Рис. 6

┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ ОБУЧЕНИЕ ОХРАНЕ ТРУДА │

└─────────────────────────────────────┬───────────────────────────────────┘

┌────────────────────────────────────────────────┴────────────────┬────────────────────────────────────────┐

┌──────┴───────┐ ┌───────┴────────┐ ┌───────┴────────┐

│ ОБУЧЕНИЕ │ │ОБУЧЕНИЕ РАБОЧИХ│ │ ПРОПАГАНДА │

│ РУКОВОДИТЕЛЕЙ│ │ (В ТОМ ЧИСЛЕ │ │ БЕЗОПАСНЫХ │

│И СПЕЦИАЛИСТОВ│ │ ЧЛЕНОВ СУДОВЫХ │ │ МЕТОДОВ │

│ (В ТОМ ЧИСЛЕ │ │ КОМАНД) │ │ ТРУДА │

│ КОМАНДНОГО │ └───────┬────────┘ └───────┬────────┘

│ СОСТАВА) │ │ │

└───────┬──────┘ │ │

│ │ │

┌─────────┼─────────┬───────┬───────┬───────┬─────┐ ┌───────┬───────┬┴───────┬───────┐ ┌─────────┬───────┼───────┬───────┐

┌────┴───┐┌────┴───┐┌────┴───┐┌──┴──┐┌───┴──┐┌───┴──┐┌─┴───┐┌──┴───┐┌──┴──┐┌───┴───┐┌───┴──┐┌───┴─┐┌───┴──┐┌─────┴──┐┌───┴──┐┌───┴──┐┌───┴──┐

│ИЗУЧЕНИЕ││ИЗУЧЕНИЕ││ИЗУЧЕНИЕ││ИЗУ- ││ИЗУЧЕ-││ИЗУЧЕ-││СИС- ││ИЗУЧЕ-││ВВОД-││ПЕРВИЧ-││ПОВ- ││ТЕКУ-││ПЛАКА-││КИНОВИ- ││РАДИО-││ЛЕК- ││ЛИТЕ- │

│КУРСА ││ПОЛОЖЕ- ││ПРАВИЛ ││ЧЕНИЕ││НИЕ ││НИЕ ││ТЕМА-││НИЕ ││НЫЙ ││НЫЙ ИН-││ТОРНЫЙ││ЩИЙ ││ТЫ ПО ││ДЕОФИЛЬ-││ПЕРЕ- ││ЦИИ, ││РАТУРА│

│"ОХРАНА ││НИЙ, ││ОХРАНЫ ││САНИ-││ЗАКО- ││ПРАВИЛ││ТИ- ││КУРСА ││ИНСТ-││СТРУК- ││И ВНЕ-││ИНСТ-││ТЕХНИ-││МЫ, ДИА-││ДАЧИ, ││ДОКЛА-││ПО │

│ТРУДА" В││ПРИКА- ││ТРУДА И ││ТАР- ││НОДА- ││ПОЖАР-││ЧЕС- ││"ОХРА-││РУК- ││ТАЖ - ││ПЛАНО-││РУК- ││КЕ БЕ-││ПОЗИТИВЫ││РАДИО-││ДЫ, ││ОХРАНЕ│

│УЧЕБНЫХ ││ЗОВ, ││ИНСТРУК-││НЫХ ││ТЕЛЬ- ││НОЙ ││КАЯ ││НА ││ТАЖ ││ОБУЧЕ- ││ВЫЙ ││ТАЖ ││ЗОПАС-││И ДРУГИЕ││ГАЗЕ- ││ИНФОР-││ТРУДА │

│ЗАВЕДЕ- ││РАСПОРЯ-││ЦИЙ ││ПРА- ││СТВА О││БЕЗО- ││ПРО- ││ТРУДА"││ ││НИЕ НА ││ИНСТ- ││ ││НОСТИ,││МЕРОПРИ-││ТЫ, ││МАЦИ- ││ │

