См. Обзор за I квартал 2023 года.

Причины и основания приостановления (отказа) государственной регистрации прав (в том числе в рамках осуществления единой учетно-регистрационной процедуры)

Причины и основания приостановления (отказа) государственной

регистрации прав (в том числе в рамках осуществления единой

учетно-регистрационной процедуры)

Основания для приостановления государственной регистрации прав

Описание причин, повлекших приостановление осуществления государственной регистрации прав

Не представлены документы, необходимые для осуществления государственной регистрации прав (в том числе в рамках единой учетно-регистрационной процедуры) (пункт 5 части 1 статьи 26 Закона о регистрации).

В целях осуществления регистрационных действий не представлены:

документы, подтверждающие полномочия лиц, обратившихся за осуществлением учетно-регистрационных действий (характерна для документов, поступивших в орган регистрации прав в форме электронных документов);

правоустанавливающие документы на земельные участки, на которых расположены наземные конструктивные элементы линейного объекта (при отсутствии сведений о зарегистрированных правах заявителя на них в ЕГРН) в том числе в случае, если такой объект реконструирован и новые конструктивные его элементы располагаются в границах иных земельных участков <7>.

Во избежание ситуаций, связанных с возвратом без рассмотрения заявлений и документов, представленных в орган регистрации прав в соответствии с частью 1 статьи 19 Закона о регистрации, по основанию, предусмотренному пунктом 3 статьи 25 Закона о регистрации, аналогичную информацию (дату и номер платежного документа, фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), данные документа, удостоверяющего личность - для плательщиков - физических лиц или полное наименование организации, ОГРН, КПП и ИНН - для плательщиков - юридических лиц) целесообразно указывать и в заявлениях о выдаче разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, либо прикладывать к такому заявлению копию платежного документа.

Форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации (пункт 7 части 1 статьи 26 Закона о регистрации)

Документ в форме электронного образа документа подписан усиленной квалифицированной электронной подписью ненадлежащего лица (например, лицом, по доверенности представляющим документы для осуществления учетно-регистрационных действий) (согласно части 9 статьи 21 Закона о регистрации документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и представляемые в форме электронных образов документов, должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью лиц, подписавших такие документы на бумажном носителе, или лиц, которые в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации уполномочены заверять копии таких документов в форме документов на бумажном носителе).

В представляемом в качестве документа-основания для постановки на государственный кадастровый учет разрешении на ввод объекта в эксплуатацию отсутствуют:

- сведения о линейном объекте с заявленными характеристиками. Такая ситуация характерна для случаев, когда осуществляется реконструкция участка линейного объекта (в соответствии с частью 11 статьи 55 ГрК в разрешении на ввод объекта в эксплуатацию, необходимом для осуществления учетно-регистрационных действий в силу части 1 статьи 40 Закона о регистрации, должны быть отражены сведения об объекте капитального строительства в объеме, необходимом для осуществления его государственного кадастрового учета. Состав таких сведений должен соответствовать установленным в соответствии с Законом о регистрации требованиям к составу сведений в графической и текстовой частях технического плана);

- сведения о некоторых земельных участках, в границах которых расположен линейный объект <8>.

При представлении заявления о государственном кадастровом учете изменений в заявлении не в полной мере заполняется раздел 5 (не указывается наименование изменяемой характеристики) либо использована ненадлежащая форма заявления (например, из раздела "Заключение кадастрового инженера" следует, что технический план подготовлен в связи с исправлением реестровой ошибки, а заявление <9> представлено в орган регистрации прав в связи с целью государственного учета изменений объекта недвижимости).

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в отношении объектов недвижимости, созданных до дня вступления в силу Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 3020-I "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - Постановление N 3020-I) представляют выписки, не содержащие сведений об основаниях отнесения линейного объекта к собственности субъекта Российской Федерации <10>.

Место нахождения объекта недвижимости, определяемое согласно описанию местоположения границ земельного участка или контура здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, не соответствует адресу объекта недвижимости (при его наличии) или местоположению объекта недвижимости (при отсутствии адреса) (пункт 45 части 1 статьи 26 Закона о регистрации)

Приостановление по данному пункту Закона о регистрации тесно взаимосвязано с качеством и правильностью подготовки технического плана, а именно, с правильным указанием кода и системы координат.

Так, например, линейное объекта с некорректно указанными в техническом плане координатами характерных точек, определяется на дежурной кадастровой карте вне пределов кадастровых округов, сведения о которых содержатся в элементе "CadastralBlocks".

с заявлением о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав обратилось ненадлежащее лицо (пункт 2 части 1 статьи 26 Закона о регистрации)

В целях государственного кадастрового учета в связи с изменением основных характеристик линейного объекта в случаях, когда такие изменения связаны с проведением реконструкции, для которой требуются получение разрешений на строительство, ввод объекта в эксплуатацию, в нарушение вышеприведенных норм законодательства обращается собственник линейного объекта.

В соответствии с положением части 2 статьи 15 Закона, государственный кадастровый учет без одновременной государственной регистрации прав осуществляется по заявлению:

собственника объекта недвижимости - при государственном кадастровом учете в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости, за исключением случая, установленного пунктом 4.5 данной части (пункт 4):

органа государственной власти, выдавшего разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, - при государственном кадастровом учете в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости (пункт 4.5).

Представленная для целей осуществления учетно-регистрационных действий доверенность не содержит сведений о полномочиях лица, представляющего интересы правообладателя, в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество.

не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (пункт 5 части 1 статьи 26 Закона о регистрации)

В целях принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей заявителем не представляются заявление и документы на государственный кадастровый учет линейного объекта (в случае отсутствия сведений о таком линейном объекте в ЕГРН) <11>.

--------------------------------

<7> В соответствии с частью 15 статьи 40 Закона о регистрации при проведении правовой экспертизы органом регистрации прав документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, проверка наличия правоустанавливающего документа на земельный участок осуществляется только в случае, если для создания объекта капитального строительства не требуется получение разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

<8> Приказ Минстроя России от 03.06.2022 N 446/пр "Об утверждении формы разрешения на строительство и формы разрешения на ввод объекта в эксплуатацию".

<9> Форма заявления об исправлении технической ошибки в записях ЕГРН также утверждена приказом Росреестра от 19.08.2020 N П/0310 "Об утверждении отдельных форм заявлений в сфере государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, требований к их заполнению, к формату таких заявлений и представляемых документов в электронной форме".

<10> Объекты государственной собственности, не указанные в Приложениях 1 - 3 к Постановлению N 3020-I, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, передаются в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга на основании предложений их Верховных Советов, Советов народных депутатов.

До момента определения соответствующего собственника указанных объектов они относятся к федеральной собственности.

<11> В случае, если об объекте недвижимости, в отношении которого подано заявление о постановке на учет в качестве бесхозяйной недвижимой вещи, отсутствуют сведения в ЕГРН, заявители вправе обратиться с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета в соответствии с пунктом 6 части 2 статьи 15 Закона о регистрации либо с заявлением о включении в ЕГРН сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в соответствии со статьей 69 Закона о регистрации.

Также сообщаем о возможности получать актуальные новости о деятельности Росреестра посредством официального канала ведомства в мессенджере "Телеграмм".