ВВЕДЕНИЕ

Профпатологическая служба в России, создаваемая в соответствии с Приказом N 130 Минздравмедпрома России от 23.06.94, предусматривает создание профпатологической сети лечебных учреждений нескольких уровней для оказания специализированной медицинской помощи лицам, работающим во вредных и опасных условиях труда.

На территориальном уровне центры профпатологии создаются на базе республиканских (краевых, областных, окружных, городских) больниц или клиник НИИ гигиенического, профпатологического профиля, осуществляющих функции территориальных центров профпатологии.

За истекший период проведена значительная организационная работа по созданию единой системы профпатологической службы в стране. Однако до сих пор не изучена структура трудовых операций, а следовательно, и трудовых затрат, отсутствует нормирование труда профпатологов лечебных учреждений, в том числе и территориальных центров профилактологии.

До настоящего времени при расчете нагрузки врачебной должности и определении нормативов должностей врачей, оказывающих профпатологическую помощь на всех уровнях, вынужденно используются нормативы общелечебной сети без учета специфики труда профпатологов.

Специфика труда профпатологов очевидна. Экспертная работа в деятельности врачей консультативных поликлиник составляет не менее 67,4%. До 80,0% больных госпитализируется в территориальные профпатологические центры для решения экспертных вопросов.

Кроме того, на протяжении последних лет отмечается увеличение числа судебных разбирательств между рабочими и работодателями, что при отсутствии соответствующего финансирования чрезвычайно осложнило работу высококвалифицированных специалистов, привлекаемых для разрешения конфликтов в качестве судебных экспертов.

Говоря о специфике деятельности врачей профпатологических центров, в том числе и территориальных, необходимо отметить еще один важный аспект специфики трудового процесса: наличие нервно-эмоционального прессинга со стороны больных, как правило, установочно-ориентированных на связь имеющейся у них патологии с работой в неблагоприятных условиях труда. Вместе с тем очевиден прессинг и с другой стороны - работодателей, которые крайне не заинтересованы в увеличении количества профбольных на предприятиях.

Структура трудовых операций, а следовательно, и трудозатрат различна у специалистов, работающих на разных уровнях оказания профпатологической помощи.

Учитывая социальную значимость решений, принимаемых профпатологами, работающими в центрах, особую актуальность приобретают вопросы оптимизации трудового процесса врачей.

Сверхнормативные перегрузки врачей-профпатологов специализированных центров недопустимы. Экспертные ошибки обходятся обществу слишком дорого.

Учитывая финансирование лечебных учреждений из местных бюджетов (территориальных, муниципальных и др.), самостоятельность руководителей учреждений здравоохранения по решению кадровых и финансовых вопросов дает им возможность устанавливать местные нормы и нормативы. Однако трудоемкость проведения таких работ, относительно малая доступность методического материала по проектированию нормативов труда не позволяют выполнять эти задачи в полном объеме в каждом учреждении здравоохранения.

Научно обоснованные расчеты по нормированию труда специалистов профпатологических учреждений разработаны впервые и базируются на исследовании структуры и специфики трудозатрат профпатологов, являются основой для нормирования труда врачей в системе профпатологической службы страны.

Объектами для исследования нормирования труда врачей послужили:

- областной Профпатологический центр, созданный на базе клиники Нижегородского НИИ гигиены и профпатологии;

- Профпатологический центр Мордовской республики, г. Саранск;

- Профпатологический центр Чувашской республики, г. Чебоксары;

- Профпатологический центр республики Марий Эл, г. Йошкар-Ола;

- МСЧ ОАО "ГАЗ".