Приложение A Верификация с уровнем ограниченной уверенности

A.2

Технические требования к уровню уверенности.

Уровень уверенности должен задаваться до начала верификации, потому что он устанавливает характер, охват и регламент (структуру) действий по сбору свидетельств.

Эксперт по верификации не должен изменять уровень уверенности после того, как приступил к выполнению задания. Если изменение уровня уверенности обосновано, эксперт по верификации должен:

a) задокументировать причины изменения;

b) начать новую верификацию с другим уровнем уверенности.

Недостатки критериев или свидетельств невозможно исправить за счет изменения уровня уверенности. Недостатки критериев должны устраняться посредством информирования разработчика критериев. Непригодность или недостаточность свидетельств должна устраняться как в заданиях с ограниченной уверенностью, так и в заданиях, выполняемых с разумной уверенностью (см. пункт 5.4.2 ГОСТ Р ИСО 14064-3-2021).

A.3

Процедура верификации с ограниченной уверенностью

A.3.1

Общие положения.

Верификацию с ограниченной уверенностью следует выполнять по тому же общему процессу, что и верификацию с разумной уверенностью, но с учетом следующих особенностей.

A.3.2

Стратегический анализ.

Верификация с ограниченной уверенностью не требует детальной оценки конфигурации, наличия и результативности функционирования механизмов (средств) контроля ввиду основополагающего допущения, что средства внутреннего контроля надежны.

A.3.3

Оценка рисков.

Для верификации с ограниченной уверенностью оценку рисков выполняют по заявлению в целом без детализации, как задание с разумной уверенностью. Верификация с ограниченной уверенностью не требует, чтобы риски, идентифицированные при оценке рисков, были определены на уровне представления подробных данных о:

a) возникновении, полноте, точности, границах временного интервала и классификации выбросов и поглощении парниковых газов или

b) существовании, правах и обязанностях, полноте, точности и распределении для хранения.

Эксперт по верификации должен разделить риски на неотъемлемые и связанные с контролем и обнаружением.

A.4

Действия по сбору свидетельств

A.4.1

A.4.1 Общие положения.

Эксперт по верификации должен спланировать действия по сбору свидетельств, которые учитывают все пункты заявления в отношении парниковых газов и сосредоточиваются на областях, где есть вероятность появления существенных искажений. Если эксперт по верификации узнает о потенциальных существенных искажениях, он должен разработать мероприятия по сбору свидетельств таким образом, чтобы иметь возможность сделать вывод в отношении потенциальных существенных искажений <70>.

A.4.2

Система парниковых газов и средства внутреннего контроля.

Эксперт по верификации может спланировать действия по сбору свидетельств для систем парниковых газов и механизмов (средств) контроля в соответствии с результатами оценки рисков.

A.4.3

Процесс объединения данных

A.4.3.1

Общие положения.

Эксперт по верификации должен с помощью запросов понять существенные изменения, произошедшие в ходе подготовки заявления в отношении парниковых газов. Эксперт по верификации может разработать дополнительные мероприятия по сбору свидетельств в поддержку результатов запроса.

A.4.3.2

Применение действий и методов по верификации

A.4.3.2.1

Аналитические испытания.

При планировании аналитических испытаний эксперт по верификации должен определить ожидаемые величины и отношения, причем для определения потенциальных искажений не требуется исключительной прецизионности.

Если результаты аналитических испытаний не будут согласовываться с другой информацией или ожиданиями экспертов по верификации, данные результаты можно уточнить по запросу. Эксперт по верификации может спланировать дополнительные действия по сбору свидетельств на основании результатов запроса <71>.

A.4.3.2.2

Проверка механизмов (средств) контроля.

Эксперт по верификации может наметить дополнительные действия по сбору свидетельств для тестирования механизмов (средств) контроля, как указано в оценке рисков.

A.4.3.2.3

Формирование выборки.

Поскольку идентификация рисков остается на уровне заявления в отношении ПГ в целом, для верификации с ограниченной уверенностью выборку осуществляют на более высоком уровне или в более обобщенной форме. Эксперт по верификации должен спланировать выборку в соответствии с риском верификации.

A.4.3.2.4

Посещения площадок.

