III. Налогово-бюджетная политика

8. В 1995 году Правительство консолидирует в федеральном бюджете все внебюджетные фонды, формирующиеся за счет обязательных отчислений предприятий, кроме Пенсионного фонда, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, Фонда социального страхования и Фонда занятости.

Практика формирования отраслевых фондов, образующихся за счет вычитаемых из базы налогообложения отчислений предприятий (см. Приложение), упразднена с января 1995 года. Правительство совместно с соответствующими внебюджетными фондами, министерствами и ведомствами разработает порядок закрытия отдельных счетов государственных внебюджетных фондов, консолидирует эти фонды в федеральном бюджете и будет проводить операции по счетам бюджетных фондов, а также обеспечит внесение соответствующих изменений в действующее законодательство Российской Федерации, регламентирующее статус и деятельность таких государственных фондов.

9. Правительство установит квартальные пределы дефицита расширенного Правительства в соответствии с Приложением. Дефицит расширенного Правительства в 1995 году не превысит 80,2 трлн. руб. (по официальному определению). В соответствии с этим целевым показателем Правительство установит для дефицита федерального бюджета, который в 1995 г. не превысит 73,2 трлн. руб. (по официальному определению), утвержденные в принятом во втором чтении 25 января 1995 г. Думой бюджете квартальные пределы с ежемесячными максимальными показателями. Правительство будет строго контролировать динамику государственного долга.

10. Чтобы обеспечить достижение указанных показателей в налогово-бюджетной сфере, федеральное Правительство осуществит меры по повышению доходов федерального бюджета, описанные в Приложении. Федеральное Правительство ограничит объем своих расходов суммой фактически собранных доходов и объемом дефицита, указанным в параграфе 9.

11. Правительство предпримет особые усилия для повышения собираемости налогов. Государственная налоговая служба осуществит следующие меры:

(1) обязательное использование системы счетов - фактур для взимания НДС для облегчения инспектирования и контроля собираемости НДС;

(2) требование к налогоплательщикам по ведению отдельных журналов регистрации закупок и продаж в качестве бухгалтерских книг;

(3) предпринимаемые в настоящее время меры для применения системы счетов-фактур для взимания НДС на оптовом уровне в дальнейшем будут распространены и на розничную торговлю;

(4) планируется дальнейшее распространение программы модернизации системы сбора налогов на области и принятие мер по обеспечению соответствующей координации различных проектов по компьютеризации системы;

(5) в Главном управлении ГНС будет создана группа экспертов - аудиторов с целью разработки и внедрения более эффективного механизма аудиторской работы и планирования;

(6) будет создана небольшая рабочая группа по сбору просроченных налоговых платежей; а также

(7) будет предоставляться больше средств на деятельность указанного Главного управления.

Правительство воздержится от предоставления новых налоговых льгот и будет противостоять давлению со стороны других структур, требующих предоставления новых льгот.

12. Правительство будет наращивать усилия по расширению неэмиссионного финансирования дефицита за счет заимствований на внутреннем финансовом рынке на рыночной основе с тем, чтобы профинансировать таким образом значительную часть общей суммы дефицита федерального бюджета в 1995 г. Для достижения предусмотренного уровня внутреннего финансирования Правительство совместно с ЦБР планирует принять следующие меры:

a) развивать региональные рынки государственных ценных бумаг путем создания дополнительных торговых площадок на территории России;

b) привлечь дополнительные сбережения населения за счет: улучшения доступа мелких клиентов к государственным ценным бумагам с помощью услуг банков; предложения государственных ценных бумаг с процентной ставкой, тесно привязанной к доходности государственных краткосрочных облигаций (ГКО) с сопоставимыми сроками погашения, включая бумаги с плавающими ставками;

c) изменить структуру сроков погашения государственного долга (за исключением объема непогашенной прямой задолженности федерального Правительства перед ЦБР) за счет эмиссии облигаций с более длительными сроками погашения, принимая во внимание уровень и структуру процентных ставок, а также возможности Правительства по обслуживанию долга;

