Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

V. Отказ в рассмотрении жалобы по существу

20. При принятии решения об отказе в рассмотрении жалобы по существу на основании пункта 1 части 1 статьи 44 Федерального закона о таможенном регулировании ввиду пропуска установленных сроков обжалования следует исходить из того, что жалоба считается поданной в срок, если она подана в вышестоящий таможенный орган непосредственно либо через таможенный орган, решение, действие (бездействие) которого обжалуется, либо отправлена по почте до истечения последнего дня срока, установленного статьей 40 Федерального закона о таможенном регулировании.

КонсультантПлюс: примечание.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: возможно, имелся в виду пункт 5 статьи 5, а не пункт 3 статьи 5.

Необходимо учитывать, что вышеуказанной нормой установлено только начало течения срока обжалования. Пунктом 3 статьи 5 Таможенного кодекса Таможенного союза предусмотрено, что срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца срока. Если окончание срока, исчисляемого месяцами, приходится на такой месяц, в котором нет соответствующего числа, то срок истекает в последний день этого месяца.

Если жалоба подается заявителем непосредственно в таможенный орган нарочным, датой подачи считается дата регистрации жалобы в подразделении документационного обеспечения. Если заявитель направляет жалобу почтой, датой отправки считается дата, указанная на почтовом штемпеле, проставленном на конверте отделением связи. В случае направления жалобы посредством экспресс-перевозчика датой отправки жалобы является дата, указанная на накладной, сопровождающей конверт с жалобой.

В случае, если информация о дате получения лицом обжалуемого решения отсутствует, необходимо принять меры для уточнения указанной даты через таможенный орган, направивший данное решение в адрес лица. В случае, если необходимая информация в таможенном органе отсутствует, следует исходить из того, что данное решение было получено лицом в течение сроков, установленных для пересылки и доставки письменной корреспонденции в соответствии со статьей 16 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 176-ФЗ "О почтовой связи" и с Нормативами частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольными сроками пересылки письменной корреспонденции, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2006 г. N 160.

Если заявителем обжалуется решение, действие (бездействие) таможенного органа, бывшее предметом первичного обжалования, срок для его обжалования следует исчислять с момента получения лицом решения таможенного органа по жалобе.

При решении вопроса о восстановлении пропущенного срока обжалования следует исходить из того, что возможность признания указанной заявителем причины уважительной должна определяться индивидуально в каждом конкретном случае с учетом всех обстоятельств. В качестве оснований для восстановления пропущенного срока могут служить обстоятельства, затруднившие своевременное получение информации об обжалуемом решении, действии (бездействии), либо обстоятельства, ставшие препятствием для обращения с жалобой в установленные сроки.

Заявление о восстановлении срока для подачи жалобы может быть подано как в виде самостоятельного документа, так и содержаться в тексте жалобы.

Восстановление срока для обжалования выражается в фактическом принятии жалобы к рассмотрению и не требует вынесения отдельного решения. Причины отказа в восстановлении срока обжалования отражаются в решении об отказе в рассмотрении жалобы по существу.

21. В соответствии с частью 1 статьи 42 Федерального закона о таможенном регулировании жалоба должна быть подписана лицом, чьи права, по его мнению, нарушены, или его представителем собственноручно. Жалоба, поступившая по информационным системам общего пользования (факс, электронная почта), посредством телеграфной связи, а также с использованием для ее подписания аналогов собственноручной подписи (например, факсимиле) считается поданной без соблюдения требования о ее подписании.

В рассмотрении такой жалобы должно быть отказано на основании пункта 2 части 1 статьи 44 Федерального закона о таможенном регулировании независимо от наличия ссылки в тексте жалобы на последующую досылку жалобы почтой.

22. В основу принятия решения об отказе в рассмотрении жалобы по причине нарушения требований к содержанию жалобы, установленных частью 2 статьи 42 Федерального закона о таможенном регулировании, необходимости указания существа обжалуемого решения, действия (бездействия) могут быть положены результаты исследования сведений, содержащихся в жалобе, и представленных с ней документов.

Следует различать отсутствие в жалобе существа обжалуемого решения, действия (бездействия) и неподтверждение изложенных в жалобе обстоятельств, составляющих предмет обжалования. Если из текста жалобы не представляется возможным установить обстоятельства, позволяющие идентифицировать решение, действие (бездействие), с принятием, совершением (допущением) которого заявитель не согласен, такая жалоба не содержит существа обжалуемого решения, действия (бездействия) и в ее рассмотрении должно быть отказано на основании пункта 2 части 1 статьи 44 Федерального закона о таможенном регулировании.