Если эксперт по верификации включает в план верификации посещение площадки, он должен выполнить действия на площадке или на производственном объекте, чтобы оценить, если применимо:

a) технологические процессы и деятельность, относящиеся в ИПН парниковых газов;

b) физическую инфраструктуру;

c) процессы и потоки материалов, влияющие на выбросы;

d) область применения и границы;

e) расчеты и допущения, выполненные при определении данных по парниковым газам, выбросов и, при необходимости, сокращений выбросов и увеличения удаления парниковых газов.

A.4.3.2.5

Проверка оценок.

Эксперт по верификации должен оценить, насколько оценки соответствуют критериям. Как указано в оценке рисков, эксперт по верификации может спланировать дополнительные мероприятия по сбору свидетельств, с помощью которых:

a) оценить пригодность методики оценки, применимость допущений в оценке и качество данных, используемых для нее;

b) проверить эффективность функционирования механизмов (средств) контроля, управляющих получением оценки; или

c) выполнить свою собственную оценку или установить свой экспертный диапазон для оценки ответственной стороны.

A.4.3.3

План верификации.

При верификации с ограниченной уверенностью необходимо посетить производственный объект или площадку, по которым производят объединение данных для заявления в отношении парниковых газов, если эксперт по верификации не располагает предварительными знаниями о площадке или процессе сбора данных на ней. Другие посещения производственного объекта или площадки должны быть определены на основе оценки рисков и запланированных действий по сбору свидетельств.

A.4.3.4

План сбора свидетельств.

Для верификации с разумной уверенностью план сбора свидетельств постоянно актуализируют для получения достаточных и обоснованных свидетельств, по которым эксперт по верификации сможет подготовить заключение.

Для верификации с ограниченной уверенностью эксперт по верификации должен актуализировать план сбора свидетельств, в первую очередь, для потенциально существенных искажений.

A.5

Выдача заключения.

Заключение должно включать заявление о том, что верификация выполнена с ограниченной уверенностью, т.е. является менее объективной по характеру, временным рамкам и масштабу, чем верификация с разумной уверенностью. Заключение должно быть представлено в отрицательной форме <72>.

--------------------------------

<1> Для государственных и муниципальных учреждений допускается наличие по месту (местам) осуществления деятельности в области аккредитации помещений, оборудования, технических средств и иных материальных ресурсов, необходимых для выполнения работ по валидации и верификации парниковых газов в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, документов по стандартизации и иных документов, указанных в области аккредитации в заявлении об аккредитации, на ином законном основании, предусматривающем право пользования.

<2> Правительственный орган по валидации/верификации является юридическим лицом на основании его правительственного статуса.

<3> Хотя требования к беспристрастности в ГОСТ Р ИСО/МЭК 17029-2022 одинаковы для органов первой, второй и третьей сторон, соответствующие входные данные и результаты соответствующей оценки рисков могут отличаться.

Выявление угроз беспристрастности может включать сбалансированные консультации с соответствующими заинтересованными сторонами, без преобладания какого-либо одного интереса, для консультирования по поводу аспектов, оказывающих влияние на обеспечение беспристрастности, включая открытость и восприятие общественностью. Одним из способов проведения консультирования является создание комитета с участием заинтересованных сторон.

Программа может сделать требование о консультации с соответствующими заинтересованными сторонами для консультирования по вопросам, влияющим на беспристрастность, обязательным.

Взаимоотношения могут быть связаны с правами собственности, властными полномочиями, менеджментом, персоналом, совместно используемыми ресурсами, финансированием, контрактами, маркетингом (включая брендинг). Такие взаимоотношения не обязательно представляют для органа по валидации/верификации угрозу беспристрастности.

<4> Требования к персоналу, помещениям, оборудованию, системам и вспомогательным службам могут содержаться в программе валидации или верификации.

<5> Персонал включает тех лиц, которые являются сотрудниками, директорами и членами комитетов органа, а также любых лиц, привлекаемых органом для проведения валидации или верификации.

<6> Период может быть указан в программе.

<7> Дополнительные требования к компетентности персонала могут содержаться в программе валидации/верификации.

