3.3. Требования охраны труда при выполнении работ с использованием подъемных сооружений

3.3.1. Работы по ликвидации транспортных происшествий и чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте с применением ПС должны производиться под непосредственным руководством лица, ответственного за безопасное производство работ с применением ПС.

3.3.2. Производство работ с применением ПС в охранной зоне контактной сети и ВЛ (ближе 30 метров) машинист крана должен выполнять только при наличии письменного распоряжения - наряда-допуска на производство работ повышенной опасности (далее - наряд-допуск), определяющего безопасные условия работы, выданного руководителем структурного подразделения, выполняющего эти работы.

3.3.3. Производство работ с использованием кранов стрелового типа, кранов-манипуляторов, подъемников (вышек) вблизи ВЛ машинист крана должен осуществлять под непосредственным руководством лица, ответственного за безопасное производство работ с применением ПС, который предварительно должен определить и указать машинисту крана место установки ПС, обеспечить выполнение предусмотренных нарядом-допуском условий работы и сделать запись в вахтенном журнале ПС о разрешении работы.

3.3.4. При работе в охранной зоне ВЛ корпус ПС должен быть заземлен.

3.3.5. Машинист крана, помощник машиниста крана должны выполнять команды только лица, ответственного за безопасное производство работ с применением ПС.

Сигнал "Стоп" машинистом крана должен выполняться немедленно, вне зависимости от того, кто его подает.

3.3.6. Перед работой ПС должен быть установлен на все имеющиеся опоры. Работа ПС без выносных опор запрещается.

3.3.7. Приводить в рабочее положение железнодорожный кран и другие ПС под проводами действующей линии электропередачи любого напряжения запрещается.

3.3.8. Устанавливать ПС или производить перемещение груза на расстояние ближе 30 метров от крайнего провода линий электропередачи машинист крана может только при наличии наряда-допуска, который должен быть выдан на руки машинисту крана.

3.3.9. Передвижение ПС под линией электропередачи должно производиться при опущенной стреле.

3.3.10. При установке железнодорожного крана для работы на криволинейном участке пути машинист крана должен укрепить колесные пары от бокового смещения, а при остановке на уклоне - закрепить кран тормозными башмаками и ручным тормозом.

3.3.11. Совместная работа по подъему и перемещению груза двумя или несколькими кранами допускается только в отдельных случаях и должна осуществляться в соответствии с проектом или технологической картой. Работа всеми кранами должна производиться под руководством одного лица, ответственного за безопасное производство работ с применением ПС. При этом нагрузка, приходящаяся на каждый кран, не должна превышать его грузоподъемности.

При одновременном действии нескольких грузоподъемных кранов на железнодорожном ходу на одном пути (за исключением совместной работы) во избежание столкновения машинист должен следить за исправностью ограничителей взаимных перемещений (концевых выключателей) и не допускать сближения частей кранов ближе, чем на 5 метров.

Использовать ограничители для остановки крана запрещается.

КонсультантПлюс: примечание.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду приложение N 2, а не N 3.

3.3.12. При подъеме и перемещении груза машинист крана должен действовать по сигналу стропальщика. Обмен сигналами между стропальщиком и машинистом должен осуществляться в соответствии со знаковой сигнализацией при перемещении грузов с применением подъемных сооружений (кроме подъемников (вышек)), указанной в Приложение N 3 к настоящей Инструкции.

3.3.13. Погрузку и разгрузку полувагонов, платформ, автомашин и других транспортных средств следует выполнять без нарушения их равновесия.

3.3.14. Перед постановкой ПС на опоры работники должны убедиться в отсутствии скрытых канав, колодцев, подземных сооружений и коммуникаций в местах укладки шпальных клеток.

3.3.15. ПС следует устанавливать таким образом, чтобы при подъеме груза была исключена необходимость его предварительного подтаскивания при наклонном положении грузовых канатов и обеспечена возможность перемещения груза (грузозахватного органа или грузозахватного приспособления без груза), поднятого не менее чем на 0,5 метра выше встречающихся на пути конструкций, оборудования, штабелей грузов, бортов подвижного состава и других предметов.

