1. Общие требования охраны труда

1.1. Настоящая Инструкция по охране труда при выполнении работ по ликвидации транспортных происшествий и чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте (далее - Инструкция) разработана в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, другими нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами ОАО "РЖД" по вопросам охраны труда и устанавливает основные требования охраны труда при выполнении работ по ликвидации транспортных происшествий и чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте (далее также - аварийно-восстановительные работы, АВР).

1.2. Настоящая Инструкция предназначена для работников Дирекций аварийно-восстановительных средств - структурных подразделений железных дорог - филиалов ОАО "РЖД" (далее - ДАВС) и рекомендуется для применения работниками других филиалов ОАО "РЖД", занятых выполнением работ по ликвидации транспортных происшествий и чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте (далее - работники).

1.3. На основе настоящей Инструкции в ДАВС должны быть разработаны инструкции по охране труда при выполнении работ по ликвидации транспортных происшествий и чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте, учитывающие специфику выполняемых работ и особенности местных условий.

1.4. В процессе выполнения аварийно-восстановительных работ на работников могут воздействовать следующие основные опасные и вредные производственные факторы:

движущиеся (в том числе разлетающиеся) твердые, жидкие или газообразные объекты, наносящие удар по телу работающего (в том числе движущиеся машины и механизмы, подвижные части производственного оборудования, разрушающиеся конструкции, обрушивающиеся горные породы, падающие деревья и их части);

неподвижные режущие, колющие, обдирающие, разрывающие (острые кромки, заусенцы и шероховатость на поверхностях заготовок, инструментов и оборудования) части твердых объектов, воздействующие на работающего при соприкосновении с ними;

повышенная или пониженная температура поверхностей оборудования и воздуха рабочей зоны;

повышенный уровень шума и вибрации на рабочем месте;

повышенная или пониженная влажность и подвижность воздуха;

повышенная загазованность и запыленность воздуха рабочей зоны;

недостаточная освещенность рабочей зоны;

повышенное значение напряжения в электрической цепи, замыкание которой может пройти через тело человека;

токсичные и раздражающие химические вещества, проникающие в организм человека через органы дыхания, желудочно-кишечный тракт, кожные покровы и слизистые оболочки;

работа на высоте <1>;

--------------------------------

<1> К работам на высоте относятся работы, при которых:

а) существуют риски, связанные с возможным падением работника с высоты 1,8 метра и более, в том числе:

при осуществлении работником подъема на высоту более 5 метров, или спуска с высоты более 5 метров по лестнице, угол наклона которой к горизонтальной поверхности составляет более 75°;

при проведении работ на площадках на расстоянии ближе 2 метров от неогражденных перепадов по высоте более 1,8 метра, а также, если высота защитного ограждения этих площадок менее 1,1 метра;

б) существуют риски, связанные с возможным падением работника с высоты менее 1,8 метра, если работа проводится над машинами или механизмами, поверхностью жидкости или сыпучих мелкодисперсных материалов, выступающими предметами.

(Правила по охране труда при работе на высоте, утвержденные приказом Минтруда России 16.11.2020 N 782н).

физические перегрузки, связанные с тяжестью трудового процесса;

нервно-психические перегрузки, связанные с напряженностью трудового процесса.

1.5. В процессе выполнения аварийно-восстановительных работ работники могут быть подвержены следующим профессиональным рискам и опасностям:

неприменение средств индивидуальной защиты или применение поврежденных средств индивидуальной защиты (далее - СИЗ), несертифицированных, не соответствующих размерам, не соответствующих выявленным опасностям, составу или уровню воздействия вредных факторов;

скользкие, обледенелые, зажиренные, мокрые опорные поверхности;

предметы и элементы конструкции, расположенные на путях следования, в том числе из-за неправильной организации рабочего места;

перепад высот, отсутствие ограждения на высоте свыше 5 метров;

подвижной состав и другие транспортные средства;

подвижные части оборудования, механизмов и инструментов, а также другие опасности, связанные с затягиванием работника в механизмы и агрегаты;

мелкие стружки, мелкие осколки, крупнодисперсная пыль, другие опасности, связанные с повреждением глаз вследствие попадания инородного тела;

осколки оборудования, деталей, инструмента, стекла, острые кромки и заусенцы, металлическая стружка, другие опасности, связанные с получением пореза или колотой раны;

инструмент, груз или иной предмет, перемещаемый или поднимаемый, в том числе на высоту, плохо или неправильно закрепленные детали, а также другие опасности, связанные с получением удара;

поверхности, жидкости или газ, имеющие высокую температуру;

охлажденные поверхности;

электрический ток, шаговое напряжение, наведенное напряжение в отключенной электрической цепи и другие опасности, связанные с воздействием электрического тока, статического электричества;

насилие от враждебно настроенных работников или других лиц;

недостаточная видимость (различимость) объектов;

недостаточная видимость сигналов, подаваемых работникам, управляющим опасными машинами или механизмами.