При несоблюдении лицом, обратившимся с жалобой, установленных требований о необходимости указания в жалобе места жительства физического лица, места нахождения юридического лица решение об отказе в рассмотрении жалобы по существу принимается и регистрируется, однако лицу, обратившемуся с жалобой, не направляется. Данное решение хранится в материалах жалобы и выдается лицу при его обращении в таможенный орган.

23. В случае отказа в рассмотрении жалобы на основании пункта 3 части 1 статьи 44 Федерального закона о таможенном регулировании в связи с принятием судом к рассмотрению жалобы (заявления) аналогичного содержания либо вынесением по ней судебного решения информация об этих обстоятельствах должна быть подтверждена копиями определения (повестки) судебного органа либо судебного решения, поступившими из таможенного органа, решение, действие (бездействие) которого обжалуется, в официальном порядке, в том числе в случаях, когда заявитель ссылается на указанные обстоятельства в жалобе.

Наряду с определением о принятии заявления к производству суда и подготовке дела к судебному разбирательству, повесткой или судебным решением до принятия решения об отказе в рассмотрении жалобы по существу необходимо изучить содержание направленного в суд заявления с целью сопоставления предметов обжалования.

Наличие вступившего в законную силу решения суда не по существу обжалуемого в таможенном органе решения, действия (бездействия), но по обстоятельствам, имеющим юридическое значение для принятия решения по жалобе, не является основанием для отказа в ее рассмотрении. Вместе с тем при рассмотрении жалобы указанным обстоятельствам не может быть дана правовая оценка, отличная от содержащейся в решении суда, в силу принципа обязательности судебного решения для всех государственных органов. Приведение в решении по жалобе доводов, дополнительных к изложенным в решении суда, при этом не исключается.

Необходимо отметить, что факт обращения таможенного органа в суд с заявлением, например, о принудительном взыскании с физического лица таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов, процентов и пеней, неотрывно связанным с предметом поступившего в таможенный орган обращения, также не является основанием для отказа в рассмотрении жалобы по существу. В данном случае лицу направляется ответ со ссылкой на преюдициальное значение судебного решения и разъяснением о том, что правовая оценка обстоятельствам, которые являются предметом обращения лица, уже была дана ранее судом в рамках гражданско-процессуального производства, а решения, принятые судом, могут быть изменены или отменены только в судебном порядке, предусмотренном Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации. Таможенные органы не имеют правовых оснований для переоценки сделанных судом выводов относительно правомерности/неправомерности действий таможенных органов. Если на момент подачи жалобы решение суда еще не принято, то лицу разъясняется, что только судом в рамках гражданско-процессуального производства может быть дана правовая оценка обстоятельствам, изложенным в его обращении.

24. При поступлении жалобы, предметом которой является решение, действие (бездействие) органа, не являющегося таможенным органом, или должностного лица органа, не являющегося таможенным органом, в рассмотрении такой жалобы должно быть отказано на основании пункта 4 части 1 статьи 44 Федерального закона о таможенном регулировании (иные действия при поступлении такой жалобы определены пунктом 14 настоящих Методических рекомендаций).

В рассмотрении жалоб на решения, действия (бездействие) организаций, не относящихся к числу государственных органов (складов временного хранения, таможенных перевозчиков и др.), также следует отказать на основании пункта 4 части 1 статьи 44 Федерального закона о таможенном регулировании, при этом дополнительно указывается ссылка на часть 1 статьи 36 Федерального закона о таможенном регулировании.

25. Статьей 39 Федерального закона о таможенном регулировании установлены требования к подтверждению полномочий лиц при обжаловании решений, действий (бездействия) таможенного органа или его должностного лица и участию представителей при обжаловании решений, действий (бездействия) таможенного органа или его должностного лица.

В рассмотрении жалобы, поданной лицом, полномочия которого не подтверждены в порядке, установленном названной статьей Федерального закона о таможенном регулировании, должно быть отказано на основании пункта 5 части 1 статьи 44 Федерального закона о таможенном регулировании.

При отказе в рассмотрении жалобы в данном случае необходимо принимать во внимание следующее.

