Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА

ПИСЬМО

от 22 февраля 2023 г. N Исх-7802/05

В целях проведения работ по совершенствованию элементов структуры и классификации воздушного пространства Российской Федерации, до утверждения Минтрансом России соответствующего нормативного правового акта, Росавиация полагает целесообразным использовать в работе следующий порядок разработки и представления предложений по совершенствованию структуры и классификации воздушного пространства Российской Федерации:

1. Настоящий порядок разработки и представления предложений по совершенствованию структуры и классификации воздушного пространства Российской Федерации (далее - порядок) определяет обеспечение реализации пунктов 11, 19, 22, 38, 67 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.2010 N 138 (далее - Федеральные правила).

2. В соответствии с настоящим порядком разрабатываются и представляются предложения по установлению (изменению) (далее - предложения):

зон Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации <1> (далее - Единая система);

--------------------------------

<1> Пункт 2 статьи 14 Воздушного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст. 1383; 2007, N 50, ст. 6245), пункт 11 Федеральных правил (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 14, ст. 1649).

районов контролируемых и неконтролируемых аэродромов (вертодромов);

границ классов A и C воздушного пространства;

воздушного пространства свободной маршрутизации;

запретных зон;

постоянных опасных зон;

зон ограничения полетов;

маршрутов (условных маршрутов) обслуживания воздушного движения.

3. Предложения разрабатываются пользователями воздушного пространства, органами обслуживания воздушного движения (управления полетами), федеральными органами исполнительной власти, а также юридическими лицами, в интересах которых устанавливаются элементы структуры и классификация воздушного пространства (далее - разработчики).

4. Предложения оформляются в формализованном виде с обоснованием необходимости установления (изменения) элементов структуры и классификации воздушного пространства (рекомендуемый образец предложений приведен в приложении N 1).

5. К предложениям прилагается карта структуры воздушного пространства в масштабе:

не менее чем 1:4000000 при установлении (изменении) зон Единой системы, воздушного пространства свободной маршрутизации, границ классов A и C воздушного пространства;

не менее чем 1:2000000 при установлении (изменении) границ районов контролируемых и неконтролируемых аэродромов (вертодромов), границ запретных зон, зон ограничения полетов, постоянных опасных зон, маршрутов (условных маршрутов) обслуживания воздушного движения.

На карте структуры воздушного пространства наносятся существующие и предлагаемые границы элементов структуры воздушного пространства, границы классов A и C воздушного пространства.

6. При установлении (изменении) границ зон Единой системы в предложениях указываются:

наименование зоны;

горизонтальные и вертикальные границы.

7. При установлении (изменении) границ, аэронавигационных данных районов контролируемых и неконтролируемых аэродромов (вертодромов) в предложениях указываются:

наименование аэродрома (вертодрома);

федеральный орган исполнительной власти, организация, в ведении которых находится аэродром (вертодром);

горизонтальные и вертикальные границы района аэродрома (вертодрома).

8. При установлении границ классов A и C воздушного пространства в предложениях указываются:

горизонтальные и вертикальные границы;

класс воздушного пространства.

9. При установлении (изменении) границ, аэронавигационных данных воздушного пространства свободной маршрутизации в предложениях указываются:

наименование воздушного пространства свободной маршрутизации;

горизонтальные и вертикальные границы воздушного пространства свободной маршрутизации;

период доступности воздушного пространства свободной маршрутизации;

основные точки воздушного пространства свободной маршрутизации;

информация о сохранении/упразднении существующих маршрутов (участков маршрутов) обслуживания воздушного движения в границах воздушного пространства свободной маршрутизации;

условия использования воздушного пространства свободной маршрутизации для полетов воздушных судов иностранных государств.