1.6. К выполнению работ по ликвидации транспортных происшествий и чрезвычайных ситуаций допускаются работники не моложе 18 лет, прошедшие обязательный предварительный (при поступлении на работу) медицинский осмотр, психиатрическое освидетельствование (при необходимости), обучение по охране труда (в том числе обучение безопасным методам и приемам выполнения работ повышенной опасности, к которым предъявляются дополнительные требования в соответствии с нормативными правовыми актами, содержащими государственные нормативные требования охраны труда), обучение оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, обучение использованию (применению) средств индивидуальной защиты, инструктажи по охране труда, стажировку на рабочем месте и проверку знаний требований охраны труда, противопожарные инструктажи, проверку знаний правил работы в электроустановках (с присвоением соответствующей группы по электробезопасности) в объеме должностных обязанностей и с учетом специфики выполняемых работ.

1.7. Для выполнения работ на высоте работники должны пройти обучение и проверку знаний безопасных методов и приемов выполнения работ на высоте.

1.8. Для выполнения работы, связанной с управлением подъемного сооружения (далее также - ПС, грузоподъемный кран, грузоподъемный механизм), а также с зацепкой, обвязкой, строповкой и навешиванием грузов на крюк грузоподъемного механизма с использованием грузозахватных приспособлений работники должны пройти обучение и аттестацию на право производства работ по соответствующим видам деятельности.

1.9. Для выполнения работы, связанной с управлением тяговой техникой (тракторами, тягачами, бульдозерами), работники должны пройти соответствующее обучение и аттестацию и иметь удостоверение, дающее право на управление соответствующей тяговой техникой.

1.10. Для выполнения электросварочных и газосварочных работ работники должны пройти обучение и аттестацию на право выполнения сварочных работ в установленной области.

1.11. Работники, связанные с обслуживанием и эксплуатацией электрооборудования, электрического инструмента, сварочных агрегатов и других электроустановок, должны пройти в соответствующем объеме обучение и проверку знаний требований Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей электрической энергии, утвержденных приказом Минэнерго России от 12 августа 2022 г. N 811, Правил устройства электроустановок, утвержденных приказом Минэнерго России от 8 июля 2002 г. N 204, Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок, утвержденных приказом Минтруда России от 15 декабря 2020 г. N 903н, и, в зависимости от должности, профессии и характера выполняемых работ, иметь соответствующую группу по электробезопасности.

1.12. Работники, задействованные в АВР, должны знать:

технологию проведения аварийно-восстановительных работ;

безопасные методы и приемы выполнения работ;

требования правил, инструкций и руководств по эксплуатации технологического оборудования, технических и транспортных средств, используемых при выполнении работ (в рамках должностных обязанностей и при наличии допуска к их эксплуатации);

требования по назначению и эксплуатации используемого в работе инструмента, а также правила его хранения;

требования охраны труда, электробезопасности, пожарной и промышленной безопасности в соответствии с выполняемой работой;

опасные и вредные производственные факторы, которые могут возникнуть во время работы, и меры защиты от их воздействия;

требования безопасности при ликвидации последствий аварийных ситуаций с опасными грузами;

требования Правил дорожного движения, утвержденных постановлением правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090, (работникам, допущенным к управлению транспортных средств);

требования Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных приказом Минтранса России от 23 июня 2022 г. N 250 (в рамках должностных обязанностей);

требования Правил по безопасному нахождению на железнодорожных путях, утвержденных распоряжением ОАО "РЖД" от 24 декабря 2012 г. N 2665р;

правила пользования и способы проверки исправности СИЗ;

знаки безопасности, видимые и звуковые сигналы;

места хранения аптечек первой помощи и способы оказания первой помощи пострадавшим, в том числе приемы освобождения пострадавшего от действия электрического тока;

сигналы оповещения о пожаре, места расположения противопожарного оборудования и первичных средств пожаротушения;

порядок действий в случае пожара и правила пользования первичными средствами пожаротушения;

требования Инструкции по охране труда при выполнении работ по ликвидации транспортных происшествий и чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте, разработанной с учетом местных условий и специфики выполняемых работ.