Согласно части 1 статьи 52 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации права, свободы и законные интересы недееспособных или не обладающих полной дееспособностью граждан защищают их родители, усыновители, опекуны, попечители или иные лица, которым это право предоставлено Федеральным законом от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве".

Полномочия представителя ликвидационной комиссии, выступающего от имени ликвидируемой организации, подтверждаются в соответствии с гражданским законодательством решением учредителей (участников) юридического лица либо органа юридического лица, уполномоченного на это учредительными документами, или суда о ликвидации юридического лица и решением о назначении ликвидационной комиссии.

В интересах физического лица, индивидуального предпринимателя и организаций жалоба может быть подана адвокатом и иным оказывающим юридическую помощь лицом. Полномочия адвоката в соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" удостоверяются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием, или доверенностью, содержащими поручение или право на подачу жалобы на решение, действие (бездействие) в области таможенного дела. Отсутствие в ордере либо доверенности указанных полномочий является основанием для отказа в рассмотрении жалобы по существу.

Жалоба, поданная в интересах юридического лица, может быть подписана единоличным исполнительным органом (генеральным директором, директором, президентом компании), то есть лицом, представляющим интересы организации в соответствии с законодательством государства, в котором зарегистрировано юридическое лицо (например, в соответствии со статьей 40 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью"), либо лицом, полномочия которого подтверждаются надлежащим образом оформленной доверенностью (копия доверенности заверяется выдавшим ее лицом либо нотариусом в соответствии со статьей 185 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Для подтверждения полномочий руководителя организации, действующего от имени организации, представляются следующие документы:

- документы, удостоверяющие его служебное положение, - приказ о назначении на должность либо решение участников организации (общества) или выписка из ЕГРЮЛ с отметкой налогового органа о ее выдаче со сроком давности не более года;

- учредительные документы - копия устава организации, зарегистрированного в налоговом органе, в качестве иных документов - учредительный договор и др., в том числе выписка из ЕГРЮЛ с отметкой налогового органа о ее выдаче и сроком давности не более года.

Документы, подтверждающие полномочия руководителя или представителя организации, должны быть приложены к жалобе и представлены либо в оригинале, либо надлежащим образом заверенных копиях. Допускается представление выписки из устава, содержащей необходимые для подтверждения полномочий сведения, а также копии выписки из ЕГРЮЛ, заверенных печатью организации.

Полномочия лиц, исполняющих обязанности руководителя организации, подтверждаются вышеуказанными документами, а также приказом об исполнении обязанностей.

При изучении представленных документов следует обращать внимание на сроки исполнения обязанностей, если таковые определены.

Необходимо также уточнить круг лиц, обладающих правом представлять интересы организации без доверенности, сведения о которых указаны в том числе в выписке из ЕГРЮЛ.

Если из представленных документов невозможно сделать однозначный вывод о наличии у лица, подавшего жалобу, права на представление интересов организации, принимается решение об отказе в рассмотрении жалобы по существу.

Доверенность от имени организации должна быть подписана ее руководителем или иным уполномоченным лицом и скреплена печатью организации. При этом также должны быть представлены документы, подтверждающие полномочия лица, ее выдавшего.

Если доверенность заверена нотариально, представление иных документов не требуется, так как полномочия лица, ее выдавшего, проверяются нотариусом.

Доверенность от имени гражданина может быть удостоверена нотариально или в ином установленном федеральным законом порядке.

Доверенность от имени индивидуального предпринимателя должна быть им подписана и скреплена его печатью или может быть удостоверена нотариально или в ином установленном федеральным законом порядке.

При решении вопроса о подтверждении полномочий лица, подающего жалобу на основании доверенности, необходимо изучить ее содержание и установить, предусматривает ли круг полномочий, представленный доверителем, право на обращение с жалобой в таможенные органы на решение, действие (бездействие) в области таможенного дела.

Документы, составленные на иностранном языке либо удостоверенные компетентным органом иностранного государства, могут быть приняты в качестве подтверждающих полномочия лица, от имени которого подается жалоба, если они переведены на русский язык и легализованы или удостоверены путем проставления апостиля согласно порядку, установленному законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, когда такая легализация или удостоверение не требуется. Если вместе с жалобой в качестве подтверждения соответствующих полномочий представляется ксерокопия апостилированной доверенности либо иного документа, она должна быть надлежащим образом заверена, то есть в этом случае заверена нотариусом на территории Российской Федерации.