3.3.16. Перед использованием такелажного оборудования и прокладок работники должны убедиться в их исправности, отсутствии трещин, изломов и признаков гнилости.

3.3.17. Машинист крана (помощник машиниста крана с правом управления) перед пуском ПС в работу должен убедиться, что помощник машиниста и стропальщик находятся на безопасном расстоянии.

3.3.18. При работе ПС или во время обжатия в случае просадки или перекоса шпальной клетки груз следует опустить, опору крана разгрузить, клетку переложить и произвести ее повторное обжатие.

3.3.19. В процессе выполнения аварийно-восстановительных работ с применением ПС работники должны следить за устойчивостью крана, рельсовыми захватами и опорами. В случае обнаружения разжатия захватов или выхода штока опоры из углубления опорной плиты или призмы следует немедленно подать сигнал "Прекратить подъем и опустить груз".

3.3.20. При выполнении работ по ликвидации транспортных происшествий и чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте с использованием ПС работники должны:

начинать движение ПС только по сигналу руководителя работ - лица, ответственного за безопасное производство работ с применением ПС;

подавать предупредительный звуковой сигнал перед началом движения ПС, поворотом его стрелы, подъемом и перемещением груза;

следить за устойчивостью груза, правильностью его строповки, а также отсутствием людей возле груза, на неповоротной платформе крана, между поднимаемым грузом и подвижным железнодорожным составом или другим оборудованием и в зоне опускания стрелы перед подъемом и перемещением груза;

предварительно поднимать на высоту не более 200 - 300 мм груз, вес которого близок к разрешенной грузоподъемности крана, с последующей остановкой для проверки правильности строповки, равномерности натяжения стропов, надежности действия тормоза и устойчивости крана. При необходимости исправления строповки груз следует опустить;

перемещать мелкоштучные грузы только в специально предназначенной для этого таре;

перемещать груз горизонтально на 0,5 метра выше встречающихся на пути предметов;

опускать груз только на предназначенное для этого место, где исключена возможность его падения, опрокидывания или сползания;

опустить груз в случае выявления неисправности ПС, а при невозможности - оградить место его возможного падения.

3.3.21. При выполнении работ по обвязке и зацепке грузов работники должны:

производить обвязку и зацепку груза в соответствии со схемами строповки грузов;

использовать исправные съемные грузозахватные приспособления, соответствующие массе и характеру поднимаемого груза, с учетом числа ветвей стропов и угла их наклона;

обвязывать груз таким образом, чтобы во время его перемещения исключалось падение отдельных его частей (доски, бревна, пруты, листы, незакрепленные детали, инструмент и другие предметы) и обеспечивалось устойчивое положение груза при перемещении. Производить строповку длинномерных грузов, труб не менее чем в двух местах, предварительно убедившись в отсутствии на них земли, льда или других предметов, которые могут выпасть при подъеме;

накладывать канаты, цепи на основной массив (каркас, раму, станину) при обвязке груза без узлов, перекруток и петель;

подкладывать специальные подкладки, предохраняющие стропы от повреждения, под острые ребра (углы) груза;

производить зацепку железобетонных и бетонных изделий, контейнеров, а также других грузов, снабженных петлями, рымами, цапфами, за все предусмотренные для подъема в соответствующем положении петли, рымы, цапфы;

накладывать стропы при подвешивании груза на двурогие крюки таким образом, чтобы нагрузка распределялась на оба рога крюка равномерно;

закреплять неиспользованные для зацепки груза концы многоветвевого стропа способом, исключающим возможность задевания концов стропа за встречающиеся на пути предметы.

3.3.22. При выполнении работ с применением СГП работники должны использовать защитные каски и защитные рукавицы.