1.13. В процессе выполнения АВР работники обязаны:

соблюдать правила внутреннего трудового распорядка;

соблюдать режим рабочего времени и времени отдыха;

соблюдать требования охраны труда, электробезопасности, промышленной и пожарной безопасности;

соблюдать требования технологической документации и руководств (инструкций) по эксплуатации используемого технологического оборудования, технических и транспортных средств, приспособлений, инструмента;

соблюдать технологию проведения аварийно-восстановительных работ;

применять безопасные методы и приемы выполнения работ;

правильно использовать производственное оборудование, инструменты, сырье и материалы, применять технологию;

следить за исправностью используемых оборудования и инструментов в пределах выполнения своей трудовой функции;

лично участвовать в обеспечении безопасных условий труда на своих рабочих местах в пределах выполнения своих трудовых функций;

содержать в исправном состоянии и чистоте используемое производственное оборудование, инструмент и приспособления;

использовать и правильно применять СИЗ, следить за их исправным состоянием и чистотой;

соблюдать личную гигиену;

использовать для питья кипяченую или бутилированную питьевую воду;

не допускать загромождения зоны производства работ оборудованием, приспособлениями и инструментом;

быть внимательными во время производства работ и в местах движения железнодорожного подвижного состава, автотранспорта и других транспортных средств;

не допускать присутствия посторонних лиц в зоне производства работ;

незамедлительно ставить в известность своего непосредственного или вышестоящего руководителя о выявленных неисправностях используемой техники, оборудования и инструментов, нарушениях применяемой технологии, несоответствии используемых сырья и материалов и приостановить работу до их устранения;

немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой известной ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о нарушении работниками и другими лицами, участвующими в производственной деятельности, требований охраны труда, о каждом известном несчастном случае, происшедшем в процессе АВР, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков профессионального заболевания, острого отравления;

соблюдать требования Инструкции по охране труда при выполнении работ по ликвидации транспортных происшествий и чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте, разработанной с учетом местных условий и специфики выполняемых работ.

1.14. В условиях неблагоприятной эпидемиологической ситуации на территории Российской Федерации или региона согласно требованиям законодательства и органов местного самоуправления, рекомендациям Роспотребнадзора и нормам, определенным в ОАО "РЖД", работники, исходя из характера выполняемой ими работы, обязаны:

использовать выдаваемые им дополнительные средства защиты в соответствии с рекомендациями по их применению;

выполнять требования по соблюдению личной и общественной гигиены (в том числе социальное дистанцирование), дезинфекционные и другие рекомендованные профилактические мероприятия;

при появлении соответствующих признаков заболевания в процессе работы, а также при ухудшении состояния здоровья в нерабочее время, работники должны проинформировать об этом своего непосредственного или вышестоящего руководителя, далее действовать в соответствии с установленным порядком.

1.15. В процессе выполнения аварийно-восстановительных работ работникам запрещается:

приступать к выполнению работы, не связанной с прямыми обязанностями работника, без получения от непосредственного руководителя работ целевого инструктажа о безопасных методах выполнения поручаемой работы;

приступать к выполнению работы без специальной одежды (далее - спецодежда), специальной обуви (далее - спецобувь) и других СИЗ, применение которых определено соответствующей нормативной документацией;

использовать неисправные и загрязненные СИЗ, а также СИЗ с истекшим сроком испытаний и не соответствующие антропометрическим данным работника;

использовать в работе неисправные и не соответствующие технологии выполняемых работ технологическое оборудование, технические и транспортные средства, инструмент и приспособления;

находиться и работать под работающим грузоподъемным механизмом, а также под поднятым и перемещаемым грузом;

находиться на пути перемещения и в зоне производства работ тяговой техники, других транспортных средств;

заходить за ограждения опасных мест;

работать вблизи вращающихся частей производственного оборудования, не защищенных ограждающими сетками или щитками, а также снимать защитные ограждения, сетки и кожухи с вращающихся частей оборудования до полной их остановки;

прикасаться к движущимся частям оборудования, машин, механизмов;

включать и останавливать (кроме аварийных случаев) машины, станки и механизмы, работа на которых не входит в функциональные обязанности работника;

чистить и смазывать механизмы во время их работы;

использовать мобильные устройства связи, аудио- и видеоплееры и другие устройства, отвлекающие внимание от выполнения прямых обязанностей и соблюдения необходимых мер безопасности при нахождении в зонах повышенной опасности, кроме случаев, предусмотренных технологией проведения аварийно-восстановительных работ;

находиться в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.