<8> Под аутсорсингом понимаются договорные отношения органа по валидации/верификации с организацией, включая другие органы по валидации/верификации, для обеспечения деятельности по валидации/верификации.

Привлечение органом по валидации/верификации отдельных лиц или сотрудников других организаций для предоставления дополнительных ресурсов или экспертных знаний не является аутсорсингом при условии, что эти лица или сотрудники индивидуально наняты для работы в рамках системы менеджмента органа по валидации/верификации.

<9> Программа валидации/верификации является набором правил, процедур и управления для проведения валидации/верификации в конкретной отрасли, содержащим следующие элементы:

- область применения валидации/верификации;

- конкретные критерии компетентности для группы по валидации/верификации, а также органа по валидации/верификации;

- процесс валидации/верификации;

- деятельность по сбору доказательств валидации/верификации;

- отчетность по валидации/верификации.

Приложение A ГОСТ Р ИСО/МЭК 17029-2022 определяет элементы, которые могут быть включены в программу валидации/верификации.

<10> Процессы подготовки плана сбора доказательств и плана валидации/верификации могут быть повторяющимися.

В некоторых программах план сбора доказательств называется "план выборки".

Другими параметрами, которые могут быть определены программами, подлежащими рассмотрению в ходе планирования, являются существенность или уровень уверенности.

Уровень уверенности используется для определения глубины детализации, которую орган по валидации/верификации устанавливает в своем плане валидации/верификации и плане сбора доказательств для определения наличия существенных ошибок, пропусков или искажений.

<11> Отчет может быть отдельным документом или может быть включен в документ, содержащий проект заключения о валидации/верификации.

<12> В программе могут быть указаны дополнительные ограничения, например, требование, чтобы анализ проводился лицами, не вовлеченными в конкретную деятельность по планированию валидации/верификации.

<13> В программе могут быть указаны дополнительные ограничения, например, требование, чтобы решение принималось лицами, не вовлеченными в конкретную деятельность по планированию валидации/верификации.

<14> ИСО 15489-1 определяет концепции и принципы, на основе которых разрабатываются подходы к созданию, ведению и управлению записями.

<15> ИСО 19011 содержит руководящие указания по проведению внутренних аудитов.

<16> Хотя в ГОСТ Р ИСО/МЭК 17029-2022 указано, что орган по валидации/верификации планирует действия по обращению с рисками, нет требований к формальным методам управления рисками или документированию процесса управления рисками. Органы по валидации/верификации могут принять решение о необходимости разработки более обширной методологии управления рисками, чем требуется в ГОСТ Р ИСО/МЭК 17029-2022 (например, путем применения других руководств или стандартов).

<17> Варианты обращения с рисками могут включать выявление и предотвращение угроз, принятие риска для реализации возможности, устранение источника риска, изменение вероятности или последствий, разделение риска или сохранение риска путем принятия обоснованного решения.

Возможности могут привести к расширению области деятельности органа по валидации/верификации, обращению к новым клиентам, использованию новых технологий и других возможностей в целях потребностей клиентов.

<18> Доступ может подразумевать решение относительно разрешения только на просмотр документированной информации или разрешения и полномочий на просмотр и изменение документированной информации. Документированная информация относится к процессам, процедурам, записям, данным, заключениям и другой информации, требуемой ГОСТ Р ИСО/МЭК 17029-2022.

<19> Ссылка на "декларации о валидации/верификации" в ИСО/МЭК 17029 означает "заявления о валидации/верификации" в ГОСТ Р ИСО 14065-2022.

<20> Декларация, подлежащая валидации и верификации, эквивалентна утверждению в соответствии с ИСО/МЭК 17029.

<21> Руководство по достаточному и объективному свидетельству приведено в приложении A ИСО 14066:2011.

<22> Поскольку персонал, выполняющий анализ, не задействован в деятельности по валидации или верификации под управлением руководителя группы, то они не считаются членами группы по валидации/верификации.

<23> Рецензента иногда называют "независимым рецензентом" в соответствии с пунктом 3.2.9 ИСО 14064-3:2019.

<24> В приложении A ГОСТ Р ИСО 14065-2022 описаны типы заявлений, включающие модифицированное, немодифицированное, отрицательное заключения, и иная терминология.

