Дополнение D33.2. Установление и увеличение ресурсов авиационных двигателей, их модулей и основных деталей

ДОПОЛНЕНИЕ D33.2 - УСТАНОВЛЕНИЕ И УВЕЛИЧЕНИЕ РЕСУРСОВ

АВИАЦИОННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ, ИХ МОДУЛЕЙ И ОСНОВНЫХ ДЕТАЛЕЙ

D33.2.1. При установлении и увеличении ресурсов авиационных двигателей, их модулей и основных деталей Заявитель может использовать следующие виды стратегии управления ресурсом:

(1) Все виды ресурсов двигателя/модуля (назначенный, до первого капитального ремонта, межремонтный) и назначенный ресурс его основных деталей устанавливаются и увеличиваются на основании результатов их ресурсных испытаний и анализа опыта эксплуатации. Эксплуатация двигателя (модуля) осуществляется с обязательным снятием для капитального ремонта после выработки любого из установленных видов ресурсов.

(2) Устанавливается и увеличивается только назначенный ресурс основных деталей двигателя на основании ресурсных испытаний этих деталей и опыта эксплуатации. Эксплуатация двигателя (модуля) осуществляется в пределах эксплуатационного ресурса, устанавливаемого с заменой модулей (или основных деталей) при выработке ими установленных назначенных ресурсов.

(3) Устанавливается и увеличивается только назначенный ресурс основных деталей двигателя на основании использования экспериментально обоснованных методов расчета ресурса и статистических данных по конструкционной прочности материалов и опыта эксплуатации аналогичных конструкций. Эксплуатация двигателя (модуля) осуществляется в пределах эксплуатационного ресурса, с заменой модулей (или основных деталей) при выработке ими установленных назначенных ресурсов.

Примечания:

1. Установление ресурсов основных деталей, ресурс которых устанавливается в циклах, производится в соответствии с требованиями 33.70 независимо от выбранной стратегии управления ресурсом.

2. По согласованию с Компетентным органом допускается использование совмещения стратегий, например установление назначенного ресурса основных деталей и межремонтного ресурса двигателя (модуля).

D33.2.2. Применение стратегии управления ресурсом, описанной в D33.2.1(2) или (3), допустимо при следующих условиях:

- достаточная контролепригодность, обеспечивающая получение объективной информации, требуемой для достоверной оценки эксплуатационной технологичности двигателя, технического состояния двигателя (модуля), и прогнозирования отказов с опасными, связанными с двигателем, последствиями согласно 33.75 с помощью средств и методов контроля и диагностики;

- применение методов и средств технического обслуживания, обеспечивающих безопасность эксплуатации двигателя;

- подтверждение эффективности планируемых методов и средств технического обслуживания и ремонта по опыту эксплуатации двигателей-аналогов Заявителя;

- положительный опыт эксплуатации двигателя (модуля) и/или двигателей-аналогов (модулей-аналогов) Заявителя, основанный на анализе эксплуатации парка двигателей (модулей) и их дефектации при ремонтах, обеспечение соответствия установленной наработки на выключение двигателя в полете, отсутствие опасных, связанных с двигателем последствий согласно 33.75.

D33.2.3. Установление и увеличение назначенного ресурса основных деталей двигателя на основании использования экспериментально обоснованных методов расчета ресурса и статистических данных по конструкционной прочности материалов и опыта эксплуатации аналогичных конструкций по D33.2.1(3) допустимо при следующих условиях:

- выполнение условий, приведенных в D33.2.2;

- наличие банка данных по конструкционной прочности материалов основных деталей, позволяющего дать надежную статистически обоснованную оценку ресурса этих деталей с учетом влияния конструктивных, технологических и эксплуатационных факторов;

- экспериментальное подтверждение применяемого метода определения ресурса основных деталей с учетом характерных особенностей их конструкции, технологии изготовления и условий эксплуатации.

D33.2.4. Для основных деталей двигателя должен быть обеспечен объективный учет наработки в процессе эксплуатации (в циклах и/или часах) в зависимости от введенного ограничения ресурса этих деталей.