Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

19. Экспертиза заявки по существу

19.1. Условие проведения экспертизы заявки по существу

В соответствии с пунктом 2 статьи 24 Закона экспертиза заявки по существу проводится при положительном результате формальной экспертизы.

19.2. Содержание экспертизы заявки по существу

При экспертизе заявки по существу проводят:

- дополнительную проверку соблюдения заявителем требований, приведенных в пункте 18.2 настоящих Правил;

- установление приоритета промышленного образца, если он испрашивается в соответствии с пунктами 2 - 5 статьи 19 Закона;

- проверку соответствия представленного заявителем перечня существенных признаков промышленного образца требованиям пункта 3.3.4.6 настоящих Правил;

- проверку дополнительных материалов в соответствии с пунктом 20 настоящих Правил, если такие материалы представлены заявителем;

- проверку соответствия условиям патентоспособности заявленного промышленного образца, охарактеризованного в перечне существенных признаков, предложенном заявителем в первоначальных материалах заявки или в дополнительных материалах, принятых во внимание при рассмотрении заявки.

19.3. Установление приоритета промышленного образца

При испрашивании заявителем приоритета промышленного образца по дате более ранней, чем дата поступления заявки в Патентное ведомство, устанавливается соблюдение заявителем требований, указанных в пунктах 2 - 5 статьи 19 Закона.

19.3.1. Условия установления конвенционного приоритета

При испрашивании конвенционного приоритета в соответствии с пунктом 2 статьи 19 Закона проверяется:

- соблюдение заявителем установленного пунктом 2 статьи 19 Закона срока для испрашивания конвенционного приоритета (при подаче заявки или в течение двух месяцев с даты поступления заявки в Патентное ведомство);

- наличие и соблюдение срока представления (одновременно с подачей заявки или в течение трех месяцев с даты поступления заявки в Патентное ведомство) копии первой заявки. Если первых заявок несколько, указанные условия должны быть соблюдены в отношении копии каждой заявки;

- соблюдение заявителем 6-месячного срока, начиная с даты подачи первой заявки, в течение которого конвенционная заявка должна поступить в Патентное ведомство. Если заявка поступила позднее указанного срока, но до истечения двух месяцев с даты его окончания проверяется, названы ли заявителем не зависящие от него обстоятельства, воспрепятствовавшие подаче заявки в указанный 6-месячный срок, и устанавливается необходимость их документального подтверждения, если такое подтверждение отсутствует (указанные сроки исчисляются в порядке, установленном в подпункте (2) пункта 8 настоящих Правил);

- раскрытие заявляемого промышленного образца в первой заявке.

19.3.2. Условия установления приоритета по дате поступления дополнительных материалов к ранее поданной заявке

При испрашивании приоритета промышленного образца по дате поступления дополнительных материалов к ранее поданной заявке того же заявителя (в соответствии с пунктом 3 статьи 19 Закона) проверяется соблюдение следующих требований:

- заявка, по которой испрашивается такой приоритет, должна поступить в Патентное ведомство в течение трех месяцев с даты получения заявителем уведомления Патентного ведомства о невозможности принятия во внимание дополнительных материалов в связи с признанием их изменяющими сущность заявленного промышленного образца. В том случае, когда вывод о признании дополнительных материалов изменяющими сущность получен в результате рассмотрения заявки на экспертном совещании и зафиксирован в протоколе, трехмесячный срок для представления новой заявки исчисляется с даты получения заявителем копии протокола или с даты вручения этой копии заявителю (его представителю);

- заявляемый промышленный образец должен быть раскрыт в дополнительных материалах, по дате поступления которых испрашивается приоритет (с учетом содержания заявки, по которой эти материалы были представлены).

19.3.3. Условия установления приоритета по дате поступления более ранней заявки

При испрашивании приоритета промышленного образца по дате поступления в Патентное ведомство более ранней заявки того же заявителя (в соответствии с пунктом 4 статьи 19 Закона) проверяется соблюдение следующих требований:

- заявка, по которой испрашивается такой приоритет, должна поступить в Патентное ведомство в течение 6 месяцев с даты поступления более ранней заявки на промышленный образец;

- заявляемый промышленный образец должен быть раскрыт в более ранней заявке;

- по ранее поданной заявке не должен испрашиваться более ранний приоритет.