<25> Только немодифицированные и модифицированные заявления дают уверенность предполагаемым пользователям.

<26> Описание процесса валидации/верификации включает рассмотрение органом предварительных результатов валидации/верификации, там, где уместно, и если они имеются.

<27> Информация о знаке соответствия третьей стороны приводится в ИСО/МЭК 17030.

<28> Ссылки на заявления по валидации/верификации, отчеты и использование знаков поясняются в приложении B ГОСТ Р ИСО 14065-2022.

<29> ИСО 14064-2 устанавливает требования и руководство по принципу консервативности и концепции эквивалентности.

<30> ИСО 14065:2013 утратил силу, в настоящее время действует ИСО 14065:2020.

<31> Требования пункта A.5.2.1 IAF MD 6:2014, касающиеся использования знака валидации или верификации на продукции, также применимы к пункту A.5.2.2 IAF MD 6:2014.

<32> В тех случаях, когда верификация организации включает верификацию проекта, критерии компетентности органа по валидации или верификации должны учитывать все соответствующие критерии компетентности, указанные выше, включая те, которые связаны с валидацией или верификацией проекта.

Существует ряд инструментов, используемых для оценки персонала; их можно комбинировать любым подходящим способом. Типичные инструменты включают: - наблюдение за деятельностью по верификации и (или) валидации, если это применимо; - Внутренний паритетный анализ документов по валидации или верификации; - Структурированное интервью для проверки знаний и технической компетентности; - Экзамен; - Анализ результатов деятельности руководством и (или) другим членом группы; - Сертификация аккредитованным органом по сертификации персонала в той мере, в которой сертификация обеспечивает демонстрацию компетентностей, указанных в данной системе валидации или верификации; - Признанный технический статус, касающийся возможности выступать на конференциях или публиковать рецензируемые статьи; и - Достаточные свидетельства соответствующего предыдущего опыта.

Приложение A IAF MD 6:2014 содержит указания по разъяснению трех различных типов компетентности на основе пункта 6 стандарта ISO 14065 и пункта 5 стандарта ISO 14066.

<33> Термины "соглашение" и "контракт" в пункте 8.2.3 стандарта ISO 14065 имеют то же значение.

<34> Оценка рисков учитывает уровень уверенности, существенность, критерии, область применения и цели валидации или верификации; изменения в них повлияют на глубину и детализацию оценки рисков.

Вопросы, подлежащие рассмотрению при разработке плана валидации или верификации утверждения по парниковым газам, охватывающего либо сгруппированный проект, либо включающего более одного объекта в реестре парниковых газов, см. в Приложении B IAF MD 6:2014.

<35> Стандарт ISO 14064-3 не устанавливает к организации или проекту формальных требований по наличию информационных систем по парниковым газам или средств контроля, либо по соответствию такой информационной системы по парниковым газам или средств контроля пункту 4.5 стандарта ISO 14064-3.

<36> Для понимания того, что означает квалификация заявления о валидации и верификации, см. пункт A.2.9.2 ISO 14064-3.

<37> Следует рассмотреть вопросы управления таким оборудованием и программным обеспечением, включая такие вопросы, как валидация программного обеспечения, где это уместно, резервное копирование данных, калибровка оборудования, мониторинг, достоверность внешних данных и т.д.

<38> Для поддержки в разработке "заключения с оговорками" и "негативного" заключения о валидации или верификации см. пункты A.2.9.2 и A.2.9.3 стандарта ISO 14064-3.

"Заключения с оговорками" или "негативные" заключения о валидации или верификации не следует путать с терминологией, связанной с ограниченным или приемлемым уровнем уверенности; см. пункт A.2.3.2 стандарта ISO 14064-3.

<39> Приложение A ГОСТ Р ИСО 14066-2013 предоставляет руководство по доказательствам и применению профессионального скептицизма.

<40> В подразделе 6.3 ИСО 14065:2007 определяет требуемую для группы по валидации или верификации компетентность, а в подразделах 6.1 и 6.2 ИСО 14065:2007 - процесс руководства их компетенцией.

В приложениях B, D и C ГОСТ Р ИСО 14066-2013 представлены примеры и методы оценки компетентности членов группы и компетенции сектора.