1.16. При выполнении работ по ликвидации транспортных происшествий и чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте работники должны использовать спецодежду, спецобувь и другие СИЗ, а также дерматологические средства индивидуальной защиты и смывающие средства, положенные им в соответствии с Едиными типовыми нормами выдачи средств индивидуальной защиты и смывающих средств, утвержденными приказом Минтруда России от 29 октября 2021 г. N 767н, Типовыми нормами бесплатной выдачи сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам железнодорожного транспорта Российской Федерации, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, утвержденными приказом Минздравсоцразвития России от 22 октября 2008 г. N 582н.

1.17. При выполнении аварийно-восстановительных работ на открытом воздухе в зимнее время для предотвращения переохлаждения и отморожения при низких температурах работники должны пользоваться для обогрева технологическими перерывами в работе.

1.18. При выполнении аварийно-восстановительных работ с выделением вредных газов, пыли, искр, отлетающих осколков и стружки работники должны использовать респираторы (фильтрующие полумаски, противогазы), очки защитные (лицевые щитки).

1.19. При выполнении аварийно-восстановительных работ на высоте работники должны использовать страховочные системы и каски защитные.

1.20. При выполнении аварийно-восстановительных работ с использованием грузоподъемных механизмов работники должны применять защитные каски и защитные рукавицы (перчатки).

1.21. При выполнении аварийно-восстановительных работ в стесненных (замкнутых) пространствах для защиты головы от вертикальных и боковых ударов о неподвижные предметы и ограждения работники должны применять облегченные защитные каски (каскетки).

1.22. Работники, осуществляющие работы на железнодорожных путях или в непосредственной близости от них, должны использовать специальную сигнальную одежду повышенной видимости - сигнальные жилеты не менее 2 класса защиты со световозвращающими полосами и с трафаретами, указывающими принадлежность работников к соответствующему подразделению ОАО "РЖД" (далее - сигнальные жилеты).

1.23. В целях соблюдения требований электробезопасности работникам запрещается:

наступать на электрические провода, кабели, шланги;

снимать ограждения и защитные кожухи с токоведущих частей оборудования;

касаться опор контактной сети и высоковольтных линий электропередач (далее также - ВЛ);

приближаться на расстояние ближе 2 метров к токоведущим частям контактной сети и ВЛ, не огражденным проводам, находящимся под напряжением;

прикасаться к оборванным проводам контактной сети, ВЛ и находящимся на них посторонним предметам, независимо от того, касаются они или не касаются земли и заземленных конструкций, а также приближаться к ним на расстояние ближе 8 метров;

открывать дверцы электрораспределительных шкафов (сборок) с оборудованием, находящимся под напряжением;

прикасаться к арматуре общего освещения, к оборванным, оголенным электропроводам, зажимам (клеммам) и другим токоведущим частям.

1.24. В целях соблюдения требований пожарной безопасности работникам запрещается:

размещать и складировать в непосредственной близости от электрооборудования (электродвигателей, электростанций, пусковой аппаратуры и т.д.) горючие (в том числе легковоспламеняющиеся) вещества и материалы;

выбрасывать отработанные обтирочные материалы и производить слив нефтепродуктов на железнодорожные пути, в канавы и кюветы;

курить в неустановленных местах.

1.25. При нахождении на железнодорожных путях или в непосредственной близости от них, работники должны соблюдать следующие требования безопасности:

переходить железнодорожные пути под прямым углом, перешагивая через рельс, не наступая на концы шпал и масляные пятна на шпалах, предварительно убедившись в том, что в этом месте с обеих сторон нет движущегося подвижного состава;

