использование иных способов фиксации.

По результатам проведения Мероприятия с привлечением саморегулируемой организацией лица на основании гражданско-правового договора саморегулируемая организация обеспечивает предоставление ей таким лицом письменного отчета и подтверждающих документов (видеозапись, фотозапись и иные материалы) в целях принятия саморегулируемой организацией решения о необходимости применения мер в отношении депозитария, являющегося членом саморегулируемой организации.

Дополнительные требования к проведению Мероприятия устанавливаются внутренними документами саморегулируемой организации.