Рекомендации по организации сопровождения детей с нарушениями зрения во время подготовки домашних заданий

Ознакомиться с заключением врача-офтальмолога о состоянии зрения ребенка. Если прописаны очки для постоянного ношения, то нужно следить, чтобы ребенок неукоснительно выполнял эти требования.

В связи с тем что темп работы детей со зрительными нарушениями замедлен, следует давать больше времени для выполнения заданий.

Так как рекомендуется давать детям учебный материал заранее (на опережение) для изучения и проработки дома, в группе продленного дня ученик может получать аудиозаписи уроков.

Некоторым детям могут понадобиться увеличивающие вспомогательные средства: приспособления, увеличивающие целую страницу или линии, - эти приспособления полезны при чтении.

Необходимо четко дозировать зрительную нагрузку: не более 10 - 20 минут непрерывной работы (предписания врача).

Воспитатель группы продленного дня и тьютор должны говорить более медленно, ставить вопросы четко, кратко, конкретно, с тем чтобы дети с нарушенным зрением могли осознать их, вдуматься в содержание. Не следует торопить их с ответом, дать 1 - 2 минуты на обдумывание.

Необходимо создавать опору на другие модальности. Ребенок может учиться через прикосновения или слух с прикосновением трогать предметы. Так, при подготовке к домашнему заданию по математике можно использовать счеты. Важные фрагменты будущего урока можно прослушать на диктофоне.

Следует обратить внимание на количество комментариев, которые будут компенсировать обедненность и схематичность зрительных образов. Особое внимание следует уделять точности высказываний, описаний, инструкций, не полагаясь на жесты и мимику.

Наглядный и раздаточный материал должен быть крупный, соответствовать естественным размерам, т.е. машина должна быть меньше дома, помидор - меньше кочана капусты и т.п. Размещать демонстрационный материал нужно так, чтобы он не сливался в единую линию, пятно.

Дети могут испытывать трудности, когда смотрят на линии на бумаге. Им можно дать бумагу с более толстыми линиями.

Показ объектов тьютор и воспитатель при подготовке к урокам должны сопровождать словесной инструкцией или описанием.

При знакомстве с объектом рекомендуется снижать темп, так как детям с нарушением зрения требуется более длительное, чем нормально видящим детям, время для восприятия, запоминания, осмысления задачи.

Ребенок, имеющий зрительные нарушения, должен иметь возможность подходить к доске и рассматривать представленный на ней материал, конечно с разрешения воспитателя или тьютора.

Помните, что при предъявлении материала, связанного с его осязательным обследованием, время увеличивается в 2 - 3 раза по сравнению с выполнением задания на основе зрения. Это требует вашего терпения и снисходительности.

У детей с нарушением зрения зачастую бывают трудности с координацией движения.

Весь наглядный материал должен быть продублирован по возможности объектами, которые можно ощупывать.

Когда другие воспитанники отвечают, называйте каждого по имени, для того чтобы ребенок с нарушением зрения мог понять, кто сейчас говорит.

Просите детей использовать ориентиры на их пальцах при чтении. Закрывайте бумагой конец страницы, показывая ребенку только тот абзац, который он читает. Используйте подставку.

Компьютеры оказывают важную поддержку ученикам с нарушениями зрения и слепым. Дети могут сделать увеличенную копию на принтере, читать текст на экране.

Не забывайте о важности общения со сверстниками. У слабовидящих детей часто недостает игровых, ролевых и коммуникативных умений. Постарайтесь придумать и организовать совместные игры во время досуговых мероприятий, продумайте работу ребенка в парах при подготовке к урокам. Одноклассники могут помогать в играх и учебной деятельности, передвижениях по школе, участвовать в совместном изготовлении пособий. Во время мероприятий и при выполнении домашних заданий помогайте, описывайте происходящее, называйте участников общения по именам.

В условиях совместного обучения слепых, слабовидящих и зрячих большое значение имеет умение видящими оказывать, а слепым и слабовидящим - принимать эту помощь.