<41> ИСО 14065:2007 утратил силу, в настоящее время действует ИСО 14065:2020.

<42> ИСО 14064-3:2006 утратил силу, в настоящее время действует ИСО 14064-3:2019.

<43> В приложении B ГОСТ Р ИСО 14066-2013 установлены методы, которые могут быть использованы для оценки навыков членов группы по валидации или верификации.

<44> В приложении C ГОСТ Р ИСО 14066-2013 приведены примеры идентификации компетенции секторов.

<45> В приложении B ГОСТ Р ИСО 14066-2013 установлены методы, которые могут применяться для оценки компетентности членов групп по валидации и верификации.

<46> До тех пор, пока кадровые сотрудники, проводящие анализ, не приняли участие в действиях по валидации или верификации проекта парниковым газам под управлением руководителя группы, они не являются членами группы по валидации или верификации (даже если они проводили наблюдения за всеми действиями или частью действий группы по валидации или верификации проекта парниковых газов).

<47> В приложении D ГОСТ Р ИСО 14066-2013 показана взаимосвязь между требованиями к компетентности в области валидации и верификации ИСО 14065 установленными навыками и способностями, необходимыми группам по валидации и верификации парниковых газов.

<48> Пункт 8.2 ГОСТ Р ИСО 14066-2013 предназначен для поддержки и развития профессиональных навыков членов группы по валидации и верификации парниковых газов.

Примеры накопления опыта работы могут включать трудовую деятельность, консультирование, участие в разработке проекта или профессиональном аудите в данном секторе (см. пункт 3.1.1 ГОСТ Р ИСО 14066-2013).

Практический опыт, особенно в сфере сохранения и защиты окружающей среды, в которой осуществляется коллективная работа, помогает менее опытным членам группы развить основы профессионального скептицизма (см. подраздел 4.6 ГОСТ Р ИСО 14066-2013) и принимать более благоразумные решения относительно оценки риска, достаточности и правомерности доказательств.

В приложении E ГОСТ Р ИСО 14066-2013 представлены примеры обязательной осведомленности на начальном уровне для лиц, начинающих обучение в качестве члена группы.

В приложении F ГОСТ Р ИСО 14066-2013 представлены личные качества, которыми должен обладать эксперт по валидации или верификации парниковых газов.

<49> Требования к поддержанию персональных записей членов группы в актуальном состоянии приведены в подразделе 6.5 ИСО 14065:2007.

Как указано в пункте 6.2 ИСО 14065:2007, результативность члена группы (например, демонстрация знаний и навыков в сфере компетенции) периодически проверяется непосредственно на рабочем участке.

В приложении B ГОСТ Р ИСО 14066-2013 представлены методы, которые могут быть использованы для оценки компетентности членов группы.

<50> Типы задания, установленные в ГОСТ Р ИСО 14064-3-2021, включают верификацию и валидацию. В приложении C ГОСТ Р ИСО 14064-3-2021 описан тип задания, называемый "согласованные процедуры".

<51> Эксперт по верификации/валидации может выполнять смешанное задание, как указано в приложении D ГОСТ Р ИСО 14064-3-2021, если:

a) область применения каждого типа заданий четко определена;

b) заявления в отношении парниковых газов разработаны в соответствии с критериями.

<52> Сокращение выбросов или увеличение поглощения парниковых газов могут быть скомпенсированы затронутыми ИПН парниковых газов [см. пункт 3.1.11 ИСО 14064-2:2019]. Сокращение выбросов или увеличение поглощения парниковых газов под влиянием ИПН парниковых газов часто связывают с углеродной утечкой или другими вторичными эффектами.

<53> Программа по парниковым газам может устанавливать порог существенности. Существенность имеет количественные и качественные составляющие.

<54> Концепция существенности используется при планировании верификации/валидации и при оценке свидетельства для подготовки заключения.

<55> Примером изменения накопителя парниковых газов является накопитель с изменившимся за время рассматриваемого периода запасом углерода.

<56> Вся информация или ее часть, указанная в пунктах "a" - "t" ГОСТ Р ИСО 14064-3-2021, может быть включена в план мониторинга организации или проекта.

<57> См. подраздел 3.5 ИСО 14044:2006.