При испрашивании указанного приоритета более ранняя заявка (или все заявки, если их несколько) считается отозванной, о чем заявитель уведомляется.

19.3.4. Условия установления приоритета промышленного образца по выделенной заявке

При испрашивании приоритета промышленного образца по выделенной заявке по дате поступления в Патентное ведомство раскрывающей данный промышленный образец первоначальной заявки того же заявителя (в соответствии с пунктом 5 статьи 19 Закона) проверяется соблюдение следующих требований:

- выделенная заявка должна поступить в Патентное ведомство до принятия по первоначальной заявке на промышленный образец решения об отказе в выдаче патента, возможности обжалования которого исчерпаны (т.е. в период существования возможности продолжения делопроизводства по заявке), или до даты регистрации промышленного образца в Государственном реестре Российской Федерации в случае принятия по первоначальной заявке решения о выдаче патента;

- промышленный образец, заявленный в выделенной заявке, должен быть раскрыт в первоначальной заявке, а если заявка выделена из конвенционной заявки и приоритет испрашивается по дате ее приоритета, то в первой заявке.

19.3.5. Условия установления нескольких приоритетов

В том случае, когда заявителем испрашивается несколько приоритетов, в зависимости от указанных заявителем оснований для испрашивания таких приоритетов устанавливается соблюдение им соответствующих условий из перечисленных в пунктах 19.3.1 - 19.3.4 настоящих Правил.

Так, если в отношении отдельных вариантов промышленного образца испрашиваются разные конвенционные приоритеты на основании нескольких первых заявок, имеющих разные даты подачи (пункт 2 статьи 19 Закона), то при установлении соблюдения заявителем требований, указанных в пункте 19.3.1 настоящих Правил, проверяется наличие копий этих первых заявок, соблюдение 6-месячного срока в отношении дат подачи этих первых заявок. Раскрытие каждого варианта промышленного образца проверяется в отношении той первой заявки, по дате подачи которой испрашивается приоритет по соответствующему варианту.

В том случае, когда заявителем не разнесены даты испрашиваемых приоритетов по вариантам промышленного образца, устанавливается, в какой из первых заявок раскрыт соответствующий вариант.

19.3.6. Проверка соблюдения условий установления приоритета промышленного образца

(1) При проверке соблюдения условий установления приоритета промышленного образца в соответствии с пунктами 19.3.2 - 19.3.4 настоящих Правил необходимо убедиться в том, что заявка, на основании которой испрашивается приоритет, или заявка, к которой поданы дополнительные материалы, являющиеся основанием для такого испрашивания, не отозвана, не считается или не признана отозванной.

При проверке соблюдения заявителем сроков, указанных как условие установления испрашиваемого приоритета, следует руководствоваться подпунктом (2) пункта 8 настоящих Правил.

(2) При установлении соблюдения заявителем требования, связанного с раскрытием заявленного промышленного образца в ранее поданных материалах (ранее поданной заявке, дополнительных материалах), являющихся основанием для испрашивания приоритета, проверяется:

- имеются ли на фотографиях, содержавшихся в ранее поданной заявке на испрашиваемую дату приоритета, или на фотографиях, содержащихся в дополнительных материалах, все признаки, включенные в перечень существенных признаков заявленного промышленного образца и отображенные на первоначально представленных фотографиях в рассматриваемой заявке;

- подтверждена ли возможность многократного воспроизведения промышленного образца в изготавливаемом изделии на испрашиваемую дату приоритета с учетом содержания описания ранее поданной заявки или дополнительных материалов.

При испрашивании конвенционного приоритета заявителю может быть предложено представить перевод первой заявки.

(3) Вопросы, возникающие при установлении приоритета, не являющиеся, как правило, обстоятельством, препятствующим проведению экспертизы по существу, целесообразно выяснять одновременно с другими вопросами, связанными с рассмотрением заявки.

