IV. Реализация климатической политики

52. Основными направлениями реализации климатической политики являются:

а) развитие нормативно-правовой базы и организация государственного регулирования в области климата;

б) совершенствование экономических механизмов, способствующих принятию мер по адаптации и смягчению антропогенного воздействия на климат;

в) научное, информационное и кадровое обеспечение разработки и реализации мер по адаптации и смягчению антропогенного воздействия на климат;

г) международное сотрудничество в области разработки и реализации мер по адаптации и смягчению антропогенного воздействия на климат.

53. Развитие нормативно-правовой базы в области климата является основной предпосылкой создания и эффективного функционирования механизма реализации климатической политики. Организация работы федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по реализации мер, направленных на предотвращение и преодоление угроз национальным интересам Российской Федерации в области климата, требует дальнейшего совершенствования законодательства Российской Федерации в указанной области и обеспечения его строгого соблюдения всеми хозяйствующими субъектами. При этом необходима гармонизация нормативно-правовой базы Российской Федерации в области климата с обязательными для Российской Федерации нормами международного права. Основные принципы климатической политики должны быть отражены также в законодательстве субъектов Российской Федерации.

54. Эффективность реализации мер по адаптации и смягчению антропогенного воздействия на климат во многом зависит от различных экономических факторов и их финансового регулирования.

55. Выбор экономических инструментов, способствующих снижению выбросов парниковых газов (включая возможное использование рыночных механизмов, в том числе торговлю квотами на выбросы), будет определяться с учетом эффективности этих инструментов с использованием механизмов государственного и частного финансирования.

56. При создании и совершенствовании национальных, экономических и финансовых механизмов, способствующих снижению выбросов парниковых газов, и их интеграции в соответствующие международные механизмы приоритетом является обеспечение защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства от неблагоприятных воздействий изменения климата.

57. Основной задачей научного обеспечения выработки и реализации климатической политики является обеспечение государства, бизнес-сообщества и граждан достоверной научной информацией для принятия соответствующих решений.

58. К приоритетным направлениям научного обеспечения выработки и реализации климатической политики относятся:

а) развитие на территории Российской Федерации и обеспечение функционирования систем наблюдения за климатом, включая факторы, формирующие климат, и индикаторы изменения климата;

б) разработка системы критериев, параметров (пороговых значений), условий обеспечения безопасности Российской Федерации и ее отдельных регионов в связи с изменением климата;

в) развитие комплекса фундаментальных и прикладных научных исследований в области климата, в том числе оценка ожидаемого изменения глобального и регионального климата, оценка социально-экономического ущерба и иных последствий изменения климата, а также развитие методов инвентаризации источников выбросов и поглотителей парниковых газов;

г) разработка и реализация мер по смягчению антропогенного воздействия на климат, прежде всего в области производства и потребления энергии и сохранения и (или) увеличения уровня поглощения парниковых газов, включая организацию научных исследований и разработку механизмов реализации соответствующих инновационных проектов, а также оценка экономического, социального и экологического эффекта от реализации этих мер;

д) независимая экспертиза результатов научных исследований в области климата и смежных областях;

е) разработка мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, связанных с изменением климата.

59. Научное обеспечение реализации мер по адаптации и смягчению антропогенного воздействия на климат включает в себя:

а) позиционирование новых наукоемких технологических решений в области экологического развития Российской Федерации и изменения климата, их включение в международные программы климатических исследований и связанных с ними исследований с учетом интересов Российской Федерации и использованием всех возможных преимуществ международного сотрудничества;

б) активное участие российских ученых в подготовке международных докладов по вопросам изменения климата и смежным проблемам;

в) организацию подготовки регулярных оценочных докладов о происходящем и ожидаемом изменении климата, последствиях такого изменения, возможностях адаптации к изменению климата и смягчения антропогенного воздействия на климат, включая оценку объемов выбросов парниковых газов и сокращения этих выбросов;

г) обеспечение государства достоверными и признанными на международном уровне наблюдаемыми и расчетными данными (полученными в том числе путем дистанционного зондирования Земли) для объективной оценки антропогенных и природных выбросов парниковых газов и иных климатически активных веществ на территории Российской Федерации, их концентрации в атмосфере и влияния на глобальный и региональный климат, а также формирование методологической основы для последующего использования таких данных при выполнении мероприятий по экологической (низкоуглеродной) трансформации отраслей российской экономики, адаптации экономики и населения к изменению климата и защите российских подходов в этой области на международных площадках;

д) признание результатов российских научных исследований в области климата и смежных областях международным научным сообществом, использование этих результатов в качестве аргументов в межгосударственном политическом диалоге по проблемам климата, разработку и реализацию государственной программы высокотехнологичного оснащения национальных центров исследований в области климата и смежных областях.

60. Основной задачей кадрового обеспечения разработки и реализации мер по адаптации и смягчению антропогенного воздействия на климат является обеспечение проведения исследований и разработок в области климата и смежных областях, соответствующих мировому уровню. В этих целях осуществляются подготовка и повышение квалификации специалистов в области климата, изучение влияния климата на экономику, население и окружающую среду, а также разрабатываются и принимаются инженерно-технические и организационные меры по адаптации и смягчению антропогенного воздействия на климат, включая:

а) подготовку научных кадров высшей квалификации;

б) обучение студентов старших курсов образовательных организаций высшего образования на базе ведущих научных организаций государства;

в) стажировку наиболее одаренных молодых ученых, специалистов, аспирантов и студентов старших курсов в ведущих мировых научных центрах;

г) подготовку дипломатических кадров, а также профессиональных консультантов для ведения международных переговоров и подготовки международных соглашений в области климата.

61. Осведомленность всех заинтересованных сторон, в частности высших должностных лиц, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представителей деловых кругов, институтов гражданского общества и населения, в вопросах изменения климата и его влияния на человека, экономику и окружающую среду является одним из важнейших факторов выработки и эффективной реализации климатической политики в интересах нынешнего и будущих поколений. Приоритетными направлениями такой политики являются объективное информационное освещение проблем, связанных с изменением климата и его последствиями, включая популяризацию научных знаний в этой области, в том числе с помощью средств массовой информации, и воспитание у населения экологической культуры.

62. Международное сотрудничество в решении глобальных и региональных проблем, связанных с изменением климата и антропогенным воздействием на него, осуществляется на двусторонней и (или) многосторонней основе в целях выработки эффективных решений по проблемам изменения климата, оптимально учитывающих глобальные факторы и национальные интересы государств. Формой международного сотрудничества Российской Федерации является ее участие в разработке и выполнении международных соглашений по проблемам изменения климата, а также в деятельности международных организаций, занимающихся проблемами изменения климата и смежными проблемами.

63. Международные программы и проекты, связанные с изменением климата и реализуемые на территории Российской Федерации, осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации и с учетом интересов ее безопасности.