│НИЯХ ││ЖЕНИЙ И ││ ││ВИЛ И││ТРУДЕ ││ПАС- ││ВЕРКА││В ││ ││РАБОЧИХ││РУКТА-││ ││ФОТО- ││ЯТИЯ ││СТЕН- ││ОННЫЕ ││ │

│ ││ДРУГИХ ││ ││ИНСТ-││И ОБ ││НОСТИ ││ЗНА- ││УЧЕБ- ││ ││МЕСТАХ,││ЖИ ││ ││ВИТРИ-││ ││НАЯ ││СООБ- ││ │

│ ││ВЕДОМСТ-││ ││РУК- ││ОХРАНЕ││ ││НИЙ В││НЫХ ││ ││ИЗУЧЕ- ││ ││ ││НЫ ││ ││ПЕЧАТЬ││ЩЕНИЯ ││ │

│ ││ВЕННЫХ ││ ││ЦИЙ ││ТРУДА ││ ││УСТА-││ЗАВЕ- ││ ││НИЕ ИН-││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ │

│ ││ДОКУМЕН-││ ││ ││ ││ ││НОВ- ││ДЕНИЯХ││ ││СТРУК- ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ │

│ ││ТОВ ПО ││ ││ ││ ││ ││ЛЕН- ││ ││ ││ЦИЙ ПО ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ │

│ ││ОХРАНЕ ││ ││ ││ ││ ││НОМ ││ ││ ││ПРОФЕС-││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ │

│ ││ТРУДА ││ ││ ││ ││ ││ПО- ││ ││ ││СИИ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ │

│ ││ ││ ││ ││ ││ ││РЯДКЕ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ │

└────────┘└────────┘└────────┘└─────┘└──────┘└──────┘└─────┘└──────┘└─────┘└───────┘└──────┘└─────┘└──────┘└────────┘└──────┘└──────┘└──────┘

Рис. 6

Первые две подсистемы и часть четвертой (конструктивные меры обеспечения безопасности передвижения) являются основой для разработки требований безопасности на проектирование общего расположения и оборудования объектов, третья подсистема и часть четвертой (меры организационного обеспечения) - основой правил охраны труда и других нормативно-технических документов по безопасности труда и эксплуатации судов и объектов морского транспорта. Пятый комплекс - обучение безопасности труда - предусматривается в программах и осуществляется в учебных заведениях, УКК и т.п., готовящих кадры работников морского транспорта, дополняется и совершенствуется в процессе эксплуатации объектов в соответствии с положениями по вопросам обучения и повышения квалификации работающих.

1. Технологическим обеспечением безопасности работ на объектах (см. рис. 2) предусматривается устранение опасных <1>, вредных <2>, тяжелых <3> и трудоемких <4> операций при выполнении работ и обслуживании оборудования, устройств и конструкций, специальные меры безопасности в связи со спецификой работ; безопасное расположение оборудования; расположение и устройство рабочих мест; создание необходимых санитарно-гигиенических условий, предусмотренных соответствующими санитарными нормами, и др.

--------------------------------

<1> Опасными считаются работы, в процессе выполнения которых не исключена возможность воздействия на работающего опасных факторов, могущих привести к случаям травматизма даже тогда, когда осуществлены все необходимые меры безопасности (например, работы на открытых палубах в штормовых условиях).

<2> Вредными являются работы, при выполнении которых не исключена возможность воздействия на работающих вредных факторов (вредные пары, газы, пыль, различного рода излучения), могущих привести к заболеванию и даже к несчастным случаям и требующих применения средств индивидуальной защиты и специальных мер безопасности.

<3> Тяжелыми считаются работы, требующие в процессе их выполнения неоднократного приложения человеком усилий свыше 15 кг или выполняемые при меньших нагрузках, но в тяжелых метеорологических условиях, при высоких или отрицательных температурах, в неудобном положении, с применением дыхательных аппаратов, специальной защитной одежды и др.

<4> Трудоемкими называются как физически тяжелые работы, так и сравнительно легкие, но требующие значительного времени для своего выполнения (в большем числе случаев это работы однообразные, монотонные, при которых притупляется внимание работающих, что также может стать причиной травм).

