Таблица 1.2. Информация о дополнительных образовательных программах, реализуемых совместно с зарубежными партнерами, а также о дополнительных образовательных программах, реализуемых полностью или частично на иностранном языке

Таблица 1.2. Информация о дополнительных образовательных

программах, реализуемых совместно с зарубежными партнерами,

а также о дополнительных образовательных программах,

реализуемых полностью или частично на иностранном языке

При заполнении таблицы 1.2 отражается информация о дополнительных образовательных программах, реализуемых совместно с зарубежными партнерами, а также о самостоятельно разработанных дополнительных образовательных программах, реализуемых полностью или частично на иностранном языке, за период с 1 января по 31 декабря отчетного года.

В число учитываемых дополнительных образовательных программ в соответствии с условным классификатором включаются следующие подвиды дополнительных образовательных программ (графа 4):

программа повышения квалификации (совместная) - код "1";

программа повышения квалификации с использованием ресурсов зарубежных организаций - код "2";

программа повышения квалификации (самостоятельно разработанная программа на иностранном языке) - код "3";

программа профессиональной переподготовки (совместная) - код "4";

программа профессиональной переподготовки с использованием ресурсов зарубежных организаций - код "5";

программа профессиональной переподготовки (самостоятельно разработанная программа на иностранном языке) - код "6";

дополнительная общеобразовательная программа (совместная) - код "7";

дополнительная общеобразовательная программа с использованием ресурсов зарубежных организаций - код "8";

дополнительная общеобразовательная программа (самостоятельно разработанная программа на иностранном языке) - код "9".

Единица учета - каждая дополнительная образовательная программа обозначенных подвидов.

Важно отметить, что в рамках проводимого мониторинга учитываются самостоятельно разработанные дополнительные образовательные программы, реализуемые частично на иностранном языке*, доля учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) на иностранном языке в которых составляет не менее 25% от общего объема образовательной программы.

Ниже приведены определения, которыми следует руководствоваться при заполнении таблицы.

В то же время дополнительные образовательные программы с использованием ресурсов зарубежных организаций не будут относиться к категории совместных образовательных программ.

Совместная дополнительная профессиональная программа* (программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки) - это единая программа двух и более организаций (образовательных, либо осуществляющих обучение) с полностью синхронизированными учебными планами и календарными учебными графиками и с четко прописанной ответственностью участников за предоставляемый ресурс на каждом из этапов ее реализации.

Завершение освоения совместной дополнительной профессиональной программы каждой из организаций-партнеров обязательно сопровождается выдачей документов подтверждающего характера (удостоверение о повышении квалификации (свидетельство или сертификат) и (или) диплом о профессиональной переподготовке. Отметим, что на дополнительные общеобразовательные программы данное условие не распространяется.

Под самостоятельно разработанной дополнительной образовательной программой, реализуемой полностью или частично на иностранном языке* понимается такая дополнительная образовательная программа, проектирование и реализация учебного плана которой осуществляется образовательной организацией самостоятельно, без привлечения каких-либо партнерских организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

В соответствии с частью 4 статьи 12 Закона об образовании к дополнительным образовательным программам относятся:

а) дополнительные общеобразовательные программы - дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы;

б) дополнительные профессиональные программы - программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки.

Дополнительные общеразвивающие программы реализуются как для детей, так и для взрослых. Дополнительные предпрофессиональные программы в сфере искусств, физической культуры и спорта реализуются для детей.

Программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.

Программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации (пункты 4, 5 статьи 76 Закона об образовании).

В графе 2 указывается направление дополнительной образовательной программы в соответствии с условным классификатором: естественные науки - код "1"; технические науки - код "2"; медицинские науки - код "3"; сельскохозяйственные науки - код "4"; социальные науки - код "5"; гуманитарные науки (без учета программ по изучению русского языка как иностранного) - код "6".

Для определения направления образовательной программы возможно использование Номенклатуры научных специальностей, по которым присуждаются ученые степени, утвержденная приказом Минобрнауки России от 24 февраля 2021 г. N 118 "Об утверждении номенклатуры научных специальностей, по которым присуждаются ученые степени, и внесении изменения в Положение о совете по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук, утвержденное приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 10 ноября 2017 г. N 1093".

В графу 3 вносится наименование дополнительной образовательной программы на русском языке.

Описание по заполнению графы 4 приведено выше.

В графе 5 указывается год начала реализации дополнительной образовательной программы в формате "гггг" (календарный год).

В графе 6 в формате XXX отмечается язык образовательной программы, который приводится в соответствии с Общероссийским классификатором информации о населении (ОКИН), принятым и введенным в действие Приказом Росстандарта от 12.12.2014 N 2019-ст (фасет 04 "Языки народов Российской Федерации и иностранные языки").

В случае если обучение по дополнительной образовательной программе проводится на двух и более иностранных языках, указание нескольких кодов осуществляется через точку с запятой.

В графе 7 отражается общее количество академических часов, предназначенное для освоения программы за весь период обучения.

