6.1. Особенности и условия эффективного сопровождения тьютором и воспитателем группы продленного дня обучающихся с ОВЗ

6.1. Особенности и условия эффективного сопровождения тьютором и воспитателем группы продленного дня обучающихся с ОВЗ.

К детям с ОВЗ относятся дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, расстройствами аутистического спектра, задержкой психического развития, ТМНР. Тьютору и воспитателю группы продленного дня необходимо понимать и учитывать не только индивидуальные особенности ребенка, но и его особые образовательные потребности. Они должны знать основную специфику работы с конкретным ребенком, а также к кому из специалистов сопровождения можно обратиться в случае необходимости.

Вследствие неоднородности детей с ОВЗ задачи их сопровождения в образовательной организации, а именно в группе продленного дня, также будут различными. Однако есть целый ряд общих рекомендаций, которые важны при организации сопровождения большинства детей с ОВЗ:

- дети с ОВЗ - очень уязвимые дети, особо нуждающиеся в спокойной, доброжелательной, безопасной обстановке;

- любому ученику, а ребенку с ОВЗ особенно, важно правильно выстроить режим дня в образовательной организации и дома. Важны четкая структура проведения занятий, фиксированность и ритуальность частей, "свобода в рамках структуры". Обучение грамотному распределению времени является важным аспектом сопровождения;

- им требуются особые условия при подготовке к урокам, в том числе адаптация учебного материала с учетом особенностей развития;

- для всех детей, а для учеников с ОВЗ особенно, крайне важны похвала, положительная оценка достижений и успехов, представление положительной перспективы, повышение самооценки;

- еще больше, чем другим учащимся, для успешной учебы и интеграции детям с ОВЗ необходима мотивация;

- важно сформировать реальное представление самого учащегося о его ресурсах и дефицитах, о возможных проблемах в разных сферах жизнедеятельности, а главное - о путях разрешения этих проблем;

- обучение грамотному распределению времени является важным аспектом сопровождения.

Тьютору и воспитателю группы продленного дня, сопровождающим ребенка с ОВЗ, необходимо как можно больше узнать об особенностях и возможностях ребенка: собрать рекомендации специалистов (рекомендации ПМПК, ППк), проанализировать ситуацию в семье.

Кроме информации, которую можно получить у родителей, педагогов, педагогов-психологов, учителей-дефектологов, чрезвычайно важно выделить время, для того чтобы самим понаблюдать за ребенком. Надо отметить, что ребенок может делать сам, что делает с некоторой помощью, где ему требуется значительная помощь, а что он совсем не может делать.

Оценив предстоящую деятельность ребенка в группе продленного дня, можно предположить, где, когда, в каких делах ребенку с ОВЗ потребуются помощь, специальное оборудование и другие условия.

В группе продленного дня можно провести информационную подготовительную работу с одноклассниками ребенка с ОВЗ, родителями, если необходимо, педагогами. Важно объяснить другим детям причины, по которым некоторые ученики выглядят или ведут себя не так, как большинство. Дети, которые используют вспомогательные приспособления, например слуховые аппараты, или зависят от специального оборудования, могут рассказать об этом другим детям на досуговых мероприятиях и показать, как они работают.

Если ребенок неусидчив, много и громко говорит, отвлекает других детей во время выполнения домашних заданий, в этом случае тьютору и воспитателю группы продленного дня необходимо время от времени выводить ребенка из группового помещения, давая ему возможность отдохнуть, побегать. С ним следует провести беседу о том, что в группе при подготовке домашних заданий все сидят спокойно, а бегают - во время проведения каких-либо игр. Такие беседы, скорее всего, придется проводить много раз. Вместе с этим необходимо мотивировать ребенка к скорейшему возвращению в группу, где интереснее, где друзья, которые его ждут (это будет создавать дополнительную мотивацию).

Тьютор и воспитатель ГПД могут еще до начала подготовки к занятиям исследовать помещения образовательной организации вместе с ребенком. Они должны продумать организацию учебного пространства. Если пространство позволяет, постарайтесь устроить его так, чтобы дети имели возможность работать в небольших группах или один на один, а при необходимости иметь отдельную, обособленную зону.

При определении объема и характера домашних заданий надо постоянно учитывать психофизическое состояние ребенка, выбирать индивидуальный темп, поощрять ситуации, когда у него проявляется активная жизненная позиция; поддерживать оптимизм, коммуникативную активность, уверенность в своих силах.

Общие рекомендации при помощи в подготовке домашних заданий в группе продленного дня для детей с ОВЗ могут сводиться к следующим моментам.

В связи с тем что общий темп обучения у ребенка с ОВЗ снижен, ему необходимо предоставлять больше времени, более широкий спектр возможностей для выполнения заданий, модифицировать их, исходя из его потребностей.