<58> Существенность результатов работы - это значение, которое устанавливают ниже возможного значения существенности для предполагаемого пользователя(ей), чтобы идентифицировать искажения, которые в сумме могут оказаться существенными.

<59> Аналитические процедуры высокого уровня выполняются на уровне заявления и могут сравнивать выбросы с промышленными бенчмарками.

<60> Оценочные подходы используются при количественном определении парниковых газов в самых различных ситуациях. Например, количество топлива, используемого транспортным средством, может быть неизвестно, но его можно оценить по пройденному расстоянию. Допущения, сделанные в отношении топливной эффективности транспортного средства и пройденного им расстояния, можно использовать для предварительной оценки выбросов парниковых газов.

<61> Альтернативные названия типов заключений по верификации приведены в таблице 1 ГОСТ Р ИСО 14064-3-2021.

<62> См. также пункт 5.1.7 ГОСТ Р ИСО 14064-3-2021.

<63> Критерии соответствия, указанные предполагаемым пользователем, могут включать добавочность проекта.

<64> Вторичные эффекты иногда называют "углеродной утечкой".

<65> Методики количественного определения относятся к расчетному методу оценки выбросов парниковых газов и включают расчеты, модели, материальный баланс и связанные с ними косвенные и прямые измерения и т.д.

<66> Альтернативные наименования типов заключения по валидации приведены в таблице 1 ГОСТ Р ИСО 14064-3-2021.

<67> Значимыми проблемами являются искажения и несоответствия, выявленные командой экспертов по верификации/валидации, которые могли повлиять на заключение экспертов.

<68> См. пункты 6.3.2 и 7.3.2 ГОСТ Р ИСО 14064-3-2021 в отношении требований, связанных с составлением заключений.

<69> В приложении D ГОСТ Р ИСО 14064-3-2021 приведены примеры заключений по верификации и валидации, включающие использование ограничительных положений.

<70> Верификация с ограниченной уверенностью состоит, в первую очередь, из запросов и аналитических процедур получения достаточных и обоснованных свидетельств.

<71> Аналитические испытания планируют для заявления в отношении парниковых газов в целом, при этом не требуя отдельного рассмотрения для случаев возникновения, полноты, точности, временных границ и классификации выбросов и поглощений парниковых газов или существования, прав и обязанностей, полноты, точности и распределения для хранения, если это не указано в оценке рисков или свидетельстве, полученном в процессе верификации.

<72> Приведенный ниже текст является примером отрицательной формы заключения.

На основе выполненных процессов и процедур отсутствуют свидетельства, что заявление в отношении парниковых газов:

- не является верным в существенных аспектах и не является объективным представлением данных и информации по парниковым газам;

- подготовлено без применения соответствующих международных стандартов по количественному определению парниковых газов, мониторингу и отчетности или соответствующих национальных стандартов и практик.

СООТВЕТСТВИЕ СХЕМЕ АККРЕДИТАЦИИ

N п/п

Схема аккредитации, соответствующая сфере деятельности в рамках заявленной области аккредитации

Номер пункта(ов) или раздела(ов) документа(ов) СМК, где установлены требования схемы аккредитации, и иных документов, записей (при наличии), подтверждающих соответствие органа по валидации и верификации парниковых газов установленным требованиям

(Указывается наименование документа, шифр и конкретные пункты, подпункты, разделы документов СМ) и иных документов, записей (при наличии))

Соответствие/несоответствие документа(ов) СМК и иных документов, записей (при наличии) требованиям схемы аккредитации

(Соответствует/Не соответствует)

Соблюдение/несоблюдение установленных требований, установленное в ходе проведения самообследования (Соблюдается/Не соблюдается)

Соответствие органа по валидации и верификации парниковых газов нормативным документам, приведенным в схеме аккредитации органов по валидации и верификации парниковых газов в национальной системе аккредитации СМ N 03.1-9.0002, утвержденной руководителем Федеральной службы по аккредитации 1 марта 2022 г. (Приложение 1 "Требования к органу по валидации и верификации парниковых газов").

Руководитель юридического лица или индивидуальный предприниматель

подпись

Ф.И.О. (при наличии)

"__" ________ 20__ г.