V. Субъекты реализации климатической политики

64. Субъектами реализации климатической политики являются:

а) федеральные органы государственной власти;

б) органы государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) органы местного самоуправления;

г) общественные организации (объединения) и другие негосударственные некоммерческие организации;

д) средства массовой информации;

е) домашние хозяйства;

ж) граждане Российской Федерации.

65. Ожидаемое изменение климата затронет сферы ответственности практически всех федеральных органов государственной власти. Задачами федеральных органов государственной власти при выработке и реализации климатической политики являются:

а) определение максимально широкого круга проблем, связанных с воздействием изменения климата на экономику, население и окружающую среду, а также определение приоритетов в решении этих проблем;

б) координация деятельности федеральных органов государственной власти в области климата в соответствии с их полномочиями;

в) включение мер по адаптации и смягчению антропогенного воздействия на климат в среднесрочные и долгосрочные планы социально-экономического развития Российской Федерации;

г) создание механизмов, обеспечивающих постоянный конструктивный диалог между научным сообществом и органами государственной власти, ответственными за принятие решений, населением и бизнес-сообществом.

66. Федеральные органы государственной власти обеспечивают:

а) совершенствование и применение законодательства Российской Федерации с учетом влияния климатического фактора на соответствующие отрасли экономики и население;

б) разработку и реализацию комплекса мер по адаптации, в том числе в рамках национального и отраслевых планов адаптации к изменению климата;

в) развитие экономических институтов и финансовых механизмов, включая системы налогообложения и финансового стимулирования, содействующих технологическому переоснащению предприятий, замене устаревшего оборудования, внедрению технологий, способствующих снижению выбросов парниковых газов, в том числе энергоэффективных и энергосберегающих технологий, технологий снижения выбросов парниковых газов предприятиями топливно-энергетического комплекса, транспорта, металлургической, химической и других отраслей промышленности, а также расширению использования возобновляемых и альтернативных источников энергии с низким уровнем выбросов парниковых газов;

г) функционирование систем учета антропогенных выбросов из источников и абсорбции поглотителями парниковых газов (включая леса и иные экосистемы);

д) разработку и реализацию мер по созданию и функционированию системы экологического просвещения и образования;

е) подготовку и публикацию на регулярной основе оценочного доклада об изменении климата и его последствиях на территории Российской Федерации.

67. При разработке региональных программ устойчивого развития необходимо обеспечить решение следующих задач, связанных с изменением климата:

а) совершенствование и применение законодательства субъектов Российской Федерации с учетом влияния климатического фактора на состояние территорий, отраслей экономики и социальной сферы;

б) разработка и реализация мер по адаптации, включая учет фактора изменения климата в среднесрочных и долгосрочных планах социально-экономического развития регионов Российской Федерации и соответствующих отраслей экономики;

в) разработка и внедрение региональных систем эффективного реагирования на опасные погодно-климатические явления;

г) реализация мер по смягчению антропогенного воздействия на климат, включая внедрение технологий, способствующих сокращению выбросов парниковых газов и увеличению их поглощения;

д) разработка и реализация мер, направленных на предотвращение распространения инфекционных и паразитарных заболеваний в результате расширения ареалов обитания их переносчиков, обусловленного изменением климата.

68. На микроэкономическом уровне решение задач по адаптации и смягчению антропогенного воздействия на климат осуществляется организациями (на производстве и в сфере услуг), а также домашними хозяйствами путем:

а) повышения эффективности производства и потребления тепловой и электрической энергии;

б) повышения топливной экономичности транспортных средств;

в) ресурсосбережения и энергосбережения, повышения энергоэффективности объектов производственного и иного назначения, включая снижение потерь энергии и энергоносителей при транспортировке;

г) повышения энергоэффективности зданий и сооружений, а также развития энергосбережения в быту;

д) использования погодно-климатических прогнозов для повышения энергоэффективности при реализации мер по адаптации и смягчению антропогенного воздействия на климат;

е) расширения использования возобновляемых и альтернативных источников энергии с низким уровнем выбросов парниковых газов;

ж) сбережения и рационального использования лесов, сельскохозяйственных земель.

69. Поскольку существует возможность возникновения конфликта интересов субъектов климатической политики, профессиональным организациям, общественным организациям (объединениям) и другим негосударственным некоммерческим организациям, средствам массовой информации принадлежит важная роль в предотвращении обострения таких конфликтов и возникновения социальной напряженности, а также в недопущении лоббирования интересов отдельных заинтересованных групп. С этой целью обсуждение решения проблем изменения климата и последствий такого изменения для экономики, населения и окружающей среды необходимо вести с участием всех заинтересованных сторон.

70. Реализация климатической политики предполагает разработку на ее основе федеральных, региональных и отраслевых программ и планов действий.