VI. Структурная политика и институциональные реформы

27. В 1995 г. Правительство продолжит осуществление программы денежной приватизации государственной собственности, начатой во второй половине 1994 года и направленной на структурную перестройку предприятий и стимулирование инвестиций. Будут существенно сокращены списки запретов и ограничений по программе приватизации. Для эффективного выполнения этого плана Правительство намерено подготовить и опубликовать федеральную программу (график) продаж государственного имущества на 1995 год, разработать четкие критерии продажи пакетов акций, закрепленных в федеральной собственности, и привлечь организации, действующие на фондовом рынке, в том числе зарубежные инвестиционные банки. Правительство приложит все усилия для создания необходимых законодательных и организационных условий, обеспечивающих национальный режим для иностранных инвесторов, участвующих в приватизации, а также гарантии соответствия этого режима принятым в международном сообществе стандартам. Правительство не намерено вводить какие-либо ограничения на участие иностранных инвесторов в приватизации, помимо уже установленных в действующем национальном законодательстве. Для привлечения инвесторов, заинтересованных в контроле и управлении отдельными предприятиями с целью их долгосрочного развития, на денежные аукционы и инвестиционные конкурсы будут выставляться крупные пакеты акций (составляющие значительную долю уставного капитала каждого предприятия). С этой целью график продажи пакетов акций имеющих наибольшее значение предприятий будет публиковаться не позднее чем за два месяца до срока продажи. График продажи пакетов акций на весь 1995 год будет подготовлен к 1 апреля и опубликован до 1 мая 1995 года.

28. На базе инфраструктуры, созданной в процессе чековой приватизации, Правительство в скором времени начнет проведение денежной приватизации государственных предприятий и продажу остающихся в распоряжении государства акций приватизированных предприятий. При этом будет применяться широкий спектр методов приватизации, в том числе:

(1) продажа акций работникам по закрытой подписке за наличные средства и по льготным ценам;

(2) продажа акций на инвестиционных конкурсах с обеспечением продажи пакетов акций стратегическим инвесторам;

(3) продажа акций на коммерческих (или конкурсных) аукционах или через открытые предложения на фондовых биржах;

(4) денежная продажа целых предприятий на аукционах или инвестиционных конкурсах;

(5) денежная продажа арендованной собственности арендаторам.

29. Государственная политика в области цен и ценообразования в 1995 году будет заключаться в развитии системы свободных рыночных цен и тарифов в соответствии с развитием конкуренции и эффективного рынка. Правительство обеспечит отмену контроля за ценами и нормативами рентабельности, в т.ч. в оптовой и розничной торговле, за исключением случаев, указанных в предложенном Правительством проекте закона о естественных монополиях. По отношению к естественным монополиям цель ценовой политики будет заключаться в совершенствовании методов регулирования цен и тарифов на электроэнергию, перевозки железнодорожным и трубопроводным транспортом, некоторые услуги связи, а также цен и тарифов на продукцию и услуги прочих естественных монополий, перечень которых содержится в предложенном Правительством проекте закона о естественных монополиях, и, кроме того, на продукцию, закупаемую исключительно или в основном Правительством.

30. В целях предотвращения дальнейшего роста взаимной задолженности между предприятиями, используемой для ухода от жестких бюджетных ограничений, Министерство финансов намерено сделать возможным и стимулировать использование переводных векселей стандартного образца, которые будут применяться предприятиями для учета и гарантии своих взаимных долгов. Введение таких переводных векселей наряду с продажей акций приватизированных предприятий крупнейшим инвесторам поможет разрешить проблему неплатежеспособных предприятий и ускорить структурные реформы в промышленности. Правительство не будет нести никакой ответственности по таким векселям; установлены жесткие критерии для их возможного переучета Центральным Банком России.

31. Правительство ускорит процесс проведения в жизнь земельной реформы. Оно будет обеспечивать выполнение президентского Указа о регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России. В частности, будет обеспечена выдача сертификатов о собственности на землю всем землевладельцам и будет ускорен процесс проведения земельных аукционов. Закон о регистрации прав на владение землей и закон о залоге будут представлены на рассмотрение Федерального Собрания до 1 мая 1995 года. Кроме того, Федеральному Собранию будет представлен на рассмотрение законодательный акт, разрешающий продажу земли, занимаемой в данный момент предприятиями. Правительство будет также реализовывать программы, предусматривающие упразднение существующих ныне ограничений, введенных некоторыми субъектами Российской Федерации и местными властями на продажу арендуемых земель, коммерческих зданий и сооружений, предназначенных для коммерческой деятельности приватизированных предприятий.

32. В 1995 году Правительство начнет осуществление комплексной реформы систем пенсионного обеспечения, социального страхования, здравоохранения, пособий по безработице и образования. Эти реформы предусматривают введение личных пенсионных счетов, а также личных полисов медицинского и социального страхования. Частным пенсионным фондам и страховым компаниям будет дано право конкурировать с соответствующими государственными фондами в области обслуживания пенсионных счетов и продажи полисов медицинского и социального страхования населению. Будут сделаны первые шаги по разработке системы предоставления социальных пособий на основе оценок личных доходов каждого получателя. В системе среднего образования и профессиональной переподготовки безработных должны быть введены ваучерные схемы. Будут приняты меры по стимулированию приватизации медицинских и образовательных учреждений.

33. Правительство повысит эффективность системы социальной защиты населения и адресного предоставления социальных пособий наиболее уязвимым категориям населения. Будет повышен уровень социального обеспечения, особенно в отношении пособий по безработице. В частности, до 1 июля 1995 года Правительство намерено внести на рассмотрение Государственной Думы предложение о повышении размеров пособия по безработице и снижении масштабов использования средств Фонда занятости для поддержки отдельных предприятий. Кроме того, Правительство разработает план программы приватизации или постепенной передачи в ведение местных органов власти учреждений социальной сферы, находящихся в настоящее время в ведении предприятий. (Другие планируемые меры, касающиеся системы социальной защиты населения, описаны в Приложении.)