4.2.2. Несогласованность планов социально-экономического развития с территориальной охраной природы

В Арктической зоне Российской Федерации в ближайшем будущем планируется решение многих социально-экономических задач, в том числе крупномасштабное освоение природных ресурсов. Его последствия могут нанести непоправимый ущерб экосистемам и населяющим их живым организмам, включая белого медведя. В зоне потенциального воздействия промышленной и иной деятельности могут находиться экологически уязвимые экосистемы, включая ООПТ, виды с узким ареалом и низкой численностью, в том числе виды, занесенные в Красную книгу Российской Федерации. Согласно Конвенции о биологическом разнообразии, такие экосистемы и виды требуют принятия первоочередных мер в части их защиты от негативного воздействия.

КонсультантПлюс: примечание.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утв. 30.04.2012, а не 28.04.2012.

Остро ощущается проблема несогласованности планов социально-экономического развития с территориальной охраной природы. Она проявляется, в частности, в несоблюдении ряда принципов, заложенных в Основах государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденных Президентом Российской Федерации от 28.04.2012 N Пр-1102. Таковыми принципами являются:

а) приоритетность сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов;

б) презумпция экологической опасности планируемой экономической и иной деятельности;

в) обязательность оценки намечаемого воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении экономической и иной деятельности;

г) запрещение осуществления экономической и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды;

д) обеспечение соответствия экономической и иной деятельности установленным нормам и требованиям в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;

е) полное возмещение вреда, причиненного окружающей среде;

ж) участие граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в решении задач в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, учет их мнения при принятии решений о планировании и осуществлении экономической и иной деятельности, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду.

Несоблюдение этих принципов приводит к тому, что организация охраны наиболее экологически ценных наземных и морских районов, в том числе создание новых ООПТ федерального, регионального и местного значения, введение пространственно-временных ограничений на виды деятельности, которые прямо или косвенно могут негативно влиять на живые организмы и среду их обитания, вступает в противоречие с планами промышленного и иного освоения территории. Реализации природоохранных мер препятствует также отсутствие научной информации или слабая изученность состояния ключевых видов и сообществ животного и растительного мира. Имеющиеся данные нередко носят экспертный характер.

Необходима инвентаризация территорий с целью установления районов с неблагополучной экологической ситуацией и организация работ по оценке и поэтапной ликвидации экологических последствий прошлой экономической и иной деятельности, повышение экологической ответственности бизнеса, включение вопросов охраны окружающей среды в новые образовательные стандарты, в которых территориальная охрана природы должна занимать одно из ведущих мест.