Из общего количества академических часов (графа 7) указывается количество академических часов, реализуемых непосредственно на иностранном языке (графа 8), а также отмечается количество академических часов с применением дистанционных образовательных технологий (графа 9).

В графе 10 приводится численность обучавшихся по программе за период с 1 января по 31 декабря отчетного года.

В графе 11 из общей численности (графа 10) по указываемой дополнительной образовательной программе отражается количество обучавшихся из числа иностранных граждан.

Графы 12 - 17 заполняются при наличии организации-партнера, что присуще реализации дополнительных совместных образовательных программ (коды "1", "4", "7" по графе 4); дополнительных образовательных программ с использованием ресурсов зарубежных организаций (коды "2", "5", "8" по графе 4).

В случае выбора самостоятельно разработанной образовательной программы на иностранном языке (коды "3", "6", "9" по графе 4) графы 12 - 17 заполнению не подлежат.

В графе 12 приводится количество организаций-партнеров в соответствии с условным классификатором: нет организаций-партнеров - код "0"; одна организация-партнер - код "1"; две организации-партнера - код "2"; три - код "3"; четыре - код "4"; пять - код "5"; более пяти - код "6".

В графе 13 указывается полное наименование организации-партнера на английском языке.

В графе 14 приводится наименование организации-партнера на русском языке.

В графе 15 приводится наименование страны местонахождения организации-партнера в соответствии с Общероссийским классификатором стран мира (ОКСМ).

Под страной местонахождения* применительно к международным объединениям и коммерческим организациям понимается страна, где находится административный (управленческий) центр организации-партнера. В отношении образовательных организаций, научных организаций, органов государственной власти - в значении "пункт, место", где находится организация-партнер.

Местом нахождения органа управления обычно считается место, указанное в уставе организации. При отсутствии такой информации в качестве местонахождения органа управления рассматривается место, где управленческое решение трансформируется в повседневную деятельность организации.

В случае если организация-партнер является международной, страна не определяется. Вместо наименования страны вносится формулировка "международная".

В графе 16 автоматически проставляется код страны местонахождения организации-партнера в соответствии с Общероссийским классификатором стран мира (ОКСМ).

В случае если в реализации дополнительной образовательной программы участвуют более двух организаций-партнеров, через точку с запятой перечисляются наименования организаций-партнеров на английском и русском языках (графы 13 - 14), наименования и коды стран местонахождения организаций-партнеров (графы 15 - 16 соответственно). Создание и заполнение дополнительных строк с дублированием вносимой информации не требуется.

В графе 17 по указываемой образовательной программе отмечается тип организации-партнера в соответствии с условным классификатором: образовательная организация - код "1"; научная организация - код "2"; международное объединение - код "3"; орган государственной власти (законодательные (представительные) и исполнительные органы власти зарубежных стран) - код "4"; некоммерческая организация (за исключением образовательных, научных организаций, международных объединений) - код "5"; коммерческая организация - код "6"; медицинская организация - код "7"; иное - код "8".

Под зарубежными организациями-партнерами* понимаются иностранные организации из числа организаций, осуществляющих образовательную деятельность, научные организации, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления образовательной деятельности по соответствующей образовательной программе.

Под иностранной организацией* подразумеваются иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации; а также иностранные структуры без образования юридического лица (на основании пункта 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации).

Образовательная организация - некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана (часть 18 статьи 2 Закона об образовании).

В свете Рекомендаций Комитета Министров Совета Европы государствам-членам по академической мобильности (Страсбург, 2 марта 1995 года) термин "университет" обозначает "университеты, а также другие высшие учебные и научно-исследовательские учреждения, не имеющие наименования "университет", но признаваемые таковыми полномочными властями государства, на чьей территории они расположены, как выполняющие работу, в общем, эквивалентного с университетами характера".

Научными организациями признаются юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, общественное объединение научных работников, осуществляющие в качестве основной деятельности научную и (или) научно-техническую деятельность (пункт 1 статьи 5 Федерального закона от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике").

Международное объединение* - организация межгосударственного или негосударственного характера, созданная на основе соглашений для достижения определенных целей. Различают международные межправительственные (межгосударственные) организации и международные неправительственные (негосударственные, общественные) организации.

Международные межправительственные (межгосударственные) организации* - объединения государств или государственных институций, созданные на основе международного договора между государствами или их уполномоченными институциями.

Международные неправительственные (негосударственные, общественные) организации* - объединения, членами которых (на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей в гражданских, политических, культурных, социальных и экономических сферах) являются субъекты из разных стран и зарегистрированные в государстве, законодательство которого позволяет иностранным физическим или юридическим лицам создавать общественные организации и быть избранными в состав руководящего органа такой организации.

Под органами государственной власти* понимаются законодательные (представительные) и исполнительные органы власти зарубежных стран.

Некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками (ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях").

Коммерческая организация - организация, преследующая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (пункт 1 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ).

Медицинская организация - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии (пункт 11 статьи 2 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").