(4) При соблюдении заявителем требований, указанных в пунктах 19.3.1 - 19.3.4 настоящих Правил, в отношении заявленного промышленного образца устанавливается испрашиваемый приоритет.

В том случае, когда приоритет промышленного образца испрашивается по заявке, выделенной из конвенционной заявки, при соблюдении требований пункта 19.3.4 настоящих Правил приоритет промышленного образца устанавливается по дате приоритета (а не по дате поступления в Патентное ведомство) конвенционной заявки.

(5) При несоблюдении заявителем хотя бы одного из указанных в пунктах 19.3.1 - 19.3.4 настоящих Правил требований приоритет промышленного образца устанавливается (с предварительным уведомлением об этом заявителя) по дате поступления заявки в Патентное ведомство в соответствии с пунктом 18.8 настоящих Правил.

(6) В том случае, когда после установления приоритета заявителем представлен измененный перечень существенных признаков промышленного образца, проводится повторная проверка наличия оснований для установления испрашиваемого приоритета.

19.4. Проверка перечня существенных признаков промышленного образца

(1) Проверка проводится в отношении существенных признаков промышленного образца, включенных в перечень, содержащийся в заявке на момент завершения формальной экспертизы, а если перечень существенных признаков изменялся заявителем после этого, то проверяется перечень с измененным описанием совокупности существенных признаков при условии соблюдения требований, указанных в подпунктах (3) - (6) пункта 20 настоящих Правил.

В том случае, когда при проведении формальной экспертизы было установлено нарушение требования единства промышленного образца и к началу проведения экспертизы заявки по существу заявитель в установленный срок сообщил, какой промышленный образец (или варианты) подлежит (подлежат) рассмотрению в рамках поданной заявки, проверка проводится в отношении этого промышленного образца (вариантов).

Если такое сообщение в установленный срок от заявителя не поступило, проверка проводится в отношении промышленного образца (вариантов), указанного (указанных) в описании первым (первыми).

(2) При проверке устанавливается наличие существенных признаков заявленного промышленного образца, совокупность которых достаточна для формирования отображенного на фотографиях внешнего вида изделия с указанными заявителем эстетическими и (или) эргономическими особенностями.

Если признак, отображенный на фотографиях, не включен заявителем в перечень существенных признаков, но по мнению экспертизы влияет на формирование внешнего вида изделия, заявителю предлагается включить этот признак в перечень существенных признаков. При этом приводятся доводы, подтверждающие влияние данного признака на эстетические и (или) эргономические особенности внешнего вида изделия, указанные заявителем.

При отказе заявителя от такой корректировки в дальнейшем при проверке патентоспособности промышленного образца наличие соответствующей особенности его внешнего вида не учитывается.

В том случае, когда установлено, что представленный заявителем перечень существенных признаков содержит признаки, в отношении которых в описании промышленного образца нет указания на их влияние на эстетические и (или) эргономические особенности внешнего вида изделия, может быть запрошено мнение заявителя о целесообразности сохранения таких признаков в перечне.

(3) Проверка перечня существенных признаков промышленного образца включает установление возможности идентифицирования содержащихся в нем признаков в соответствии с подпунктом (5) пункта 3.3.4.6 настоящих Правил.

При возникновении сомнений в возможности идентифицирования признака экспертиза вправе запросить у заявителя разъяснения для подтверждения такой возможности.

Если устанавливается, что для возможности идентифицирования признака необходима корректировка его характеристики на основе фотографий и описания промышленного образца, заявителю в направляемом ему запросе предлагается провести такую корректировку.

В том случае, когда соблюдено условие возможности идентифицирования признака, но для его характеристики использована терминология устаревшая или не в полной мере соответствующая принятой в конкретной отрасли деятельности или области дизайна, заявителю в направляемом запросе может быть рекомендовано внести соответствующую корректировку в перечень существенных признаков.