2. Необходимость обеспечения конструктивной безопасности оборудования (см. рис. 3) определяется тем, что в принципе любое оборудование, устройства, приспособления, различный инструмент и отдельные вещи должны быть запроектированы, изготовлены и смонтированы так, чтобы работающие на них, обслуживающие их или пользующиеся ими люди не подвергались опасности получения травм или какого-либо другого ущерба своему здоровью. Поэтому обязательно выполнение следующих требований:

- обеспечение безопасных поверхностей и контуров оборудования (отсутствие на нем острых граней, углов, а также выступающих частей, о которые можно пораниться);

- обеспечение электробезопасности оборудования и коммуникаций;

- обеспечение взрывобезопасности оборудования и сосудов, находящихся под давлением;

- установка надежных ограждений движущихся частей, опасных зон, рабочих площадок на высоте и др.;

- ограничение опасных диапазонов работы оборудования и опасных нагрузок;

- исключение самопроизвольного действия машин и механизмов;

- обеспечение защиты от ожогов - изоляция горячих и охлажденных (ниже 1 °C) поверхностей и сред;

- удобства пользования органами управления и приборами контроля;

- наличие сигнализации опасных ситуаций;

- применение сигнальных цветов и знаков безопасности, установленных надписей.

3. Организационным обеспечением безопасности работ (см. рис. 4) предусматривается поддержание оборудования в исправном состоянии и осуществление комплекса мероприятий по подготовке к производству работ (даже в том случае, когда безопасность этих работ технологически обеспечена и они производятся на конструктивно безопасном оборудовании). Кроме того, в процессе работ должен осуществляться необходимый надзор за выполнением правил и инструкций по безопасности труда.

4. Безопасность передвижения по путям сообщения на объекте обеспечивается комплексом конструктивных и организационных мер (см. рис. 5).

Следует иметь в виду, эти меры не заменяют, а только дополняют друг друга и осуществляются независимо. Конструктивными мерами предусматривается обеспечение прямолинейности и незагроможденности проходов; соблюдение установленных размеров проходов по ширине и высоте, безопасное расположение и взаиморасположение дверей, их фиксация в открытом состоянии (при необходимости, например, на судах), обеспечение нескользких поверхностей полов, палуб и настилов проходов; установка штормовых поручней и устройств для крепления штормовых лееров; удобное и безопасное расположение трапов и лестниц, обеспечение установленных размеров всех элементов, нескользкая поверхность ступеней, простота их очистки от грязи, наличие двухсторонних ограждений наклонных трапов и лестниц и др.

Организационные меры обеспечения безопасности передвижения осуществляют повседневно. Это проверка незагроможденности проходов, исправности трапов и лестниц, наличия и исправности необходимых ограждений, поручней. Доступ к неисправным проходам, трапам и лестницам перекрывается, и устанавливаются запрещающие проход знаки. Особое внимание придается контролю за состоянием настилов проходов и ступеней трапов, исправностью противоскользящих покрытий. Устройство временных проходов выполняют по возможности с соблюдением тех же требований, что и для постоянных проходов. Обязательно контролируется наличие соответствующего освещения проходов, трапов и лестниц. При получении предупреждения о шторме на судах в местах возможного прохода людей по палубам натягивают штормовые леера.

Осуществляется также повседневный надзор за соблюдением работающих правил безопасного поведения на трапах, сходнях, лестницах, лифтах и т.п.

5. Обучение по охране труда (см. рис. 6) осуществляется первоначально в учебных заведениях в порядке получения профессиональных знаний, а затем непосредственно по месту работы - на объектах морского транспорта. Порядок обучения рабочих, руководителей и специалистов и сроки проверки их знаний на предприятиях и в организациях устанавливаются в соответствии с указаниями Департамента морского транспорта. Рабочие проходят в установленном порядке инструктаж по технике безопасности и получают на руки инструкции по охране труда в соответствии с их профессией (или профессиями при их совмещении).