Приложение N 1

к Инструкции по охране

труда при выполнении

работ по ликвидации

транспортных происшествий

и чрезвычайных ситуаций

на железнодорожном транспорте

ЗНАКОВАЯ СИГНАЛИЗАЦИЯ ПРИ РАБОТЕ С ТЯГОВОЙ ТЕХНИКОЙ

N п/п

Подаваемый сигнал

Как подается сигнал

1.

Внимание, приготовиться (включить или переключить скорость)

Поднять вверх руку над головой:

днем с желтым флагом, ночью с прозрачно-белым огнем ручного фонаря

2.

Движение вперед

Полукруговое движение руки над головой:

днем желтым флагом, ночью прозрачно-белым огнем ручного фонаря

3.

Движение назад

Полукруговое движение руки у ног: днем желтым флагом, ночью прозрачно-белым огнем ручного фонаря

4.

Стой

Движение руки по кругу впереди себя:

днем желтым флагом, ночью прозрачно-белым огнем ручного фонаря

5.

Движение вперед направо (налево)

Полукруговой взмах над головой и указание рукой в правую (левую) сторону:

днем желтым флагом, ночью прозрачно-белым огнем ручного фонаря. Продолжительность удержания руки с указанием в правую (левую) сторону определяет угол поворота

6.

Движение назад направо (налево)

Взмах полукруговой у ног и указание рукой в правую (левую) строну: днем желтым флагом, ночью прозрачно-белым огнем ручного фонаря. Продолжительность удержания руки с указанием в правую (левую) сторону определяет угол поворота

7.

Поворот в левую или правую сторону на незначительный угол (сигнал применяется при загоне тягачей в гараж)

Указывается направление поворота и наибольшее расстояние между ладонями. Вытянутые руки вперед указывают на небольшой поворот

8.

Движение вперед или назад рывком

Аналогично п.п. 2 и 3, но при этом взмахи руки с флагом или фонарем выполняют быстрыми частыми движениями

9.

Натянуть трос или ослабить его

Аналогично п.п. 2 и 3 и тут же подается сигнал "Тише", а затем уже остановка

10.

Тише

Медленное движение вверх и вниз: днем желтым флагом, ночью прозрачно-белым огнем ручного фонаря

11.

Заглушить мотор

Подается сигнал остановки (п. 4) и взмах руки по диагонали справа налево и слегка направо крестообразно сверху вниз буквой Х

Примечания:

a. Выбор единой скорости для всей тяговой техники (тягачи, трактора и бульдозеры), работающей цугом или параллельно, оповещается устно сигналом по распоряжению руководителя работ.

b. Сигналист, находящийся у тягача, трактора или бульдозера, должен стоять в таком месте, чтобы в процессе работы все время находиться в поле зрения водителя (водителей) и руководителей работ.

c. Сигналист у тягача, трактора или бульдозера без задержки дублирует сигналы руководителя работ.

d. Если водитель тягача, трактора или бульдозера управляет одной машиной или стоит головным в соединении тягачей, тракторов или бульдозеров цугом и перестал видеть сигналиста, то он обязан остановить тягач, а водители второй и третьей машины ориентируются на впереди стоящую машину.

e. Руководитель подает сигнал "Внимание", сигналист у тягачей, тракторов или бульдозеров тотчас поднимает руку вверх и держит до того момента, пока не будет закончено переключение, после чего руку опускает, тем самым дает понять руководителю работ, что тягач готов к следующей команде.

f. Для того, чтобы сигналистам и, соответственно, водителям тягачей, тракторов или бульдозеров было ясно, какая команда последует после сигнала "Внимание", "Приготовиться", руководитель работ во время подачи этого сигнала двумя - тремя взмахами флажка или фонаря показывает "Вперед" или "Назад" и продолжает держать сигнал "Внимание", "Приготовиться". После того как сигналист опустит руку, что означает "Готовы", руководитель работ дает следующую команду: "Вперед" или "Назад".

g. Если в процессе работ сигналисты видят в темное время не один, два и более сигнала (сигнальных огней), то есть кто-то кроме руководителя работ, тоже подает сигналы, то об этом надо немедленно поставить в известность руководителя работ для принятия мер, запрещающих самостоятельную подачу сигналов.