5.2. Условия, которые способствовали/препятствовали выполнению основных направлений и мероприятий Стратегии

Важнейшей задачей федеральных и региональных органов власти при выполнении Стратегии по сохранению белого медведя стала реализация предложенных в Плане действий мер охраны. Они призваны устранить или свести до минимума негативное воздействие на белого медведя деятельности человека и, тем самым, внести вклад в сохранение этого вида в Арктике.

Наиболее остро эта проблема затронула проведение дорогостоящих научных исследований и мониторинга белого медведя. Пробелы были особенно очевидными по отношению к популяциям белых медведей, населяющим Карское море и море Лаптевых, по которым к настоящему времени получены весьма скудные данные. В условиях отсутствия регулярного комплексного мониторинга объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, включая белого медведя, в том числе системной государственной организационной и финансовой поддержке этих мероприятий, восполнить пробелы не удастся.

При этом развивающееся сотрудничество с США и Норвегией создавало предпосылки для совместных исследований общих популяций. Они успешно реализовывались в рамках российско-американского Соглашения о сохранении и использовании чукотско-аляскинской популяции белого медведя, но были, к сожалению, приостановлены в отношении договоренностей между Россией и Норвегией по белому медведю в Баренц-регионе. Тем не менее, российские исследования по белому медведю в Баренцевом и Карском морях не прерывались, во многом благодаря заинтересованности ряда научных учреждений и некоммерческих организаций, а также материальной и финансовой поддержки нефтедобывающих компаний.

Актуальная проблема - предотвращение конфликтов между человеком и зверем. Однако разработка и внедрение средств по отпугиванию белых медведей в местах хозяйственной деятельности человека и на полярных станциях не были осуществлены.

Еще одна нерешенная проблема - нелегальная добыча зверя в некоторых арктических районах. В текущем столетии число нелегально добытых медведей заметно сократилось по сравнению с 1990-ми гг., и этому в немалой степени способствовали изменения, внесенные в Уголовный кодекс Российской Федерации в 2013 г., наряду с ростом благосостояния населения, проживающего в национальных селах.

Остается актуальным вопрос минимизации негативного влияния на белого медведя и его местообитания антропогенных факторов. Экспансия промышленной деятельности обостряет проблему экологической безопасности, создает угрозу обитателям морских и прибрежных районов, в том числе, белому медведю. Особую опасность для вида представляют аварийные разливы нефти, которые оказывают катастрофические влияние на окружающую среду. Инфраструктура для быстрого реагирования на разливы нефти, предупреждения и ликвидации последствий аварий на морских нефтяных месторождениях в коммерческих компаниях развита слабо. Задача предприятий отрасли состоит в минимизации такой вероятности и увеличении возможностей по быстрой ликвидации последствий аварий.

Циркумполярный план действий по сохранению белого медведя, одобренный уполномоченными министрами в Илулиссате, Гренландия, в 2015 г., побуждает страны ареала к более активным действиям по сохранению, изучению и мониторингу белого медведя. В России в 2010 - 2020 гг. такого рода действия предпринимались, но в основном затронули арктические ООПТ. В дальнейшем планируется актуализировать это направление деятельности, но уже в рамках Дорожной карты по сохранению и восстановлению белого медведя.