Таблица 1.1. Информация об образовательных программах высшего образования, реализуемых совместно с зарубежными партнерами, а также об образовательных программах, реализуемых полностью или частично на иностранном языке

Таблица 1.1. Информация об образовательных программах

высшего образования, реализуемых совместно с зарубежными

партнерами, а также об образовательных программах,

реализуемых полностью или частично на иностранном языке

В таблице 1.1 приводится информация об образовательных программах высшего образования, реализуемых совместно с зарубежными партнерами, а также об образовательных программах, реализуемых полностью или частично на иностранном языке.

В число образовательных программ, реализованных совместно с зарубежными партнерами, включаются:

совместные образовательные программы (это исключительно программы двух (двойных) дипломов, программы одного диплома);

программы с использованием ресурсов зарубежных организаций.

Важно отметить, что в рамках мониторинга учитываются самостоятельно разработанные образовательные программы высшего образования, реализуемые частично на иностранном языке*, доля учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) на иностранном языке в которых составляет не менее 25% от общего объема образовательной программы.

В искомую категорию образовательных программ высшего образования включаются программы бакалавриата, специалитета, магистратуры, реализованные с 1 октября года, предшествующего отчетному, по 30 сентября отчетного года; а также программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки, реализованные с 1 января года, предшествующего отчетному, по 31 декабря отчетного года.

Из опыта реализации совместных образовательных программ высшего образования* под такими программами следует понимать единую программу двух и более образовательных организаций, в реализации которых принимают участие хотя бы одна российская образовательная организация и одна иностранная образовательная организация. Совместные образовательные программы высшего образования реализуются на основании подписанного соглашения, в котором определены основные положения реализации данной программы. Под совместными образовательными также понимаются программы двойных дипломов, программы двух (и более) дипломов, программы с полностью синхронизированными учебными планами и календарными учебными графиками.

По структуре совместные образовательные программы можно разделить на три группы:

программы, имеющие идентичную структуру и содержание в каждой организации-партнере (параллельное изучение одних и тех же курсов/модулей, общие методы обучения и экзаменационные процедуры);

программы, имеющие сравнимые модули/курсы, но различные специализации, предоставляемые каждым партнером;

программы, в которых курсы/модули разных университетов взаимно дополняют друг друга в рамках единой согласованной образовательной программы (т.е. образовательная программа разделена на несколько частей, каждая из частей реализуется только одним партнером).

При этом в международной практике к совместным относят следующие образовательные программы высшего образования:

1. Программа двух (и более) дипломов - совместная образовательная программа, по результатам освоения которой каждый вуз-партнер выдает диплом об образовании.

2. Программа двойных (совместных) дипломов, по результатам освоения которой выдается единый диплом об образовании от имени всех вузов-партнеров (выдача единого диплома не предусмотрена законодательством Российской Федерации).

3. Программа одного диплома - совместная образовательная программа, по результатам освоения которой диплом выдает только базовый вуз. Может сопровождаться сертификатом от вузов-партнеров или от имени консорциума вузов.

Исходя из практики совместные образовательные программы разрабатываются и утверждаются несколькими образовательными организациями, предполагают полное и автоматическое признание партнерами периодов обучения и результатов обучения в другой образовательной организации, а также участие преподавателей каждой из партнерских образовательных организаций в учебном процессе. Кроме того, совместные образовательные программы предполагают формирование совместных приемных и экзаменационных комиссий, включенную мобильность и общую для всех партнеров систему обеспечения качества.

Под самостоятельно разработанной образовательной программой, реализуемой частично на иностранном языке*, подразумевается такая самостоятельно разработанная образовательная программа, в которой доля дисциплин (модулей) на иностранном языке составляет не менее 25% от общего ее объема. При этом проектирование и реализация учебного плана такой образовательной программы осуществляется образовательной организацией самостоятельно, без привлечения каких-либо партнерских организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

В графе 2 указывается наименование образовательной программы на русском языке.

В графе 3 в соответствии с условным классификатором определяется подвид образовательной программы (далее - ОП): совместная ОП - код "1"; ОП с использованием ресурсов зарубежных организаций - код "2"; самостоятельно разработанная ОП на иностранном языке - код "3".