Если установлена невозможность идентифицирования признака и заявитель отказывается скорректировать перечень существенных признаков, то при дальнейшем рассмотрении заявки такой признак во внимание не принимается.

(4) Если при проверке представленного заявителем перечня существенных признаков выявлено его несоответствие требованиям, предъявляемым к его структуре или к его изложению подпунктами (3), (4), (6), (7) пункта 3.3.4.6 настоящих Правил, в том числе и в случаях, когда такое несоответствие не было установлено при проведении формальной экспертизы, заявителю в направляемом запросе предлагается скорректировать перечень существенных признаков.

(5) Если при проведении экспертизы заявки по существу впервые выявлено нарушение требований к заявке, указанное в подпункте (11) пункта 18.3 настоящих Правил, то заявителю направляется предусмотренный упомянутым подпунктом запрос, после чего дальнейшее рассмотрение заявки, в том числе и с точки зрения соблюдения требования единства промышленного образца, проводится в отношении решений, указанных применительно к данной ситуации в подпункте (2) пункта 18.3, с направлением уведомления в соответствии с пунктом 18.5 настоящих Правил.

(6) Если к началу экспертизы заявки по существу перечень существенных признаков содержит признаки решений, не рассматриваемых в связи с нарушением требования единства промышленного образца или ввиду уплаты пошлины в размере, меньшем необходимого, а также если в перечне содержатся только признаки оплаченных вариантов промышленного образца, но структура перечня не соответствует требованиям подпункта (8) пункта 3.3.4.6 настоящих Правил, заявителю направляется запрос с предложением скорректировать перечень, исключив из него признаки нерассматриваемых решений и / или представив его в форме, предписанной подпунктом (8) пункта 3.3.4.6 настоящих Правил.

При отказе заявителя от корректировки перечня существенных признаков проверка патентоспособности проводится в отношении только рассматриваемого промышленного образца (его вариантов) с учетом его (их) существенных признаков из числа содержащихся в перечне, выделенных для целей анализа экспертизой.

(7) В отношении перечня существенных признаков, отображенных на фотографиях, измененного заявителем по собственной инициативе (в течение двух месяцев с даты поступления заявки) или по запросу экспертизы, проводится проверка в соответствии с подпунктами (2) - (6) настоящего пункта Правил.

Для проверки патентоспособности заявленного промышленного образца принимается во внимание совокупность существенных признаков, отображенных на фотографиях и включенных в перечень, с изменениями, представленными заявителем или согласованными с ним, за исключением признаков, не удовлетворяющих требованию подпункта (5) пункта 3.3.4.6 настоящих Правил.

19.5. Проверка патентоспособности промышленного образца

При проверке патентоспособности заявленного промышленного образца устанавливается его соответствие условиям промышленной применимости, новизны и оригинальности, а также проводится дополнительная проверка того, не относится ли заявленное решение к какому-либо из приведенных в пункте 2.2 настоящих Правил.

При проверке патентоспособности заявленного промышленного образца не принимаются во внимание источники, содержащие информацию, относящуюся к этому промышленному образцу, раскрытую автором, заявителем или любым лицом, получившим от них прямо или косвенно эту информацию, таким образом, что сведения о сущности промышленного образца стали общедоступными, если заявка на него подана в Патентное ведомство не позднее шести месяцев с даты раскрытия информации.

При установлении даты раскрытия информации применительно к конкретному источнику следует руководствоваться подпунктом (2) пункта 19.5.2 настоящих Правил.

По результатам проверки патентоспособности в соответствии с пунктами 19.5.1 - 19.5.3 настоящих Правил выносится решение о выдаче патента или об отказе в выдаче патента (пункты 19.7 и 19.8 настоящих Правил).

19.5.1. Проверка промышленной применимости

(1) В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Закона промышленный образец признается промышленно применимым, если он может быть многократно воспроизведен путем изготовления соответствующего изделия.

