Приложение 2. Критерии обоснования требований и правил охраны труда в нормативных правовых актах

Приложение 2

к РД 31.80.11-95

(справочное)

КРИТЕРИИ

ОБОСНОВАНИЯ ТРЕБОВАНИЙ И ПРАВИЛ ОХРАНЫ ТРУДА В НОРМАТИВНЫХ

ПРАВОВЫХ АКТАХ

В нормативных правовых актах по охране труда (НПА) на проектирование, постройку и эксплуатацию судов и объектов морского транспорта в плане технологического, конструктивного и организационного обеспечения безопасности людей в процессе их трудовой деятельности выдвигаются требования и правила, обосновывается их необходимость. Если выдвигаемые положения вытекают из критериев, обусловливающих безопасность труда, то обычно они не вызывают возражений со стороны специалистов и организаций, которым придется их выполнять. К числу таких критериев следует в первую очередь отнести следующие:

- критерий явной опасности;

- критерий логической возможности травматизма (особенно в неблагоприятных условиях);

- антропометрические данные;

- данные о психофизиологических возможностях человека;

- данные о предельных значениях (допустимые величины нагрузок при ручных операциях, величины напряжения тока, параметры рабочей среды и др.).

Критерий явной опасности, как правило, базируется на данных травматизма и применяется для обоснования тех требований, невыполнение которых связано с прямой угрозой для жизни работающих (угрозой возникновения тяжелых и смертных случаев травматизма). Этот критерий лежит в основе требований обеспечения электробезопасности и взрыво- и пожаробезопасности, требований безопасности труда в штормовых условиях, при перевозке токсичных и других опасных грузов. Критерий явной опасности важен для обоснования требований по сокращению и устранению опасных ручных операций и др. Он является основой для выполнения мер, исключающих возможность произвольных действий машин и механизмов, самопроизвольного открытия дверей или падения люковых крышек и других конструкций, а также для установки защитных блокировок, запрещения опасных проходов и др.

Критерий логической возможности травматизма используется при регламентации мер, непринятие которых в ряде случаев может привести к травматизму (меры, устраняющие или уменьшающие скольжение, спотыкание, ранение выступающими предметами или движущимися частями оборудования, частицами разрушенного металла или абразива и др.).

Следует обратить внимание на то, что этот критерий не всегда может быть подтвержден данными анализа травматизма, так как значительная часть легких травм (в основном микротравм), при которых человек не теряет работоспособности, проходит, как правило, без регистрации, и поэтому не учитывается и не анализируется.

В ряде случаев критерий логической возможности можно подтвердить специальными исследованиями, но многие из таких исследований были бы трудоемкими и неоправданными, учитывая, что существующая опасность может быть определена помимо них - логическим мышлением. Например, на основании критерия логической возможности на судах-контейнеровозах подъем работающих по приставному трапу разрешается не выше второго яруса контейнеров. Это требование исходит из того, что для подъема на следующие ярусы трап будет очень длинным, а угол наклона приставного трапа будет очень крутым, учитывая ширину проходов на палубе. В этих условиях не исключена возможность опрокидывания трапа назад вместе с человеком. Подтвердить же это предположение можно с помощью макетирования, требующего определенных затрат и времени, что вряд ли целесообразно.

Антропометрические данные лежат в основе требований, регламентирующих:

- размеры рабочих мест и зон (при работах сидя и стоя);

- высоту и ширину проходов, туннелей, коффердамов;

- размеры проемов (лазов, люков, горловин, иллюминаторов, дверных проемов), комингсов;

- углы наклона трапов и сходней, расстояние между ступеньками лестниц, трапов и планками сходней;

- высоту ограждений, предупреждающих падения, расстояния между леерами и величину вырезов в ограждениях в местах установки оборудования, высоту поручней;

- габариты помещений, мебели и многие другие, обусловленные размерами человеческого тела.

Психофизиологические данные являются основой проектирования рабочих зон, расположения и устройства органов управления и контрольно-измерительной аппаратуры, средств (и объема) сигнализации, средств информации, а также основой для выбора цветов распознавания, сигнальных цветов и размеров знаков безопасности, надписей и т.п. Этот же критерий в ряде случаев определяет и порядок компоновки оборудования, оснастки, размещения инструмента, защитных средств и др.

Критерием предельно допустимых значений обусловливаются конструктивные и организационные мероприятия по обеспечению нормативных величин, разработанных применительно к различным факторам, могущим оказывать вредное воздействие на работающих или приводить к авариям, которые также не исключают возможности травматизма. Критерий предельно допустимых значений учитывается в случаях, когда регламентируется температура нагретых поверхностей, выдвигаются требования к их теплоизоляции, регламентируются усилия на органы управления, усилия при ручной переноске тяжестей и т.п.