В графе 4 указывается код направления подготовки/специальности в соответствии с перечнями специальностей и направлений подготовки высшего образования, утвержденными приказом Минобрнауки России от 12.09.2013 N 1061 "Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования".

Единицей учета выступает каждая образовательная программа высшего образования выделенной категории.

В графе 5 в соответствии с условным классификатором уточняется форма обучения по указываемой образовательной программе: очная - код "1"; очно-заочная - код "2"; заочная - код "3".

В графе 6 образовательная организация указывает год начала реализации образовательной программы в формате "гггг" (календарный год).

В графе 7 в формате XXX уточняется язык образовательной программы, который приводится в соответствии с Общероссийским классификатором информации о населении (ОКИН), принятым и введенным в действие Приказом Росстандарта от 12.12.2014 N 2019-ст (фасет 04 "Языки народов Российской Федерации и иностранные языки"). В случае если реализация образовательной программы осуществляется на двух и более иностранных языках, указание нескольких кодов осуществляется через точку с запятой.

В графе 8 дается ответ (да - код "1"; нет - код "0") на вопрос о наличии действующего в отчетном году сертификата о прохождении международной аккредитации в отношении представляемой образовательной программы.

Международная аккредитация - это процедура оценки соответствия российских образовательных программ международным стандартам качества. Осуществляется аккредитационными агентствами, в числе которых:

члены Европейской ассоциации гарантии качества высшего образования (European Association for Quality Assurance in Higher Education, ENQA), зарегистрированные в Европейском реестре агентств гарантии качества (European Quality Assurance Register for Higher Education, EQAR);

члены Азиатско-Тихоокеанской сети гарантии качества (Asia-Pacific Quality Network, APQN), включенные в Азиатско-Тихоокеанский реестр качества (Asia-Pacific Quality Register, APQR);

Международный комитет по качеству образования (CHEA International Quality Group, CIQG) Совета по аккредитации высшего образования США (The Council for Higher Education Accreditation, CHEA);

и многие другие.

В графе 9 отражается общее количество академических часов, отведенное на освоение образовательной программы за весь период обучения.

Из общего количества академических часов (графа 9) указывается количество академических часов, реализуемых непосредственно на иностранном языке (графа 10), а также количество академических часов, которое предусмотрено для реализации образовательной программы с применением дистанционных образовательных технологий (графа 11).

В графе 12 приводится численность обучающихся по указываемой образовательной программе по состоянию на 1 октября отчетного года.

В случае если в рамках образовательной программы, реализованной с 1 октября года, предшествующего отчетному, по 30 сентября отчетного года, состоялся выпуск, показывается нулевой контингент.

В графе 13 из общей численности обучающихся (графа 12) по образовательной программе выделяется количество обучающихся по очной форме обучения.

В графе 14 из общей численности обучающихся (графа 12) по образовательной программе отражается количество обучающихся из числа иностранных граждан.

В графе 15 из общей численности обучающихся (графа 12) по образовательной программе определяется количество обучающихся из числа иностранных граждан по очной форме обучения.

Графы 16 - 24 заполняются при наличии зарубежной организации-партнера, что присуще реализации совместных образовательных программ (код "1" по графе 3) и образовательных программ с использованием ресурсов зарубежных организаций (код "2" по графе 3).

В случае выбора самостоятельно разработанной образовательной программы на иностранном языке (код "3" по графе 3) графы 17 - 24 заполнению не подлежат.

В графе 16 приводится количество организаций-партнеров в соответствии с условным классификатором: нет партнеров - код "0"; одна организация-партнер - код "1"; две организации-партнера - код "2"; три - код "3"; четыре - код "4"; пять - код "5"; более пяти - код "6".

В графе 17 указывается полное наименование организации-партнера на английском языке.

В графе 18 приводится наименование организации-партнера на русском языке.

В графе 19 приводится наименование страны местонахождения организации-партнера в соответствии с Общероссийским классификатором стран мира (ОКСМ).