(2) При установлении возможности многократного воспроизведения промышленного образца проверяется, содержат ли материалы заявки указание назначения изделия, в котором воплощается заявленный промышленный образец. Проверяется также возможность изготовления изделия указанного назначения с внешним видом, характеризуемым совокупностью существенных признаков, отображенных на фотографиях и включенных в перечень существенных признаков, без использования уникальных либо не известных до даты приоритета промышленного образца и не раскрытых в заявке средств и методов.

(3) Если установлено, что на дату приоритета промышленного образца соблюдены все указанные требования, заявленный промышленный образец признается соответствующим условию промышленной применимости.

При несоблюдении хотя бы одного из указанных требований делается вывод о несоответствии промышленного образца условию промышленной применимости.

В этом случае заявителю может быть направлен запрос с изложением соответствующих доводов и предложением высказать свое мнение относительно этих доводов и скорректировать и/или дополнить материалы заявки (если, по мнению экспертизы, материалы заявки допускают такую корректировку или дополнение без изменения сущности промышленного образца, в результате которой указанный вывод может быть изменен). При этом в запросе могут быть приведены конкретные рекомендации по корректировке.

(4) В отношении промышленного образца, для которого установлено несоответствие условию промышленной применимости, проверка новизны и оригинальности не проводится.

19.5.2. Проверка новизны

(1) В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Закона промышленный образец признается новым, если совокупность его существенных признаков, определяющих эстетические и/или эргономические особенности изделия, не известна из сведений, ставших общедоступными в мире до даты приоритета промышленного образца.

(2) Общедоступными считаются сведения, содержащиеся в источнике информации, с которым любое лицо может ознакомиться само либо о содержании которого ему может быть законным путем сообщено.

Датой, определяющей возможность отнесения сведений, содержащихся в источнике информации, к общедоступным, является:

- для опубликованных описаний к охранным документам - указанная на них дата опубликования;

- для отечественных печатных изданий и печатных изданий СССР - указанная на них дата подписания в печать;

- для отечественных печатных изданий и печатных изданий СССР, на которых не указана дата подписания в печать, а также для иных печатных изданий - дата выпуска в свет, а при отсутствии возможности ее установления - последний день месяца или 31 декабря указанного в издании года, если время выпуска в свет определяется соответственно лишь месяцем или годом;

- для депонированных рукописей статей, обзоров, монографий и других материалов - дата их депонирования;

- для отчетов о научно-исследовательских работах, пояснительных записок к опытно-конструкторским работам и другой конструкторской, технологической и проектной документации, находящейся в органах научно-технической информации, - дата их поступления в эти органы;

- для нормативно-технической документации - дата ее регистрации в уполномоченном на это органе;

- для материалов диссертаций и авторефератов диссертаций, изданных на правах рукописи, - дата их поступления в библиотеку;

- для принятых на конкурс работ - дата их выкладки для ознакомления, подтвержденная документами, относящимися к проведению конкурса;

- для визуально воспринимаемых источников информации (плакаты, модели, изделия и т.п.) - документально подтвержденная дата, с которой стало возможным их обозрение;

- для экспонатов, помещенных на выставке, - документально подтвержденная дата начала их показа;

- для сообщений по телевидению, кино - дата такого сообщения, если оно зафиксировано на соответствующем носителе информации в установленном порядке, действовавшем на указанную дату;

- для сведений об изделии, ставших известными в результате его использования, - документально подтвержденная дата, с которой эти сведения стали общедоступными.

(3) При установлении новизны промышленного образца учитываются заявки с более ранней датой приоритета, для которых соблюдены следующие условия:

- заявка подана в Российской Федерации (к заявкам, поданным в Российской Федерации, приравниваются также заявки на выдачу свидетельств или патентов СССР на промышленный образец, по которым в установленном порядке поданы ходатайства о выдаче патентов Российской Федерации);

- заявка подана другим лицом, т.е. другим заявителем;

- заявка не отозвана, не считается или не признана отозванной.

Заявка учитывается в отношении фотографий и описания, содержащихся в этой заявке на дату, на которую поступили заявление, фотографии и описание. Если эта дата более поздняя, чем дата приоритета рассматриваемой заявки, то заявка с более ранним приоритетом включается в число источников информации в части ее содержания, совпадающей с содержанием материалов, послуживших основанием для установления приоритета (первая заявка, ранее поданная заявка, дополнительные материалы к ранее поданной заявке).

