X. Оценка рисков причинения вреда жизни, здоровью или имуществу человека либо имуществу юридического лица, ущерба обороне и (или) безопасности государства, иным охраняемым федеральным законом ценностям

X. Оценка рисков причинения вреда жизни, здоровью

или имуществу человека либо имуществу юридического лица,

ущерба обороне и (или) безопасности государства, иным

охраняемым федеральным законом ценностям

23. Основными источниками дополнительных рисков причинения вреда жизни, здоровью или имуществу человека либо имуществу юридического лица, ущерба обороне и (или) безопасности государства, иным охраняемым федеральным законом ценностям, которые могут возникнуть после введения и при реализации экспериментального правового режима, являются:

а) прогнозируемое увеличение количества полетов беспилотных воздушных судов над территорией, в рамках которой устанавливается экспериментальный правовой режим;

б) низкая информированность об установлении экспериментального правового режима на территории г. Иннополиса;

в) возможное противоправное физическое воздействие третьих лиц на дронопорты, влекущее ухудшение их технического состояния и функциональности;

г) нарушение правил использования воздушного пространства пилотируемыми воздушными судами авиации общего назначения в районе экспериментального правового режима во время выполнения полетов беспилотных воздушных судов;

д) использование технологий управления несколькими беспилотными воздушными судами, не предусмотренных нормативными правовыми актами и (или) нормами летной годности.

24. Рисками причинения вреда жизни, здоровью или имуществу человека либо имуществу юридического лица, ущерба обороне и (или) безопасности государства, иным охраняемым федеральным законом ценностям, которые возникают из указанных источников при реализации экспериментального правового режима, являются:

а) риск причинения вреда имуществу третьих лиц.

Данный риск характеризуется повреждением имущества вследствие столкновения беспилотного воздушного судна с объектом инфраструктуры по причине отказа критически важных элементов беспилотного воздушного судна или нарушения правил летной эксплуатации.

Оценка риска: возможны маловероятные единичные случаи наступления рисковых событий в связи с апробацией инновационного сценария автономного наземного обслуживания беспилотного воздушного судна и централизованного управления группой беспилотных воздушных судов через единый пульт дистанционного управления.

Условия возникновения риска:

технические неисправности беспилотного воздушного судна, возникшие вследствие несвоевременного или низкого качества технического обслуживания;

отсутствие у оператора экспериментального правового режима и внешнего пилота беспилотного воздушного судна координат инфраструктурного объекта, предоставляемых его владельцем;

нарушение целостности навигационного поля Глобальной спутниковой системы в районе экспериментального правового режима вследствие проведения оперативных мероприятий или воздействия непредусмотренных электромагнитных полей большой мощности техногенной природы;

технические неисправности системы мониторинга полетов и геозонирования;

некорректное формирование полетного задания вследствие низкой квалификации внешнего пилота;

нарушение правил летной эксплуатации вследствие низкой квалификации внешнего пилота;

неспрогнозированное негативное воздействие метеорологических явлений;

преднамеренные действия третьих лиц;

б) риск авиационного происшествия (аварии).

Данный риск характеризуется повреждением беспилотного воздушного судна, не приведшим к человеческим жертвам, вследствие столкновения с беспилотным или пилотируемым воздушным судном, выполнявшим полет без соблюдения правил использования воздушного пространства, установленных для района экспериментального правового режима.

Оценка риска: возможны маловероятные единичные случаи наступления рисковых событий в районе экспериментального правового режима, вызванных недостаточной ситуационной осведомленностью участников воздушного движения или несоблюдением введенных ограничений на использование воздушного пространства пилотами пилотируемых воздушных судов.

Условия возникновения риска:

нарушение правил использования воздушного пространства;

низкая техническая оснащенность воздушных судов лиц, не являющихся эксплуатантами экспериментального правового режима, которая не позволяет обеспечить полноценное информирование о текущем состоянии воздушного пространства и его участниках;

технические неисправности системы мониторинга полетов и геозонирования;

нарушение правил летной эксплуатации воздушного судна вследствие низкой квалификации внешнего пилота (пилота);

в) риск авиационного происшествия (катастрофы).

Данный риск характеризуется повреждением беспилотного воздушного судна вследствие столкновения с пилотируемым воздушным судном, выполнявшим полет без соблюдения правил использования воздушного пространства, установленных для района экспериментального правового режима, которое привело к человеческим жертвам среди лиц, находившихся на борту пилотируемого воздушного судна.

Оценка риска: возможны маловероятные единичные случаи наступления рисковых событий в районе экспериментального правового режима, вызванных недостаточной ситуационной осведомленностью участников воздушного движения или несоблюдением введенных ограничений на использование воздушного пространства пилотами пилотируемых воздушных судов.

Условия возникновения риска:

нарушение правил использования воздушного пространства;

низкая техническая оснащенность воздушных судов лиц, не являющихся эксплуатантами экспериментального правового режима, которая не позволяет обеспечить полноценное информирование о текущем состоянии воздушного пространства и участниках воздушного пространства;

технические неисправности системы мониторинга полетов и геозонирования;

нарушение правил летной эксплуатации воздушного судна вследствие низкой квалификации внешнего пилота (пилота);

г) риск чрезвычайного происшествия.

Данный риск характеризуется гибелью или телесными повреждениями любого лица, не участвующего в использовании беспилотной авиационной системы, в результате непосредственного контакта с беспилотным воздушным судном или его элементами.

Оценка риска: возможны маловероятные единичные случаи наступления рисковых событий в районе экспериментального правового режима, вызванных умышленным проникновением посторонних лиц к дронопорту или техническим отказом и падением беспилотного воздушного судна.

Условия возникновения риска:

выполнение полетов над скоплениями людей;

технические неисправности беспилотного воздушного судна вследствие несвоевременного технического обслуживания или его низкого качества;

нарушение целостности навигационного поля Глобальной спутниковой системы в районе экспериментального правового режима вследствие проведения оперативных мероприятий или воздействия непредусмотренных электромагнитных полей большой мощности техногенной природы;

нарушение правил летной эксплуатации вследствие низкой квалификации внешнего пилота;

неспрогнозированное негативное воздействие метеорологических явлений;

преднамеренные действия третьих лиц;

д) риск противоправного применения беспилотного воздушного судна.

Данный риск характеризуется выполнением полета беспилотного воздушного судна с умышленным несоблюдением требований, установленных в районе экспериментального правового режима.

Оценка риска: возможны маловероятные единичные случаи наступления рисковых событий в районе экспериментального правового режима, вызванных увеличением количества эксплуатантов беспилотных авиационных систем и более массовым применением беспилотных воздушных судов в районе экспериментального правового режима.

Условия возникновения риска:

низкий уровень проработки правил выполнения полетов и регламентов работы эксплуатантов экспериментального правового режима;

низкий контроль за соблюдением правил, установленных Мэрией г. Иннополиса;

недобросовестное отношение к своим должностным обязанностям персонала, задействованного в эксплуатации беспилотных авиационных систем в рамках экспериментального правового режима, субъектов экспериментального правового режима;

низкий уровень квалификации персонала, задействованного в эксплуатации беспилотных авиационных систем в рамках экспериментального правового режима, эксплуатанта беспилотной авиационной системы.

25. Расследование авиационных происшествий и инцидентов с участием беспилотных воздушных судов осуществляется в соответствии с приложением N 13 к Конвенции о международной гражданской авиации от 7 декабря 1944 г.