Здесь и далее под страной местонахождения* применительно к международным объединениям и коммерческим организациям понимается страна, где находится административный (управленческий) центр организации-партнера. В отношении образовательных организаций, научных организаций, органов государственной власти - в значении "пункт, место", где находится организация-партнер, страной местонахождением посольств иностранных государств на территории Российской Федерации или иных государств считается страна учредившего его государства.

Местом нахождения органа управления обычно считается место, указанное в уставе организации. При отсутствии такой информации в качестве местонахождения органа управления рассматривается место, где управленческое решение трансформируется в повседневную деятельность организации.

В случае если организация-партнер является международной, страна не определяется. Вместо наименования страны вносится формулировка "международная".

В графе 20 автоматически проставляется код страны местонахождения организации-партнера в соответствии с Общероссийским классификатором стран мира (ОКСМ).

В случае если в реализации образовательной программы участвуют более двух организаций-партнеров, через точку с запятой перечисляются наименования организаций-партнеров на английском и русском языках (графы 17 - 18), наименования и коды стран местонахождения организаций-партнеров (графы 19 - 20 соответственно). Создание и заполнение дополнительных строк с дублированием вносимой информации не требуется.

В графе 21 по указываемой образовательной программе отмечается тип организации-партнера в соответствии с условным классификатором: образовательная организация - код "1"; научная организация - код "2"; международное объединение - код "3"; орган государственной власти (законодательные (представительные) и исполнительные органы власти зарубежных стран) - код "4"; некоммерческая организация (за исключением образовательных, научных организаций, международных объединений) - код "5"; коммерческая организация - код "6"; медицинская организация - код "7"; иное - код "8".

Под зарубежными организациями-партнерами* понимаются иностранные организации из числа организаций, осуществляющих образовательную деятельность, научные организации, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления образовательной деятельности по соответствующей образовательной программе.

Под иностранной организацией* подразумеваются иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации; а также иностранные структуры без образования юридического лица (на основании пункта 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации).

Образовательная организация - некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана (часть 18 статьи 2 Закона об образовании).

В свете Рекомендаций Комитета Министров Совета Европы государствам-членам по академической мобильности (Страсбург, 2 марта 1995 года) термин "университет" обозначает "университеты, а также другие высшие учебные и научно-исследовательские учреждения, не имеющие наименования "университет", но признаваемые таковыми полномочными властями государства, на чьей территории они расположены, как выполняющие работу, в общем, эквивалентного с университетами характера".

Научными организациями признаются юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, общественное объединение научных работников, осуществляющие в качестве основной деятельности научную и (или) научно-техническую деятельность (пункт 1 статьи 5 Федерального закона от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике").

Международное объединение* - организация межгосударственного или негосударственного характера, созданная на основе соглашений для достижения определенных целей. Различают международные межправительственные (межгосударственные) организации и международные неправительственные (негосударственные, общественные) организации.

Международные межправительственные (межгосударственные) организации* - объединения государств или государственных институций, созданные на основе международного договора между государствами или их уполномоченными институциями.

Международные неправительственные (негосударственные, общественные) организации* - объединения, членами которых (на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей в гражданских, политических, культурных, социальных и экономических сферах) являются субъекты из разных стран и зарегистрированные в государстве, законодательство которого позволяет иностранным физическим или юридическим лицам создавать общественные организации и быть избранными в состав руководящего органа такой организации.

Под органами государственной власти* понимаются законодательные (представительные) и исполнительные органы власти зарубежных стран.

Некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками (ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях").

Коммерческая организация - организация, преследующая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (пункт 1 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ).

Медицинская организация - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии (пункт 11 статьи 2 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

В графе 22 применительно к совместным образовательным программам в соответствии с условным классификатором отмечается наименование документа, выдаваемого зарубежной организацией-партнером в подтверждение успешного освоения обучающимися соответствующей образовательной программы: второй диплом - код "1"; сертификат - код "2".

В графах 23 - 24 указываются наименование и код страны в соответствии с Общероссийским классификатором стран мира (ОКСМ), организация которой выдает второй диплом или сертификат.