(4) При установлении новизны промышленного образца учитываются также с даты их приоритета промышленные образцы, запатентованные (в том числе и заявителем рассматриваемой заявки) в Российской Федерации, т.е. зарегистрированные в соответствующих Государственных реестрах СССР и Российской Федерации.

Запатентованные в Российской Федерации промышленные образцы учитываются в период с даты приоритета до даты публикации сведений об охранных документах только в отношении их опубликованных изображений, причем по охранным документам СССР принимаются во внимание все признаки, отображенные на опубликованных изображениях промышленного образца, а по патентам Российской Федерации - только те из них, которые включены в перечень существенных признаков, с которым состоялась регистрация промышленного образца.

(5) Промышленный образец не признается соответствующим условию новизны, если в источниках информации, указанных в подпунктах (1) - (4) настоящего пункта, выявлены сведения о художественно - конструкторском решении, которому присущи признаки, идентичные всем отображенным на фотографиях признакам, охарактеризованным в предложенном заявителем перечне существенных признаков промышленного образца.

(6) В том случае, когда источником информации, содержащим сведения о рассматриваемом промышленном образце, является заявка с более ранним приоритетом, следует убедиться, что эта заявка не отозвана.

Если заявка не отозвана и срок ее отзыва не истек, заявителю рассматриваемого промышленного образца сообщается о наличии такой заявки (без указания ее заявителя и раскрытия ее содержания) и о возможности отложить рассмотрение его заявки до наступления определенности по заявке с более ранним приоритетом.

При несогласии заявителя отложить рассмотрение заявки устанавливается несоответствие заявленного промышленного образца условию новизны.

(7) При установлении отсутствия новизны промышленного образца заявителю может быть направлен запрос с изложением соответствующих доводов экспертизы и предложением представить свое мнение относительно этих доводов и, при необходимости, - скорректированный на основании первоначальных материалов заявки перечень существенных признаков промышленного образца.

(8) В отношении промышленного образца, для которого установлено несоответствие условию новизны, проверка оригинальности не проводится.

19.5.3. Проверка оригинальности заявленного промышленного образца

(1) В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Закона промышленный образец признается оригинальным, если его существенные признаки обусловливают творческий характер эстетических особенностей изделия.

Проверка оригинальности проводится в отношении промышленного образца, охарактеризованного в заявленной совокупности существенных признаков, и включает:

- определение наиболее близкого аналога в соответствии с пунктом 3.3.4.2 настоящих Правил;

- выявление существенных признаков, которые отличают заявленный промышленный образец от наиболее близкого аналога (отличительных признаков);

- выявление из сведений, ставших общедоступными в мире до даты приоритета, художественно-конструкторских решений, имеющих признаки, совпадающие с отличительными признаками рассматриваемого промышленного образца (при определении даты, с которой сведения, содержащиеся в источнике информации, считаются общедоступными, используются положения подпункта (2) пункта 19.5.2 настоящих Правил).

(2) Промышленный образец признается соответствующим условию оригинальности, если хотя бы для одного из его существенных отличительных признаков, включенных заявителем в перечень, не выявлены художественно-конструкторские решения, которым присущ такой признак.

Промышленный образец признается соответствующим условию оригинальности также в том случае, когда для всех его существенных отличительных признаков выявлены художественно-конструкторские решения, обладающие такими признаками, однако, эти признаки обеспечивают наличие у рассматриваемого промышленного образца эстетических особенностей, не присущих выявленным художественно-конструкторским решениям.

