Организация пространственной среды

Для того чтобы обучающийся с НОДА попал на территорию образовательной организации, необходимо установить пандус у входа в здание. Пандус должен быть достаточно пологим (10 - 12°), с тем чтобы ребенок на коляске мог самостоятельно подниматься и спускаться по нему. Ширина пандуса должна быть не менее 90 см. Необходимыми атрибутами пандуса являются ограждающий бортик (высота - не менее 5 см) и поручни (высота - 50 - 90 см), длина которых должна превышать длину пандуса на 30 см с каждой стороны. Ограждающий бортик предупреждает соскальзывание коляски.

Если архитектура здания не позволяет построить правильный пандус (например, узкая лестница), то можно сделать откидной пандус. В данном случае необходима посторонняя помощь.

Двери здания должны открываться в противоположную сторону от пандуса, иначе ребенок на коляске может скатиться вниз.

Вдоль коридоров необходимо сделать поручни по всему периметру, для того чтобы обучающийся с двигательной патологией, который плохо ходит, мог, держась за них, передвигаться по зданию. Ширина дверных проемов должна быть не менее 80 - 85 см, иначе ребенок на коляске в них не пройдет.

Для того чтобы ученик на коляске смог подняться на верхние этажи, в здании должны быть предусмотрены хотя бы один лифт (возможно, понадобится ограничить доступ в него остальных учащихся) и подъемники на лестницах.

Предпочтительным является зонирование пространства класса группы на зоны для отдыха, занятий и прочего с закреплением местоположения в каждой зоне определенных объектов и предметов. Прием зонирования делает пространство класса узнаваемым, а значит, безопасным и комфортным для обучающегося с НОДА, обеспечивает успешность его пространственного ориентирования, настраивает на предлагаемые формы взаимодействия, способствует повышению уровня собственной активности.

При этом необходимо соблюдение следующих условий:

- санитарно-бытовых - с учетом потребностей детей с двигательными нарушениями, воспитывающихся в данной организации (наличие оборудованных гардеробов, санузлов, мест личной гигиены, включающих кушетки, пеленальные столики для смены памперсов и т.д.);

- социально-бытовых - с учетом конкретных потребностей обучающегося с нарушением опорно-двигательного аппарата в данной организации (наличие адекватно оборудованного пространства организации, рабочего места ребенка и т.д.);

- наличие специально оборудованных мастерских для развития профессиональных навыков; специально оборудованного медицинского кабинета; специально оборудованного зала для лечебной физической культуры.

В соответствии с рекомендациями врача-ортопеда/инструктора ЛФК определяются правила посадки и передвижения ребенка; специальные приспособления, правильная мебель. В учебном пространстве класса должны быть предусмотрены следующие условия:

- пространство для передвижения коляски;

- место для отдыха;

- вертикализатор;

- медицинские кушетки с клиновидными подставками для обучения детей лежа;

- наклонные парты для обучения детей стоя.

При ДЦП безопасным является положение ребенка в рефлекс-запрещающих позициях (позы, которые придают для снижения активности патологических рефлексов и нормализации мышечного тонуса), с фиксацией конечностей и головы, с частой сменой положения (с интервалом в 10 - 15 минут). То есть ребенку важно находиться в стабильной позе, при которой влияние тонических рефлексов было бы минимальным.

Учащийся с двигательными нарушениями должен иметь возможность передвигаться по школе, классу, другим помещениям тем способом, которым он может; говорить и писать так, как позволяют его моторные возможности.