VII. Внешняя торговля

34. Общее направление деятельности Правительства будет заключаться в продолжении либерализации режима внешней торговли с целью дальнейшей интеграции России в мировую экономику. Основополагающей целью торговой политики Правительства является создание условий для того, чтобы сделать данный процесс быстрым, эффективным и основанным на законах рынка. Регулирующая роль государства, если таковая будет сочтена необходимой, будет ограничиваться признанными международными стандартами и осуществляться в полном соответствии с правилами и нормами ВТО. В качестве общего правила предполагается отсутствие количественных ограничений по экспортно-импортным операциям Российской Федерации. Количественные ограничения в форме экспортных квот могут вводиться Правительством исключительно в целях выполнения Россией своих международных обязательств. Прочие нетарифные ограничения во внешней торговле, в т.ч. лицензии на экспорт и импорт конкретных видов продукции и запреты на экспорт и импорт, могут вводиться исключительно в целях обеспечения законности и правопорядка в стране, сохранения обороноспособности государства и международной безопасности, охраны здоровья населения, защиты окружающей среды, сохранения культурного, исторического и археологического наследия Российской Федерации. Если в целях защиты отечественных производителей товаров, аналогичных импортируемым или их близких заменителей, потребуется введение защитных мер, то они будут основанными на цене, точно определенными, временными, недискриминационными и будут вводиться в порядке, отвечающем правилам и нормам ВТО, с учетом затрат потребителей и пользователей. Аналогичным образом не будет введен институт специальных экспортеров или импортеров, который мог бы быть использован для ограничения числа участников торговли. Правительство обеспечит соответствие законодательства и нормативов, регламентирующих внешнеэкономическую деятельность, указанным принципам.

35. Что касается конкретных аспектов экспортного режима, то после отмены с 1 января 1995 года еще существующих экспортных квот данная система будет использоваться только в случаях, предусмотренных международными соглашениями Российской Федерации. Не будет вводиться никаких новых мер, ни формальных, ни фактически осуществляемых, по ограничению экспорта, в т.ч. по принудительному контролю качества и цен экспортируемых товаров, а также по обязательным поставкам на внутренний рынок. Централизованный экспорт, отмененный в конце 1994 года, будет применяться только в отношении экспорта оружия и военной техники. Экспорт товаров на государственные нужды будет осуществляться только в рамках межправительственных соглашений. Межправительственные соглашения не будут включать обязывающих положений; в частности, внутренние закупки будут производиться на конкурсной основе, а международные цены в соглашениях такого рода будут установлены на мировом уровне. Что касается межправительственных соглашений, то они не будут включать никаких льгот и освобождений в отношении пошлин и налогов, за исключением уже существующих в соглашениях со странами бывшего СССР, а любые элементы дотаций будут четко предусматриваться в бюджете. К 1 марта 1995 года будет установлена четкая и ясная рыночная система недискриминационного доступа к нефтепроводам, которая начнет действовать с 1 апреля 1995 года. С 1 марта 1995 года были отменены ограничительные положения системы регистрации экспортных сделок, а с 25 марта 1995 г. будет упразднена система специальных экспортеров стратегической продукции. Не будет вводиться никаких формальных или практических мер по регулированию экспортных операций, за исключением экспортных пошлин; Правительство будет следить за тем, чтобы деятельность торговых объединений не приводила к срыву данных показателей. В целях обеспечения Правительства и Центрального Банка России необходимой информацией об экспорте, импорте и движении иностранной валюты будет использоваться система внешнеторговых "паспортов". К 1 января 1996 года экспортные пошлины будут полностью заменены внутренним налогообложением с учетом необходимости сохранения адекватных производственных и инвестиционных стимулов.

36. В целях обеспечения экономической эффективности и повышения доходов бюджета все льготы по импортным пошлинам, за исключением перечисленных в Законе о таможенном тарифе Российской Федерации и других законах, будут отменены к 15 марта 1995 года, после чего решения по предоставлению новых льгот приниматься не будут. К 1 апреля 1995 г. Правительство объявит о введении единой минимальной ставки импортной пошлины посредством повышения с 1 июля 1995 г. до 5 процентов всех ставок, составляющих в настоящее время менее 5 процентов, за исключением ограниченного ряда товаров (перечисленных в Приложении), к которым применяются нулевые ставки. Все остальные ставки будут приведены к ближайшему к ним числу, кратному пяти. В то же время Правительство понизит максимальные тарифные ставки на определенные импортные товары, снижая таким образом разброс по уровню импортных пошлин; согласно Приложению, некоторые ставки, превышающие 30 процентов, будут снижены до 30 или менее процентов. В 1996 году предполагается начать замену большей части ставок, превышающих 30%, внутренними акцизными сборами. До 1 октября 1995 г. Правительство пересмотрит специфические ставки импортных пошлин, снизив их таким образом, чтобы они не превышали эквивалентных адвалорных ставок. Кроме того, никакие дальнейшие изменения импортных ставок не должны привести к повышению средневзвешенной ставки. Достигнуто понимание, что условия вступления России в ВТО будут обсуждаться со странами ГАТТ и могут отличаться от установленных в настоящем Заявлении. До 1 апреля 1995 года будет опубликован план постепенного снижения импортных пошлин в течение 3 - 5 последующих лет. Целью такого плана явится снижение средневзвешенной ставки импортной пошлины не менее чем на 20 процентов к 1998 году и 30 процентов к 2000 году при максимальной ставке в 20 процентов к 1998 году и 15 процентов к 2000 году. С целью замены специфических ставок импортных пошлин адвалорными ставками Правительство в 1996 году еще раз рассмотрит целесообразность шагов в этом направлении. К 30 июня 1995 года Правительство завершит процесс гармонизации ставок акцизов на отечественные и импортные товары.

37. Правительство не будет вводить или ужесточать ограничения платежей и переводов по текущим международным операциям, вводить или ужесточать ограничения на импорт для целей платежного баланса, вводить или видоизменять практику использования множественных обменных курсов либо устанавливать системы двусторонних платежей, которые не соответствуют Статьям Соглашения МВФ.