10. При установлении (изменении) границ, аэронавигационных данных запретных зон, постоянных зон ограничения полетов, постоянных опасных зон в предложениях указываются:

обозначение и номер зоны (при внесении изменений в границы зоны);

горизонтальные и вертикальные границы зоны;

период (регламент) работы зоны;

ведомственная принадлежность объекта (организации) в зоне, вид деятельности в зоне, вид объекта;

полное и (или) сокращенное (при наличии) наименование, адрес в пределах места нахождения, номер телефона и (или) адрес электронной почты (при их наличии) организации;

11. При установлении (изменении) границ, аэронавигационных данных временных зарезервированных зон ограничения полетов в предложениях указываются:

обозначение и номер зоны (при внесении изменений в границы зоны);

горизонтальные и вертикальные границы зоны;

информация о вводе в действие (активации) зоны;

ведомственная принадлежность объекта (организации) в зоне, вид деятельности в зоне, вид объекта;

полное и (или) сокращенное (при наличии) наименование, адрес в пределах места нахождения, номер телефона и (или) адрес электронной почты (при их наличии) организации;

частоты радиосвязи авиационного диапазона, установленные в зоне (в случае применения), позывные;

данные о действии временно зарезервированной зоны ограничения полетов.

12. При установлении (изменении) маршрутов обслуживания воздушного движения, условных маршрутов обслуживания воздушного движения в предложениях указываются:

а) для воздушных трасс:

обозначение маршрута, название основных точек, их координаты и назначение (пункт обязательного донесения или пункт донесения по запросу);

магнитные путевые углы (МПУ), истинные путевые углы (для воздушных трасс выше 70 градуса северной широты);

расстояние между основными точками маршрута;

верхняя граница/нижняя граница маршрута;

минимальная абсолютная высота (в нижнем воздушном пространстве);

ширина участка маршрута;

направление крейсерских эшелонов;

наименование органа диспетчерского обслуживания воздушного движения, каналы связи (частота), условия использования;

б) для маршрутов зональной навигации на базе глобальной навигационной спутниковой системы:

обозначение маршрута, название основных точек, их координаты и назначение (пункт обязательного донесения или пункт донесения по запросу);

тип требуемой навигационной характеристики для маршрута;

магнитные путевые углы (МПУ), истинные путевые углы (для маршрутов зональной навигации выше 70 градуса северной широты);

расстояние между основными точками маршрута;

верхняя граница/нижняя граница маршрута;

минимальная абсолютная высота (в нижнем воздушном пространстве);

направление крейсерских эшелонов;

наименование органа диспетчерского обслуживания воздушного движения, каналы связи (частота), условия использования;

в) для маршрутов зональной навигации на базе всенаправленных азимутальных и дальномерных радиомаяков:

обозначение маршрута, название основных точек, их координаты и назначение (пункт обязательного донесения или пункт донесения по запросу);

тип требуемой навигационной характеристики для маршрута;

обозначение станции опорного всенаправленного азимутального и дальномерного радиомаяков;

пеленг и расстояние от опорного всенаправленного азимутального и дальномерного радиомаяков, если точка пути не совмещена с опорной станцией;

превышение дальномерного радиомаяка (антенны);

расстояние между основными точками маршрута;

верхняя граница/нижняя граница маршрута;

минимальная абсолютная высота (в нижнем воздушном пространстве);

направление крейсерских эшелонов;

наименование органа диспетчерского обслуживания воздушного движения, каналы связи (частота), условия использования;

г) для местных воздушных линий:

обозначение маршрута, название основных точек, их координаты и назначение (пункт обязательного донесения или пункт донесения по запросу);

магнитные путевые углы (МПУ);

расстояние между основными точками маршрута;

верхняя граница/нижняя граница (абсолютная высота) маршрута;

ширина участка маршрута;

абсолютная высота наивысшей точки рельефа на участке маршрута;

истинная высота наивысшего препятствия на участке маршрута;

абсолютная высота наивысшего препятствия на участке маршрута;

наименование органа диспетчерского обслуживания воздушного движения, каналы связи (частота), условия использования;

д) для условных маршрутов обслуживания воздушного движения дополнительно указывается:

категория условного маршрута обслуживания воздушного движения;

верхняя и нижняя граница (диапазон используемых высот/эшелонов);

период использования условного маршрута обслуживания воздушного движения;

обозначение и номер временной зарезервированной зоны ограничения полетов, через воздушное пространство которой проходит условный маршрут обслуживания воздушного движения;

согласование установления условного маршрута обслуживания воздушного движения с пользователем воздушного пространства, в интересах которого установлена временная зарезервированная зона ограничения полетов, через воздушное пространство которой проходит условный маршрут обслуживания воздушного движения;

информация о наличии процедуры координации при использовании условного маршрута.