Отдельные виды домашних упражнений и заданий, объемные тексты следует упростить, придать другую структуру, по-другому сформулировать, сократить или разбить на несколько частей, на этапы работы над ними.

Умение хорошо обобщать, придавать учебному материалу структуру, выделять основное и второстепенное является важным вспомогательным средством для воспитателя ГПД и тьютора.

Особое внимание надо уделять возможности восприятия материала по различным сенсорным каналам, активно используя дополнительные пособия, образы, схемы, интерактивные технические средства.

Повторяемость задания, его детализация и постоянство предъявляемых инструкций обеспечивают цельность восприятия.

Часто требуется дополнительное объяснение содержания задания, проверка его понимания. На вопрос: "Все ли понятно?" - ребенок с ОВЗ чаще ответит утвердительно, даже если он ничего не понял. Следует обязательно проверить, как понято домашнее задание. Время, затраченное на проверку понимания инструкции или требования, окупается с лихвой при выполнении работы или ответе.

Динамичная смена видов деятельности в рамках одного занятия при подготовке к урокам позволяет преодолевать истощаемость психических процессов, удерживать функцию активного внимания и формировать активную позицию ребенка в различных ситуациях.

Необходимо планировать двигательные разминки и специальные релаксационные упражнения, использовать и обучать самого ребенка приемам саморегуляции.

При общении с ребенком воспитателю и тьютору важно разговаривать громким четким голосом, простыми словами и короткими предложениями; обращать внимание воспитанников на важные сообщения, повторять важные мысли.

При подготовке к домашним заданиям:

- определите желаемые результаты, которых вы ждете от ребенка, с учетом его возможностей, интересов и мотивации;

- адаптируйте материал (объем, сложность), домашние задания, продолжительность подготовки к ним, дополнительные паузы с учетом особенностей ребенка;

- подумайте о том, как можно эффективнее включить ребенка в работу;

- подготовьте специальные материалы (схемы, таблицы, карточки, картинки, предметы), приборы, необходимые ребенку в группе продленного дня, разработанные с учетом основных потребностей;

- продумайте ключевые слова, иные опоры, которые вы сможете использовать. Напишите их детям в начале подготовки к урокам и постарайтесь убедиться в том, что они их поняли.

Каждое умение ребенка с ОВЗ формируется полностью или частично в течение довольно продолжительного времени. Для фиксации уровня сформированности умения выделяются следующие параметры:

а) выполняет отдельные операции с вашей помощью (сопряженными действиями, по подражанию, по образцу, по словесному указанию);

б) пытается выполнить или выполняет самостоятельно отдельные операции или действия, однако нуждается в вашей постоянной помощи;

в) выполняет большую часть операций/действий самостоятельно, однако нуждается в помощи и контроле с вашей стороны;

г) выполняет все действия под вашим контролем;

д) выполняет действия самостоятельно.

Тьютору и воспитателю необходимо стремиться к тому, чтобы ребенок с ОВЗ был включен в совместную деятельность со сверстниками. Поощряйте ситуации взаимодействия: совместная игра и работа при подготовке к выполнению домашних заданий важны для социального включения. Одногруппники могут сами помогать ребенку с ОВЗ во время подготовки к урокам и досуговых мероприятий. Развивайте в группе возможности "обучения ровесников". Поощряйте игры между детьми, обучайте им.

Ребенку с ОВЗ важно научиться спрашивать и принимать помощь от взрослых и сверстников.

Ребенок с ОВЗ может привыкнуть к особому отношению, в результате он может проявлять эгоизм, бесцеремонность, требовать к себе повышенного внимания. Это может создать барьер между ним и сверстниками. Необходимо найти баланс, избежать противопоставления детей друг другу, основываясь на признании равенства всех детей и ценности каждого из них.

Помогайте ребенку не только при выполнении домашних заданий, но и в общении со сверстниками и взрослыми. Учите его адекватным способам выражения эмоций; заменяйте постепенно непродуктивные способы (крик, попытки порвать книжку, ударить и т.д.) на социально приемлемые (спрятать руки за спину, отвернуться, сказать "не хочу").

Взаимодействие с родителями и окружением ребенка является залогом обучения, социальной адаптации и эффективности любого коррекционно-развивающего воздействия. Родители являются наиболее важным звеном в лечебно-педагогических мероприятиях с ребенком с ОВЗ: только семья может закрепить у ребенка полученные новые знания и умения.

Постепенно уменьшайте ваше участие и ждите большего от ребенка. Будьте терпеливы, не торопите его. Учитесь ждать, пока он справится сам. Не помогайте излишне, поощряйте самостоятельность, формируйте у ребенка активную жизненную позицию, веру в себя и свои силы.