3.4. Требования охраны труда при выполнении работ с использованием подъемного и накаточного оборудования

3.4.1. Работы с подъемным и накаточным оборудованием должны осуществляться под руководством мастера (бригадира) или лица, ответственного за безопасное производство работ.

3.4.2. Перед началом работы с использованием подъемного и накаточного оборудования работники должны убедиться в исправности применяемого оборудования, а также талей (блоков), полиспастов, направляющих роликов, домкратов, лебедок, накаточных башмаков.

Накаточные башмаки должны соответствовать типу рельс.

3.4.3. При работе с подъемным и накаточным оборудованием нахождение в зоне производства работ посторонних лиц, а также работников, не задействованных в данной работе, запрещается.

3.4.4. Перед началом работы с использованием подъемного оборудования мастер (бригадир или лицо, ответственное за безопасное производство работ), совместно с работниками, задействованными в работе с применением указанного оборудования должны:

определить место установки пульта управления гидравлической установки, с учетом видимости места установки домкратов;

тщательно осмотреть гидравлическое оборудование, включая насосы, домкраты;

убедиться в наличии на корпусе домкрата таблички с указанием инвентарного номера, грузоподъемности, даты следующего технического освидетельствования;

убедиться в том, что все трущиеся части домкрата смазаны консистентной смазкой и все вращающиеся части привода домкрата свободно (без заеданий) проворачиваются вручную;

убедиться в наличии автоматических ограничителей подъема (концевых выключателей) у домкратов с электрическим приводом;

проверить плотность соединений у гидравлических и пневмогидравлических домкратов, с целью исключения утечки жидкости и воздуха из рабочих цилиндров во время подъема и перемещения грузов;

проверить наличие приспособлений (обратного клапана, диафрагмы), обеспечивающих медленное и плавное опускание штока или остановку его в случае повреждения трубопровода, проводящего или отводящего жидкость;

определить массу поднимаемого груза или подвижного состава;

правильно подобрать домкраты по грузоподъемности;

определить места установки домкратов под грузом с таким расчетом, чтобы груз в процессе подъема или опускания не мог упасть с домкратов;

определить примерную нагрузку на домкрат с тем, чтобы при монтаже опорной площадки из шпал она имела достаточный опорный запас прочности;

тщательно осмотреть поднимаемый (опускаемый) груз и убедиться, что все детали поднимаемого груза закреплены.

3.4.5. Перед соединением шланга гидравлического домкрата его следует осмотреть и проверить состояние и крепления штуцеров на предмет отсутствия повреждений и наличия специальных обжимов.

Выполнять ремонтные работы, а также крепление, присоединение и отсоединение шлангов на работающей гидравлической установке запрещается.

3.4.6. Производить подъем груза, превышающего грузоподъемность подъемного оборудования, запрещается.

3.4.7. При работе с домкратами работники должны соблюдать следующие требования:

подкладывать деревянную выкладку (шпалы, брусья, доски толщиной 40 - 50 мм) площадью больше площади основания корпуса домкрата;

устанавливать домкрат строго в вертикальном положении по отношению к опорной поверхности;

упирать головку (лапу) домкрата в прочные узлы поднимаемого груза, прокладывая между головкой (лапой) домкрата и грузом упругую прокладку. Головка (лапа) домкрата должна опираться всей своей плоскостью в узлы поднимаемого груза во избежание его соскальзывания во время подъема;

следить за устойчивостью груза во время его подъема;

вкладывать подкладки под груз по мере его подъема, а при его опускании - постепенно вынимать.

Освобождать и переставлять домкрат из-под поднятого груза допускается только после надежного закрепления груза в поднятом положении или укладки его на устойчивые опоры.

При удерживании гидравлическими домкратами груза в поднятом положении под головку поршня между цилиндром и грузом работники должны подкладывать специальные стальные подкладки в виде полуколец для предохранения от внезапного опускания поршня при падении давления в цилиндре по какой-либо причине. При длительном удерживании груза его следует опереть на полукольца, после чего снять давление.

3.4.8. При выполнении АВР с использованием домкратов запрещается:

использовать неисправные домкраты, а также домкраты с просроченным сроком технического освидетельствования (после ремонта или замены ответственных деталей в соответствии с технической документацией организации-изготовителя);

изменять (нарушать) электрическую схему питания пульта управления домкратами;

подключать дополнительные нагрузки к электропитанию пульта управления домкратами;

эксплуатировать домкраты при отсутствии защиты электрической схемы пульта управления от атмосферных осадков;

оставлять домкраты с включенным электропитанием без надзора;

эксплуатировать домкраты при неисправности автоматических ограничителей подъема (концевых выключателей);

укладывать на опорную поверхность домкрата более одной прокладки;

производить подъем грузов, масса которых неизвестна;

нагружать домкраты выше их грузоподъемности, указанной в технической документации организации-изготовителя;

применять удлинители (трубы), надеваемые на рукоятку домкрата;

снимать руку с рукоятки домкрата до опускания груза на подкладки;

приваривать к лапам домкратов трубы или уголки;

оставлять груз на домкрате во время перерывов в работе, а также по окончании работы без установки опоры;

производить чистку, смазку и ремонт домкрата во время его работы.

3.4.9. Перед подъемом подвижного состава должна быть подготовлена площадка для укладки опорных плит и установки на них домкратов. Колесные пары тележек, не сошедших с рельсов, во избежание их откатывания должны быть закреплены с двух сторон деревянными клиньями.

3.4.10. Подъем вагона, локомотива или другого оборудования с использованием домкратов должен осуществляться поочередно сначала с одной части кузова, затем с другой.

Для предупреждения падения вагона, локомотива или другого оборудования в результате потери устойчивости домкратов под торцевую балку рамы кузова (или под раму кузова между ее средней частью и тележкой, ближайшей к поднимаемой торцевой части кузова) следует подводить и наращивать по мере подъема шпальные клетки или специальные тумбы.

3.4.11. При подъеме подвижного состава с использованием гидравлической установки натягивать и перегибать напорные шланги, а также пересекать их с тросами, электрокабелями, находящимися под напряжением, со шлангами для подачи кислорода, ацетилена и других газов запрещается.

3.4.12. При накатывании подвижного состава на накаточные башмаки работники должны находиться на расстоянии не менее 2,5 метра от ближнего рельса железнодорожного пути.