е) при исключении участков маршрута обслуживания воздушного движения, условного маршрута обслуживания воздушного движения:

обозначение маршрута;

название и географические координаты точек исключаемого участка маршрута.

13. При разработке предложений по установлению (изменению) элементов структуры воздушного пространства Российской Федерации целесообразно использовать следующее описание границ:

а) горизонтальные границы элемента структуры воздушного пространства указываются в географических координатах или геометрической конфигурации с привязкой к географическим координатам:

географическая широта (первые две цифры - градусы, вторые две цифры - минуты, третьи две цифры - секунды, буква "с" - северная широта);

географическая долгота (первые три цифры - градусы, вторые две цифры - минуты, третьи две цифры - секунды, буквы "в" или "з" - восточная или западная долгота соответственно);

с севера на юг по часовой стрелке;

при описании горизонтальных границ допускается использовать фразы: "далее по часовой стрелке по дуге окружности радиусом ___ км с центром (_____)", "далее против часовой стрелки по дуге окружности радиусом ___ км с центром (______)", "далее по государственной границе...", "окружность радиусом ___ км с центром (_______)";

б) вертикальные границы (нижняя и верхняя) элемента структуры воздушного пространства:

нижняя граница обозначается как уровень земли (GND), земная или водная поверхность (SFC), абсолютная высота относительно среднего уровня моря (AMSL) в метрах с указанием в скобках значения в футах (например, "2000 м (6600 фут) AMSL") или эшелон полета (буквы FL, после которых без пробела три цифры, соответствующие эшелону полета, например, "FL050");

верхняя граница обозначается как абсолютная высота относительно среднего уровня моря в метрах с указанием в скобках значения в футах (например, "5050 м (16600 фут) AMSL"), эшелон полета (буквы FL, после которых без пробела три цифры, соответствующие эшелону полета, например, "FL200") или "без ограничений" (UNL);

при описании вертикальных границ допускается использовать фразы: "от земли", "от земной или водной поверхности", "все высоты".

14. Предложения, разработанные в соответствии с пунктами 6 - 12 настоящего порядка, за исключением предложений, предусмотренных пунктом 15 настоящего порядка, направляются разработчиками в одном экземпляре на бумажном носителе (подлиннике) или в электронном виде в территориальные органы Федерального агентства воздушного транспорта, осуществляющие функции руководящего органа Единой системы в границах соответствующей зоны Единой системы (далее - территориальные органы Росавиации).

15. Предложения по установлению (изменению) запретных зон, зон ограничения полетов, постоянных опасных зон, поступившие в Федеральное агентство воздушного транспорта от федеральных органов исполнительной власти, направляются для рассмотрения территориальные органы Росавиации.

16. Территориальные органы Росавиации согласовывают предложения:

а) с соответствующими региональными центрами Единой системы;

б) со старшими авиационными начальниками аэродромов (вертодромов) гражданской авиации (операторами аэродромов, вертодромов), государственной авиации, экспериментальной авиации:

при установлении (изменении) границ районов аэродромов (вертодромов) для данных аэродромов (вертодромов) или в районах данных аэродромов (вертодромов);

при установлении (изменении) маршрутов (условных маршрутов) обслуживания воздушного движения, которые проходят через районы данных аэродромов (вертодромов);

при установлении (изменении) границ запретных зон, зон ограничения полетов в районах данных аэродромов (вертодромов);

в) с пользователями воздушного пространства (организациями), в интересах которых установлены запретные зоны, зоны ограничения полетов:

при установлении (изменении) маршрутов (условных маршрутов) обслуживания воздушного движения в данных зонах;

при установлении (изменении) границ других запретных зон, зон ограничения полетов в данных зонах.

