Программа профилактики на 2024 год утв. Распоряжением МЧС России от 18.12.2023 N 1055.

1.1. Анализ текущего состояния осуществления федерального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

1.1. Анализ текущего состояния осуществления

федерального государственного надзора в области защиты

населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Федеральный государственный надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (далее - федеральный государственный надзор) осуществляется в соответствии со статьей 27 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".

МЧС России и его территориальные органы (далее - надзорные органы) осуществляют деятельность, направленную на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Данная деятельность осуществляется в пределах полномочий надзорных органов посредством профилактики нарушений обязательных требований, оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, устранению их последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений.

В соответствии с Положением о федеральном государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г. N 1013, с учетом оценки вероятности наступления негативных событий, которые могут повлечь причинение вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, и тяжести причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям объекты надзора подлежат отнесению к следующим категориям риска:

а) к категории высокого риска:

деятельность граждан и организаций, эксплуатирующих потенциально опасные объекты 1 категории опасности;

деятельность граждан и организаций, эксплуатирующих потенциально опасные объекты 2 категории опасности;

деятельность граждан и организаций, эксплуатирующих критически важные объекты федерального уровня значимости;

деятельность государственных корпораций, создающих в установленном порядке функциональные подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

б) к категории значительного риска:

деятельность граждан и организаций, эксплуатирующих потенциально опасные объекты 3 категории опасности;

деятельность граждан и организаций, эксплуатирующих потенциально опасные объекты 4 категории опасности;

деятельность граждан и организаций, эксплуатирующих критически важные объекты регионального уровня значимости;

деятельность граждан и организаций, если эти организации (их структурные подразделения) и граждане или находящиеся в их ведении организации и структурные подразделения этих организаций включены (входят) в установленном порядке в состав сил и органов управления функциональных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

в) к категории среднего риска:

деятельность граждан и организаций, эксплуатирующих потенциально опасные объекты 5 категории опасности;

деятельность граждан и организаций, эксплуатирующих потенциально опасные объекты 6 категории опасности;

деятельность граждан и организаций, эксплуатирующих критически важные объекты муниципального уровня значимости;

г) к категории низкого риска - деятельность граждан и организаций, указанных в подпункте "в", при отнесении их деятельности к категории низкого риска в случае отсутствия составленного по результатам последнего планового контрольного (надзорного) мероприятия акта контрольного (надзорного) мероприятия с зафиксированными выявленными нарушениями обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

По состоянию на 31 сентября 2022 г. к категории высокого риска отнесено 3682 объекта надзора, к категории значительного риска - 4833 объекта, к категории среднего риска - 981 объект, к категории низкого риска - 122 объекта.

Данные за 9 месяцев 2021 года и 9 месяцев 2022 года о результатах осуществления федерального государственного надзора на территории Российской Федерации, а также об административно-правовой деятельности при осуществлении федерального государственного надзора, представленные территориальными органами МЧС России по формам 10-ГОЧС и 12-ГОЧС, утвержденным приказом МЧС России от 8 февраля 2017 г. N 43 "О предоставлении отчетности по осуществлению государственного надзора в сфере деятельности МЧС России", и по форме 30-ГОЧС, утвержденной приказом МЧС России от 22 декабря 2021 г. N 900 "О предоставлении отчетности по деятельности, осуществляемой органами государственного пожарного надзора МЧС России", соответственно, приведены ниже.

Надзорными органами МЧС России в плановом периоде 2022 года в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций запланировано 400 контрольных (надзорных) мероприятий (в плановом периоде 2021 г. - 1210, уменьшение на 66,9%).

Всего за 9 месяцев 2022 года проведено 456 контрольных (надзорных) мероприятий (9 месяцев 2021 г. (далее - АППГ) - 2154, уменьшение на 78,8%), из них:

а) 360 - плановых (АППГ - 1804, уменьшение на 80%);

б) 96 - внеплановых (АППГ - 350, уменьшение на 72,5%).

Все внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия проводились в соответствии с истечением срока исполнения решения об устранении выявленных нарушений обязательных требований (АППГ - 345, уменьшение на 72,1%).

В ходе проведенных контрольных (надзорных) мероприятий выявлено 422 нарушения обязательных требований (АППГ - 2365, уменьшение на 82,1%).

По результатам контрольных (надзорных) мероприятий вручено 104 предписания по устранению выявленных нарушений обязательных требований (АППГ - 541, уменьшение на 80,7%).

Средний показатель по Российской Федерации в части устранения нарушений требований норм и правил по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций составил 77,86% (АППГ - 76,25%, увеличение на 1,61%).

По результатам контрольных (надзорных) мероприятий в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) составлено 104 протокола об административных правонарушениях (АППГ - 566, уменьшение на 81,6%), из них на должностных лиц 62 (АППГ - 370, уменьшение на 83,2%) и на юридических лиц 42 (АППГ - 196, уменьшение на 78,5%), в том числе по ст. 20.6 КоАП РФ (невыполнение требований норм и правил по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций) - 74 протокола (АППГ - 455, уменьшение на 83,7%), по ст. 19.5 КоАП РФ - 30 протоколов (АППГ - 109, уменьшение на 72,4%).

К административной ответственности в виде наложения штрафа в соответствии с КоАП РФ привлечено 76 лиц (АППГ - 294, уменьшение на 74,1%), из них должностных - 38 лиц (АППГ - 197, уменьшение на 80,7%) и юридических - 38 лиц (АППГ - 97, уменьшение на 60,8%), в том числе по ст. 20.6 КоАП РФ - 56 лиц (АППГ - 226, уменьшение на 75,2%), по ст. 19.5 КоАП РФ - 21 лицо (АППГ - 66, уменьшение на 68,1%).

Сумма наложенных административных штрафов за несоблюдение обязательных требований составила 1597,301 тыс. руб. (АППГ - 5384,4 тыс. руб., уменьшение на 70,3%).