3.3.23. При выполнении аварийно-восстановительных работ с использованием ПС работникам запрещается:

перемещать груз при нахождении людей под стрелой ПС при ее подъеме, опускании и телескопировании с грузом и без груза;

поднимать или кантовать груз, вес которого неизвестен или превышает грузоподъемность ПС. При отсутствии информации веса груза подъем должен производиться с разрешения работника, ответственного за безопасное производство работ с применением ПС;

поднимать груз непосредственно с места его установки (с земли, площадки, штабеля) только механизмом телескопирования стрелы;

изменять вылет стрелы ПС во время обвязки (зацепки) груза и при его освобождении;

опускать стрелу с грузом до вылета, при котором грузоподъемность ПС будет меньше веса перемещаемого груза;

использовать ограничители механизмов в качестве рабочих органов для автоматической остановки механизмов (если это не предусмотрено руководством (инструкцией) по эксплуатации ПС);

работать с ПС при отключенных или неработоспособных ограничителях, регистраторах, указателях, тормозах;

поднимать неправильно обвязанный груз, раскачивать его, опускать с большой скоростью и ударять;

производить резкое торможение при повороте стрелы с грузом;

оттягивать груз во время его подъема, перемещения и опускания. Для предотвращения самопроизвольного разворота длинномерных и крупногабаритных грузов во время их подъема и перемещения должны применяться специальные оттяжки;

подтаскивать груз по земле, рельсам или лагам крюком ПС при наклонном натяжении грузовых канатов без применения направляющих блоков, обеспечивающих вертикальное положение грузовых канатов, а также передвигать железнодорожные вагоны, платформы при помощи грузоподъемного крюка ПС;

выравнивать перемещаемый груз руками, а также изменять положение стропов на подвешенном грузе и в зеве крюка ПС (ударами кувалды, молотка, с помощью лома или руками);

отрывать крюком, грейфером или другим съемным грузозахватным приспособлением груз, засыпанный землей или примерзший к земле, заложенный другими грузами, закрепленный болтами или залитый бетоном;

освобождать ПС защемленные грузом съемные грузозахватные приспособления (стропы, канаты, цепи, клещи и т.п.);

поднимать бетонные, железобетонные изделия с поврежденными петлями;

поднимать груз, находящийся в неустойчивом положении, неправильно обвязанный, подвешенный за один рог двурогого крюка, а также в таре, заполненной выше бортов или не имеющей ограждения;

поднимать груз или тару с находящимися на них работниками, а также неуравновешенный груз, выравниваемый массой работника или поддерживаемый работниками;

перемещать груз при нахождении под ним людей. Допускается нахождение стропальщика возле груза во время его подъема или опускания, если груз поднят на высоту не более 1 метра от уровня площадки;

включать механизмы ПС при нахождении людей на поворотной платформе ПС вне кабины;

применять неинвентарные дополнительные противовесы;

применять для обвязки и зацепки грузов приспособления, не предусмотренные схемами строповки (ломы, штыри и т.п.);

поднимать контейнеры, застропованные не на все кольца или рымы;

производить подъем штучных грузов грейфером;

укладывать груз на электрические кабели и трубопроводы, а также на краю откоса или траншеи (кювета);

производить работы при закручивании канатов грузового полиспаста, при недостаточной освещенности места производства работ, когда машинист плохо различает сигналы стропальщика или перемещаемый груз;

сбрасывать инструмент, предметы с ПС;

перемещать ПС с поднятой стрелой и не убранными аутригерами;

оставлять ПС в рабочем состоянии без контроля.

3.3.24. При извлечении стропов из-под груза опускать и складировать груз следует на подкладки соответствующей прочности и толщины. Укладывать и разбирать груз работники должны равномерно, не нарушая габариты, установленные для его складирования, и не загромождая проходы.

3.3.25. При прекращении подачи электротока на главный щит дизель-электрического ПС все контроллеры должны быть установлены в нулевое положение, рубильник в кабине ПС должен быть выключен.

3.3.26. Аварийно-восстановительные работы с использованием ПС должны быть прекращены:

при скорости ветра, превышающей предельно допустимую скорость, указанную в паспорте крана;

при температуре окружающей среды ниже предельно допустимой температуры, указанной в паспорте крана;

при снегопаде, дожде, тумане, приближении грозы.

3.3.27. При осмотре ходовой части грузоподъемного крана на железнодорожном ходу работники должны использовать каски защитные, а для дополнительного освещения - переносные автономные светильники напряжением не выше 12 В.

3.3.28. Хранить смазочные и обтирочные материалы на кранах следует в металлических ящиках, закрытых крышками.