использовать переходную площадку вагона (при ее наличии) при переходе железнодорожного пути, занятого стоящим подвижным составом. Перед подъемом и при спуске с площадки необходимо предварительно убедиться в исправности поручней, подножек и пола площадки. Прежде чем начать подъем на переходную площадку вагона, следует убедиться в отсутствии разрешающего показания светофора и звуковых сигналов, подаваемых перед отправлением. При подъеме на переходную площадку и сходе с нее необходимо держаться за поручни и располагаться лицом к вагону. Руки должны быть свободны от каких-либо предметов. Перед спуском с переходной площадки вагона на междупутье следует убедиться в отсутствии движущегося по смежному пути подвижного состава, осмотреть место схода на предмет отсутствия факторов, препятствующих безопасному спуску с вагона. В темное время суток и при неблагоприятных погодных условиях, ухудшающих видимость (туман, снегопад, гроза, ураган, сильный дождь и порывистый ветер), место схода следует осветить фонарем;

проходить между расцепленными вагонами подвижного состава, если расстояние между их автосцепками не менее 10 метров. При этом идти следует посередине разрыва;

обходить подвижной состав, стоящий на железнодорожном пути, на расстоянии не менее 5 метров от автосцепки крайнего вагона (локомотива).

При выходе из помещения вблизи железнодорожных путей в условиях плохой видимости, а также из-за угла здания и сооружения, затрудняющего видимость железнодорожного пути, следует предварительно убедиться в отсутствии движущегося подвижного состава. В темное время суток необходимо выждать некоторое время, пока глаза привыкнут к темноте, а окружающие предметы будут различимы.

При нахождении на железнодорожных путях в условиях плохой видимости, а также при неблагоприятных погодных условиях, при гололеде и когда зимние головные уборы ухудшают слышимость звуковых сигналов, работникам следует быть предельно внимательными.

При обнаружении (визуальном или звуковом) приближающегося подвижного состава работники, оказавшиеся на пути следования поезда в габарите подвижного состава, должны по команде руководителя работ отойти и убрать инструменты, приспособления, материалы с путей на обочину земляного полотна, а при отсутствии достаточного места - на обочину смежного пути, на расстояние не менее 2,5 метра от крайнего рельса при установленных скоростях движения поездов до 120 км/ч, не менее 4 метров от крайнего рельса при установленных скоростях движения 121 - 140 км/ч, а на скоростных и высокоскоростных участках (при установленных скоростях движения более 140 км/ч) на расстояние не менее 5 метров от крайнего рельса за 10 минут до прохода поезда. В случае нахождения в междупутье при одновременно движущихся по соседним путям поездам необходимо присесть или лечь на землю параллельно железнодорожным путям и находиться в таком положении до прохода (остановки) поезда.

1.26. При нахождении на железнодорожных путях работникам запрещается:

переходить или перебегать перед приближающимся подвижным составом, а также отходить на соседний железнодорожный путь (внутрь колеи железнодорожного пути или на край его балластной призмы) на время пропуска подвижного состава;

пролезать под стоящим подвижным составом, залезать на автосцепки или под них;

находиться в местах, отмеченных знаком безопасности "Осторожно! Негабаритное место!", при движении подвижного состава и автотранспортных средств;

наступать на рельсы или концы железобетонных шпал;

садиться на рельс;

находиться на подножках, лестницах и других наружных частях подвижного состава во время его передвижения;

переходить через стрелочные переводы, оборудованные электрической централизацией, в местах расположения остряков, а также становиться между остряком и рамным рельсом, подвижным сердечником и усовиком, в желоба на стрелочном переводе.

1.27. При обнаружении перед началом работ (в ходе выполнения работ) неисправностей или отсутствия используемых оборудования, инструментов, защитных приспособлений, СИЗ, освещения, нарушений применяемой технологии на своем рабочем месте работники обязаны незамедлительно сообщить об этом своему непосредственному руководителю, а в его отсутствие - вышестоящему руководителю, и не приступать к работе (приостановить работу) до их устранения.

1.28. При обнаружении нарушений требований охраны труда, электробезопасности, промышленной и пожарной безопасности, а также ситуаций, создающих опасность для здоровья и жизни людей или являющихся предпосылкой к аварии, пожару, несчастному случаю, работники должны сообщить об этом непосредственному руководителю, а в его отсутствие - вышестоящему руководителю. В случае, если выявленные нарушения способствуют возникновению опасности для жизни или здоровья самого работника, он имеет право отказаться от выполнения работ до устранения такой опасности.

1.29. За нарушение требований Инструкции по охране труда при выполнении работ по ликвидации транспортных происшествий и чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте, разработанной с учетом местных условий и специфики выполняемых работ, работники несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.