d) осуществлять прямое размещение казначейских ценных бумаг с рыночной доходностью среди крупных институциональных инвесторов;

e) в течение I квартала 1995 г. Правительство будет следить за тем, чтобы чистый объем непогашенных казначейских обязательств (КО), выпущенных с процентными ставками ниже рыночных по ценным бумагам с сопоставимым сроком погашения, не превышал чистого объема КО, не погашенных на 1 января 1995 г. Выпускаемые в дальнейшем КО будут погашаться не позднее 1 апреля 1996 г., а их срок обращения закончится к 1 июля 1996 г. С 1 апреля 1995 г. Правительство уменьшит чистый объем непогашенных КО в соответствии с графиком, представленным в Приложении. Кроме того, Правительство не будет выпускать бумаги с процентными ставками ниже рыночных по ценным бумагам с сопоставимым сроком погашения;

f) приступить к реализации программы выпуска государственных среднесрочных и долгосрочных купонных облигаций;

g) Правительство намерено упорядочить свои просроченные обязательства по товарному долгу; необходимые для этого средства предусмотрены в бюджете на 1995 год.

13. Правительство не будет использовать для целей финансирования дефицита бюджета прямые кредиты ЦБР, за исключением краткосрочного займа в первые три месяца года в общей сложности не свыше 3,475 триллиона рублей, а также в пределах объема, указанного в кредитно-денежной программе и подлежащего погашению в течение шести месяцев. Помимо данного кредита и в соответствии с положениями Приложения, касающимися возможной интервенции на первичном рынке, ЦБР может увеличить объем своих требований к Правительству только путем приобретения ценных бумаг федерального Правительства на вторичном рынке. В течение 1995 г. Правительство на основе консультаций с ЦБР представит в Думу закон о преобразовании всего объема прямых кредитов ЦБР Правительству, не погашенных по состоянию на день конвертирования, в среднесрочные и / или долгосрочные купонные облигации с процентной ставкой; этот процесс планируется завершить к началу 1996 г.

14. К 1995 г. Правительство консолидировало в федеральный бюджет все операции, связанные с иностранной валютой, а также драгоценными металлами и камнями. Начиная с 1995 года Правительство будет готовить ежеквартальные отчеты о консолидированном исполнении федерального и местных бюджетов с включением всех внебюджетных фондов.

15. В 1995 г. будет завершен переход к исполнению федерального бюджета через Казначейство. В течение 1995 года исполнение бюджета и отчетность об исполнении будут переведены на новую систему классификации, в целом соответствующей методологии Статистики государственных финансов (GFS) МВФ.

16. В 1995 году Правительство выпустит правила государственных закупок и заявок на участие в них на конкурсной основе. Начиная с 1996 года эти правила будут действовать для Правительств всех уровней, включая местные власти. До конца 1995 года будут введены новые процедуры контроля за федеральными расходами.

17. Не позднее 1 июля 1995 года Правительство разработает среднесрочную стратегию налогово-бюджетной политики, которая будет добиваться снижения дефицита бюджета до уровня около 4 процентов от ВВП в 1996 году и до уровня около 3 процентов от ВВП - в 1997 году. Данная стратегия будет включать в себя комплексное совершенствование налоговой системы и законодательства, а также рационализацию уровня и структуры расходов Правительства в среднесрочной перспективе.

18. В течение 1995 года Правительство вынесет на рассмотрение Федерального Собрания новый налоговый кодекс, который укрепит законодательную основу действующей системы налогообложения; его следует принять в 1996 году и ввести в действие в 1997 г. Правительство будет вносить дальнейшие инициативы по реформе налогообложения, в том числе в области определения источников доходов и дальнейшей отмены налоговых льгот. Система налогообложения будет упрощена, а количество налогов значительно сокращено. Будут более широко внедряться налоги в форме удержания, а также приниматься другие меры по повышению собираемости налогов и борьбе с уклонениями от их уплаты. Система взимания налогов будет реорганизована на функциональной основе, а полномочия налоговых органов приведены в соответствие с требованиями рыночной экономики.