XI. Меры, направленные на минимизацию рисков, указанных в разделе X настоящей Программы, являющиеся обязательными для субъекта экспериментального правового режима

XI. Меры, направленные на минимизацию рисков, указанных

в разделе X настоящей Программы, являющиеся обязательными

для субъекта экспериментального правового режима

26. Положения, установленные разделом IX настоящей Программы, вводят специальное регулирование, направленное на минимизацию вероятности наступления рисков, указанных в разделе X настоящей Программы, до приемлемого и контролируемого уровней.

27. Специальное регулирование, направленное на минимизацию рисковых событий, включает следующие меры:

а) организационные меры, обеспечивающие законность использования воздушного пространства субъектами экспериментального правового режима, повышающие уровень информированности субъектов экспериментального правового режима и других пользователей воздушного пространства, препятствующие доступу посторонних лиц на территорию, на которой находятся дронопорты, и противоправному завладению беспилотной авиационной системой.

Указанные организационные меры включают:

выполнение оператором экспериментального правового режима функций по принципу "одного окна", обеспечивающих взаимодействие со всеми организациями в районе экспериментального правового режима для получения информации о координатах и характеристиках инфраструктурных объектов, и осуществляющих координацию планируемых полетов через цифровую платформу, взаимодействие с Мэрией г. Иннополиса, органами управления воздушным движением, иными уполномоченными структурами;

выполнение полетов беспилотных воздушных судов строго в сегрегированном воздушном пространстве в районе экспериментального правового режима по факту получения разрешения от Мэрии г. Иннополиса и органов управления воздушным движением;

обеспечение постоянного мониторинга мест установки дронопортов и регулярного осмотра дронопортов на предмет выявления несанкционированных воздействий на них;

доведение информации об установлении экспериментального правового режима до населения г. Иннополиса и ближайших к нему аэродромов авиации общего назначения посредством средств массовой информации;

исключение использования беспилотных авиационных систем при отсутствии оформленных в установленном порядке разрешительных документов на право использования радиочастотного спектра входящими в их состав радиоэлектронными средствами для организации каналов управления, контроля и передачи данных в соответствии с положениями Федерального закона "О связи";

б) технологические меры, снижающие вероятность наступления событий техногенной природы вследствие технических отказов беспилотной авиационной системы и (или) новых апробируемых технологий и технических решений в составе беспилотной авиационной системы.

Указанные технологические меры включают:

исключение вероятности создания недопустимых радиоэлектронных помех радиоэлектронными средствами различного назначения, разрешенными для использования в установленном порядке и работающими в соответствии с Таблицей распределения полос радиочастот между радиослужбами Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2019 г. N 1203-47 "Об утверждении Таблицы распределения полос радиочастот между радиослужбами Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Российской Федерации";

установление требований и проверку при освидетельствовании технической готовности беспилотного воздушного судна выполнить по команде экстренную посадку на одной из заранее определенных в районе экспериментального правового режима резервных посадочных площадок для беспилотных воздушных судов, экстренный возврат из любой точки маршрута в точку вылета по кратчайшей безопасной траектории, но в рамках того же используемого воздушного пространства, экстренный возврат из любой точки маршрута в точку вылета по ранее заданной траектории, но в рамках того же используемого воздушного пространства, экстренную приостановку выполнения полетного задания в заданной точке маршрута с полетом вокруг данной точки, но в рамках того же используемого воздушного пространства в течение заданного времени;

проверку установленных подпунктом "з" пункта 21 настоящей Программы технических требований при освидетельствовании технических параметров дронопорта субъектом экспериментального правового режима, осуществляющим разработку, изготовление и эксплуатацию дронопортов;

установление требований по обязательному оснащению беспилотных воздушных судов, выполняющих полеты в районе экспериментального правового режима, работающим мультистандартным бортовым устройством автоматического зависимого наблюдения радиовещательного типа (бортовое устройство АЗН-В/Б), которое функционирует с учетом требований к линиям передачи данных, одобренных Международной организацией гражданской авиации, и обеспечивает передачу следующей информации:

опознавательный индекс беспилотного воздушного судна;

4 следующие по ходу полета поворотные точки маршрута;

координаты пульта дистанционного управления, осуществляющего контроль и (или) управление полетом беспилотного воздушного судна в текущий момент с интервалом не реже 1 раза в 10 минут;

аварийный код, свидетельствующий о нештатном выполнении полета. Аварийный код должен активироваться и передаваться в следующих случаях:

автоматически в случае, если перед началом выполнения полетного задания внешним пилотом беспилотного воздушного судна или командиром экипажа пилотируемого воздушного судна авиации общего назначения не был введен код штатной работы;

в случае потери командного канала беспилотного воздушного судна;

в случае если после начала выполнения полета внешним пилотом беспилотного воздушного судна или командиром экипажа пилотируемого воздушного судна авиации общего назначения был введен код внештатной работы. При этом команда на включение или отключение аварийного кода должна передаваться в закрытом режиме (с использованием технического кодирования);

в случае возникновения нештатной ситуации на борту беспилотного или пилотируемого воздушного судна (технического отказа), которая препятствует выполнению полета.

Уникальный буквенно-числовой код штатной работы выдается внешнему пилоту беспилотного воздушного судна или командиру экипажа пилотируемого воздушного судна эксплуатантом беспилотной авиационной системы конфиденциальным способом.

Работающее бортовое устройство АЗН-В/Б не должно оказывать влияния на штатную работу средств связи, навигации и наблюдения и работу органов Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации за пределами района экспериментального правового режима.

При получении аварийных кодов с борта беспилотного воздушного судна или пилотируемого воздушного судна авиации общего назначения средства наблюдения внешнего пилота и органа Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации должны обеспечивать соответствующую сигнализацию.

Канал управления беспилотными воздушными судами должен быть защищен от перехвата третьими лицами и использования в противоправных целях;

в) административные меры, снижающие вероятность наступления негативных событий по причине человеческого фактора, а также обеспечивающие гарантированное возмещение вреда третьим лицам в случае наступления негативных событий.

Указанные административные меры включают:

организацию подготовки внешних пилотов для выполнения полетов в районе экспериментального правового режима;

страхование ответственности эксплуатантов экспериментального правового режима;

применение системы управления безопасностью полетов для выявления факторов опасности и риска и своевременного устранения таких факторов на всех этапах реализации экспериментального правового режима;

запрещение полетов беспилотных воздушных судов, не соответствующих требованиям настоящей Программы, и привлечение к административной ответственности их эксплуатантов.