(3) Не признается соответствующим условию оригинальности промышленный образец, воплощенный, в частности, в:

- изделии, отличающемся от ближайшего аналога только признаком (признаками), включенным (включенными) заявителем в перечень существенных признаков, для которого (которых) не подтверждено его влияние на указанные заявителем эстетические особенности этого изделия;

- изделии, у которого по сравнению с известным изменены лишь размеры, увеличено количество элементов или изменен цвет (но не колористическое решение) изделия;

- изделии в виде отдельно взятого простейшего геометрического объема (призматического, сферического, конического и т.п.) или отдельно взятой простейшей геометрической фигуры;

- изделии, являющемся уменьшенной или увеличенной копией реального объекта (как упрощенной, так и с соблюдением масштаба) (например, игрушка, сувенир);

- изделии, повторяющем форму, свойственную изделиям определенного назначения, но выполненном на другой технической основе (например, изделии из полимерного материала, имитирующем изделие, традиционно выполняемое из дерева);

- изделии, внешний вид которого заимствован у известных объектов, при известности хотя бы двух объектов различного назначения, которым придан сходный внешний вид;

- наборе (комплекте), составленном из известных порознь изделий, без изменения их внешнего вида.

(4) Если установлено отсутствие оригинальности заявленного промышленного образца, заявителю может быть направлен запрос с изложением соответствующих доводов и предложением представить свое мнение относительно этих доводов и, при необходимости, скорректированный на основе первоначальных материалов заявки перечень существенных признаков промышленного образца.

19.6. Запрос дополнительных материалов

(1) В соответствии с пунктом 8 статьи 21 Закона запрос дополнительных материалов, в том числе измененного перечня существенных признаков, направляется заявителю только в том случае, если без таких материалов невозможно проведение экспертизы заявки по существу.

(1.1) Основанием для запроса могут являться следующие обстоятельства:

- необходимость уточнения совокупности и перечня существенных признаков промышленного образца по результатам проверки в соответствии с пунктом 19.4 настоящих Правил;

- необходимость решения вопросов, связанных с проверкой патентоспособности заявленного промышленного образца в соответствии с пунктом 19.5 настоящих Правил;

- необходимость уточнения совокупности и перечня существенных признаков по результатам проверки патентоспособности заявленного промышленного образца;

- необходимость решения вопросов, связанных с рассмотрением заявок на идентичные промышленные образцы, имеющие одну и ту же дату приоритета, в соответствии с пунктом 19.9 настоящих Правил.

Вопросы иного характера, а также замечания и предложения, возникающие при рассмотрении заявки и связанные, например, с установлением приоритета, с уточнением характеристики существенного признака промышленного образца и т.п., могут быть также включены в запрос, направляемый по указанным выше основаниям.

Запрос может быть направлен заявителю столько раз, сколько это необходимо для рассмотрения заявки.

В том случае, когда указанных оснований для направления запроса нет, о возникших замечаниях, предложениях и т.п. заявитель уведомляется в письме.

(1.2) В случае установления патентоспособности промышленного образца (его вариантов) в ситуации, оговоренной в абзаце втором подпункта (6) пункта 19.4 настоящих Правил, заявителю в направляемом запросе сообщается об этом и вновь предлагается исключить из перечня существенных признаков признаки решений, в отношении которых экспертиза не проводилась. При этом заявитель уведомляется, что в случае непредставления им в установленный срок запрошенных материалов или просьбы о продлении срока ответа заявка в соответствии с пунктом 8 статьи 21 Закона будет признана отозванной.

(2) Приводимое в запросе или письме мнение эксперта по какому-либо вопросу подкрепляется соответствующими аргументами, в том числе правового характера. При необходимости приводятся ссылки на литературу по вопросам художественного конструирования, научно-техническую литературу, положения Закона, настоящих Правил и других нормативных документов.

При направлении заявителю предложений, связанных с корректировкой перечня существенных признаков, таких как уточнение характеристики существенного признака, исключение из заявленного перечня несущественного признака и т.п., целесообразно аргументированно указать на правовые последствия такой корректировки и отказа от нее.

(3) В том случае, когда в запросе приводится ссылка на источник информации, должны быть указаны все его библиографические данные, необходимые для обнаружения этого источника, а также другие данные (страница, абзац, номер фигуры графических изображений и т.п.), необходимые для обнаружения в источнике тех сведений, которые были приняты во внимание при рассмотрении заявки.

