6.2. Особенности сопровождения в группе продленного дня обучающихся с нарушениями зрения

6.2. Особенности сопровождения в группе продленного дня обучающихся с нарушениями зрения.

Зрительное нарушение - это острота зрения менее 0,3 на лучший глаз с коррекцией и/или поле зрения менее 15 градусов.

Различают следующие типы детей с нарушением зрения:

- слепые/незрячие дети (острота зрения на лучшем видящем глазу от 0,01 до 0,04);

- слабовидящие дети (острота зрения на лучшем видящем глазу при коррекции от 0,05 до 0,2);

- дети с косоглазием и амблиопией (с остротой зрения менее 0,3).

При отсутствии зрения возникает некоторое общее отставание в развитии слепого ребенка по сравнению с развитием зрячего, что обусловлено меньшей активностью при познании окружающего мира. Это проявляется в области как физического, так и умственного развития. Периоды развития слепых детей не совпадают с периодами развития зрячих. До того времени пока слепой ребенок не выработает способов компенсации слепоты, представления, получаемые им из внешнего мира, будут неполны и отрывочны и ребенок будет развиваться медленнее.

Функции и стороны личности, которые менее страдают от отсутствия зрения (речь, мышление и т.д.), развиваются быстрее, хотя и своеобразно, другие (движения, овладение пространством) - медленнее. Отсутствие зрительного контроля над движениями осложняет формирование координации.

У слепых и слабовидящих детей отмечают изменения в сфере внешних эмоциональных проявлений. Все выразительные движения (кроме вокальной мимики) при глубоких нарушениях зрения ослаблены.

Нарушение зрения затрудняет пространственную ориентировку, задерживает формирование двигательных навыков, координации; ведет к снижению двигательной и познавательной активности. У некоторых детей отмечается значительное отставание в физическом развитии.

Значительно страдает восприятие (полнота, точность и скорость отображения). Правильно отражаются лишь некоторые, часто второстепенные признаки объектов, в связи с чем образы искажаются. Информация, получаемая слабовидящим, с помощью остаточного зрения становится более полной, если поступает в комплексе с осязательной. Чрезвычайно важен слуховой анализатор.

Нарушения восприятия накладывают отпечаток на развитие мышления и речи, так как эти психические функции развиваются на основе представлений о предметах и явлениях окружающей среды.

Для слепых и слабовидящих детей память имеет особенно важное значение, так как большое количество информации им приходится хранить в памяти.

У детей с нарушениями зрения в начале обучения могут возникнуть специфические затруднения в овладении навыками чтения и письма. Дети не видят строк, путают сходные по начертанию буквы, что мешает овладению техникой чтения, пониманию содержания читаемого. Смешение цифр по начертанию препятствует овладению процессами счета и решению задач. В обычных условиях обучения дети не видят написанного на доске, в таблице, у них быстро наступает утомление и снижение работоспособности.

У детей потеря зрения приводит к сдерживанию в формировании активной позиции, снижению уровня самостоятельности, появлению замкнутости, необщительности. При гиперопеке со стороны взрослых наблюдается снижение устремлений ребенка к самопроявлению в элементарных формах самообслуживания, в дальнейшем возникают осложнения в формировании личности.

У слепых и слабовидящих детей отмечают изменения в сфере внешних эмоциональных проявлений. Все выразительные движения (кроме вокальной мимики) при глубоких нарушениях зрения ослаблены.

Зная эти особенности детей с нарушением зрения и их причины, необходимо создать наиболее благоприятные условия в группе продленного дня.

Заранее выясните, какие особенности у вашего подопечного, его режим зрительной или тактильной работы, режим физических нагрузок. Поговорите со специалистами, родителями, ознакомьтесь с рекомендациями медиков.

Тьютору и воспитателю группы продленного дня необходимо провести предварительную работу по информированию учеников и родителей об особенностях слепых и слабовидящих детей. В группе важно принять правила поведения.