17. Согласованное предложение или отказ в его согласовании с указанием причины направляется в территориальный орган Росавиации в срок, не превышающий 7 рабочих дней со дня поступления предложения на согласование в соответствующий орган (организацию), указанный в пункте 16 настоящего порядка (рекомендуемая форма листа согласования приведена в приложении N 2).

18. В случае если границы элемента структуры воздушного пространства, классов A и C воздушного пространства располагаются в зоне ответственности двух и более территориальных органов Росавиации, территориальный орган Росавиации, получивший предложение, организует его согласование со смежными территориальными органами Росавиации.

19. Не требуют согласования с органами (организациями), указанными в подпунктах "б" и "в" пункта 16 настоящих Рекомендаций:

предложения по вопросам исключения участков маршрутов (условных маршрутов) обслуживания воздушного движения, уменьшения диапазона эшелонов полета в пределах установленного диапазона эшелонов на маршрутах (условных маршрутах) обслуживания воздушного движения;

предложения по упразднению элементов структуры воздушного пространства либо уменьшению их границ, если данные элементы структуры воздушного пространства установлены в интересах разработчиков предложений.

20. Предложения, поступившие в территориальные органы Росавиации, как правило рассматриваются в срок, не превышающий 30 рабочих дней со дня их поступления, а при повторном представлении - в срок, не превышающий 15 рабочих дней со дня их поступления.

21. Территориальные органы Росавиации направляют представление в Федеральное агентство воздушного транспорта ежемесячно не позднее 5 числа каждого месяца.

22. Представление, направляемое территориальным органом Росавиации в Федеральное агентство воздушного транспорта, предусматривает:

а) титульный лист (рекомендуемая форма приведена в приложении N 3);

б) предложение по установлению (изменению) элемента структуры воздушного пространства, границ классов A и C воздушного пространства;

в) обоснование предложения;

г) адресно-справочную информацию разработчика предложения;

д) карту структуры воздушного пространства, оформленную в соответствии с пунктом 5 настоящего порядка;

е) листы согласований предложения.

23. Представления, поступившие в Федеральное агентство воздушного транспорта от территориальных органов Росавиации, рассматриваются в срок, не превышающий 30 рабочих дней со дня их поступления.

24. В рассмотрении и/или реализации представления Федеральным агентством воздушного транспорта может быть отказано по следующим причинам:

а) предложение оформлено не в соответствии с пунктами 6 - 12 настоящего порядка;

б) содержание предложения не соответствует пункту 22 настоящего порядка;

в) получен отказ в согласовании предложения от органа (организации), указанного в пункте 16 настоящего порядка, на деятельность которого влияет реализация предложения;

г) при наличии замечаний по результатам анализа предложения;

д) при несоответствии предложения требованиям воздушного законодательства Российской Федерации.

25. В случае отказа в рассмотрении представления по причине его несоответствия пункту 22 настоящего порядка, территориальный орган Росавиации в срок, не превышающий 15 рабочих дней со дня отказа в рассмотрении представления, повторно направляет в Федеральное агентство воздушного транспорта доработанное представление.

26. Федеральным агентством воздушного транспорта на основе представлений разрабатываются предложения о внесении изменений в соответствующие нормативные правовые акты Минтранса России, устанавливающие элементы структуры воздушного пространства, границы классов A и C воздушного пространства.

27. Предложения о внесении изменений в нормативные правовые акты Минтранса России, устанавливающие элементы структуры воздушного пространства, границы классов A и C воздушного пространства направляются Федеральным агентством воздушного транспорта в Минтранс России ежеквартально не позднее 15 числа первого месяца квартала.

28. Основанием для подготовки изменений (поправок, дополнений) в Сборник аэронавигационной информации Российской Федерации (АИП России), связанных с предложениями, являются:

вступившие в силу нормативные правовые акты Минтранса России, устанавливающие границы элементов структуры воздушного пространства, классов A и C воздушного пространства;

предложения, согласованные в соответствии с настоящим порядком, если для их реализации не требуется издание нормативных правовых актов.

Прошу довести данный порядок до всех заинтересованных лиц, участвующих в разработке предложений по совершенствованию элементов структуры воздушного пространства и границ классов A и C воздушного пространства.

Д.В.ЯДРОВ