В соответствии со статьями 3 - 5 Конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов, от 5 октября 1961 г. (далее - Гаагская конвенция) на документах, совершенных компетентными органами одного государства и предназначенных для использования на территории другого государства, проставляется специальный штамп (апостиль). Апостиль удостоверяет подлинность подписи, качество, в котором выступало лицо, подписавшее документ, и, в надлежащем случае, подлинность печати или штампа, которым скреплен этот документ. Подпись, печать или штамп, проставляемые компетентным органом на апостиле, не требуют никакого дальнейшего заверения или легализации, а документ, на котором проставлен апостиль, может быть использован в любой из стран - участниц Гаагской конвенции, в число которых входит Российская Федерация и заявленная в апостиле страна.

Вместе с тем представляемые с жалобой в качестве подтверждения соответствующих полномочий ксерокопии апостилированных доверенностей могут быть не заверены надлежащим образом, то есть не заверены нотариусом на территории Российской Федерации, в связи с чем такие ксерокопии доверенностей не могут быть приняты в качестве юридически значимого документа.

Следует отметить, что копия - это документ, имеющий равную с подлинником юридическую силу только в том случае, если верность копии заверена либо нотариально, либо той организацией, которая выдала документ. В данном случае доверенность должна быть заверена нотариально, поскольку ксерокопии представляемых апостилированных доверенностей, выданных иностранным лицом без надлежащего заверения на территории Российской Федерации, не могут служить документом, подтверждающим полномочия лица, обратившегося с жалобой.

26. В случае подачи жалобы лицом, права, свободы или законные интересы которого не были затронуты, которому не созданы препятствия к их реализации и на которого не возлагалась какая-либо обязанность вследствие того, что обжалуемое решение, действие (бездействие) принималось, совершалось (допускалось) в отношении иного лица (например, в случае, когда декларирование товаров осуществлялось одним лицом, а жалобу подает лицо, которое приобрело этот товар после его выпуска для свободного обращения на таможенной территории Таможенного союза), в рассмотрении такой жалобы должно быть отказано на основании пункта 6 части 1 статьи 44 Федерального закона о таможенном регулировании.

27. С учетом положений пункта 7 части 1 статьи 44 Федерального закона о таможенном регулировании не может быть принята к рассмотрению жалоба на решение, действие (бездействие), по своему характеру не нарушающее прав, свобод или законных интересов заявителя, не создающее препятствий к их реализации и не возлагающее на него дополнительные обязанности (например, акт камеральной таможенной проверки, заключение эксперта о качественных характеристиках товаров, письмо информационного характера).

28. При поступлении в таможенный орган жалобы, аналогичной по содержанию жалобе, рассмотренной по существу этим же таможенным органом в отношении того же заявителя и о том же предмете жалобы, в ее рассмотрении должно быть отказано на основании пункта 8 части 1 статьи 44 Федерального закона о таможенном регулировании.

29. Из пункта 9 части 1 статьи 44 Федерального закона о таможенном регулировании следует, что в случае отсутствия в обращении предмета обжалования, то есть если факт принятия таможенным органом решения, совершения действия (допущения бездействия) не подтвердился, в рассмотрении жалобы должно быть отказано.

Как правило, условиями принятия решения об отказе в рассмотрении жалобы по существу в таком случае является представление таможенным органом, решение, действие (бездействие) которого обжалуется, документального подтверждения отсутствия факта принятия решения, совершения действия (допущения бездействия).

Решение об отказе в рассмотрении жалобы по существу должно быть принято не позднее 5 (пяти) рабочих дней со дня получения таможенным органом, рассматривающим жалобу, соответствующей письменной информации таможенного органа, решение, действие (бездействие) которого обжалуется, свидетельствующей о наличии оснований, препятствующих рассмотрению жалобы.

Если в ходе рассмотрения жалобы принято решение в соответствии с частью 3 статьи 42 Федерального закона о таможенном регулировании о приостановлении срока ее рассмотрения до представления лицом запрошенных таможенным органом документов и сведений, необходимых для подтверждения факта принятия обжалуемого решения, совершения действия (бездействия), и заявителем не представлены данные документы, принимается решение об отказе в рассмотрении жалобы по существу.