19.7. Решение о выдаче патента

(1) При установлении соответствия заявленного промышленного образца, характеризуемого совокупностью отображенных на фотографиях существенных признаков, включенных в предложенный заявителем перечень, всем условиям патентоспособности, выносится решение о выдаче патента с этим перечнем существенных признаков.

Если совокупность существенных признаков, включенных в перечень, выражает сущность промышленного образца и полностью основана на фотографиях и описании, но перечень составлен без учета наиболее близкого аналога или содержит наряду с признаками заявленного объекта признаки, не характеризующие его (но и не составляющие совокупности признаков, которая характеризует внешний вид другого объекта, когда заявителю направляется запрос в соответствии с подпунктом (1.2) пункта 19.6 настоящих Правил), и заявитель настаивает на предложенной им редакции перечня существенных признаков, в решении о выдаче патента приводится перечень существенных признаков в редакции заявителя.

Перечень существенных признаков промышленного образца приводится в редакции заявителя и в том случае, когда содержащиеся в нем признаки не могут быть идентифицированы с элементами изображений на фотографиях или охарактеризованы с использованием терминологии, не являющейся стандартной или общепринятой, но заявитель отказался скорректировать его.

(2) Решение о выдаче патента по заявке, содержащей варианты промышленного образца, выносится только при установлении патентоспособности всех заявленных вариантов либо при условии исключения заявителем по получении соответствующего запроса из перечня существенных признаков характеристики тех вариантов, для которых установлена непатентоспособность (при наличии, наряду с ними, патентоспособных вариантов).

19.8. Решение об отказе в выдаче патента

(1) При установлении несоответствия заявленного промышленного образца, характеризуемого совокупностью отображенных на фотографиях существенных признаков, включенных в предложенный заявителем перечень, хотя бы одному из условий патентоспособности выносится решение об отказе в выдаче патента с приведением соответствующих обоснований.

В том случае, когда заявителем после ознакомления его с обстоятельствами, послужившими основанием для отказа в выдаче патента, были представлены доводы относительно патентоспособности заявленного промышленного образца, не изменившие, однако, вывода экспертизы, в решении приводится анализ указанных доводов.

Если в решении приводится ссылка на источник информации, то при указании его библиографических данных должно быть соблюдено условие, приведенное в подпункте (3) пункта 19.6 настоящих Правил.

(2) Решение об отказе в выдаче патента выносится также в случае, когда по заявке, содержащей варианты промышленного образца, установлено наличие как патентоспособных, так и непатентоспособных решений, и заявитель в ответе на направленный ему запрос отказался исключить из перечня существенных признаков признаки, характеризующие непатентоспособные варианты. При этом в решении одновременно подтверждается патентоспособность тех вариантов, в отношении которых получен такой вывод.

19.9. Особенности рассмотрения заявки при установлении наличия другой заявки на идентичный промышленный образец, имеющий ту же дату приоритета

(1) Если установлена патентоспособность промышленного образца по рассматриваемой заявке, но имеется другая не отозванная, не считающаяся или не признанная отозванной заявка на идентичный промышленный образец, имеющая ту же дату приоритета, то заявителю рассматриваемой заявки сообщается об этом, а также о том, что выдача патента по его заявке возможна при выполнении условий, установленных в пункте 6 статьи 19 Закона. Заявителю сообщается также, имеет ли его заявка более ранний или более поздний регистрационный номер Патентного ведомства.

Сообщение заявителю рассматриваемой заявки каких-либо библиографических данных другой заявки, содержащей идентичный промышленный образец, и раскрытие ее содержания до публикации сведений о выдаче патента на промышленный образец допускается только при согласии на это заявителя другой заявки.

(2) Соглашением, указанным в пункте 6 статьи 19 Закона, не может быть предусмотрена выдача двух или более патентов на идентичные промышленные образцы, а также выдача патента по заявке, по которой принято решение об отказе в выдаче патента.

(3) Промышленные образцы признаются идентичными, если совпадают совокупности их существенных признаков, отображенных на фотографиях.