5.1.1 Применимость методов проверки тормозных систем

5.1.1.1 Эффективность торможения и устойчивость КТС при торможении рабочей тормозной системой и эффективность торможения запасной тормозной системой проверяют на роликовых стендах силового или инерционного типа либо в дорожных условиях инерционным методом с использованием прибора для проверки тормозных систем в дорожных условиях или прибора для регистрации тормозной диаграммы.

Стояночную тормозную систему проверяют тремя методами: по скатыванию с уклона нормативной величины, на роликовых стендах для проверки тормозов и инерционным методом в дорожных условиях (только КТС, для которых такая проверка допускается изготовителем в эксплуатационной документации).

Вспомогательную тормозную систему проверяют только в дорожных условиях инерционным методом в установленном интервале скорости движения КТС.

5.1.1.2 Допускается проверять показатели эффективности торможения и устойчивости КТС при торможении методами и способами, эквивалентными установленным настоящим стандартом, если они регламентированы нормативными документами. На заводах - изготовителях КТС допускается проверять эффективность торможения и устойчивость при торможении вновь изготовленных КТС иными методами, регламентируемыми документацией изготовителя.

5.1.1.3 Работоспособность в режиме аварийного (автоматического) торможения рабочей тормозной системы прицепов (полуприцепов) категорий O3 и O4 с пневматическим тормозным приводом проверяют на неподвижном КТС путем отсоединения соединительной головки питающей магистрали и органолептического отслеживания перемещения штоков тормозных камер прицепа (полуприцепа).

5.1.1.4 Работоспособность инерционного тормоза прицепов категорий O1, O2 проверяют на роликовом стенде для проверки тормозов. Прицеп последовательно устанавливают колесами каждой оси на ролики стенда, отсоединяют тягу инерционно-механического привода от устройства управления, подключают в сцепке между автомобилем и прицепом нагружатель сцепной головки согласно инструкции по эксплуатации нагружателя. Включают роликовый стенд, нагружателем прикладывают нормативное усилие к головке сцепного устройства одноосных прицепов (не более 0,1, а для остальных прицепов - не более 0,067 веса полностью груженого прицепа, соответствующего его технически допустимой максимальной массе). Выполняют измерения тормозных сил колес на роликовом стенде и расчет достигнутой удельной тормозной силы прицепа и относительной разности тормозных сил колес оси по приложению А.

5.1.1.5 КТС, оборудованные АБС, которая автоматически отключается при скорости движения меньшей, чем окружная скорость рабочей поверхности роликов стенда, проверяют только в дорожных условиях инерционным методом.

5.1.1.6 КТС, оборудованные коробкой передач с автоматическим (роботизированным) переключением, буксировка которых на нейтральной передаче запрещена изготовителем, а также снабженные самоблокирующимся неотключаемым дифференциалом или жесткой межосевой связью, проверяют только в дорожных условиях либо на специально предназначенных для этого стендах.

5.1.1.7 КТС, у которых наименьшее расстояние между внутренними боковыми поверхностями шин, расположенных по разным его бортам хотя бы одной оси, менее 0,9 м или наибольшее расстояние между наружными боковыми поверхностями шин, расположенных по разным его бортам хотя бы одной оси, более 2,6 м, а также у которых дорожный просвет менее 100 мм, проверяют только в дорожных условиях или на специально предназначенных для этого роликовых стендах.

5.1.1.8 Тормозные системы прицепов (полуприцепов) снаряженной массы проверяют в составе автопоезда только на роликовых стендах, а прицепов (полуприцепов) технически допустимой максимальной массы в составе автопоезда - на роликовых стендах и инерционным методом в дорожных условиях.

5.1.1.9 Относительная погрешность измерения не должна превышать при определении, %:

- тормозного пути

00000053.wmz5

- тормозной силы (для стендов, изготовленных после 01.01.2008)

00000054.wmz3

- тормозной силы (для стендов, изготовленных до 01.01.2008)

00000055.wmz7

- усилия на органе управления

00000056.wmz7

- установившегося замедления

00000057.wmz4

- давления воздуха в пневматическом или пневмогидравлическом тормозном приводе

00000058.wmz5

- усилия вталкивания сцепного устройства прицепов, оборудованных инерционным тормозом

00000059.wmz5

- массы транспортного средства

00000060.wmz3

Абсолютная погрешность измерения не должна превышать при определении:

- продольного уклона площадки для выполнения торможений

00000061.wmz1

- начальной скорости торможения, км/ч

00000062.wmz1

- времени срабатывания тормозной системы, с

00000063.wmz0,1

- времени запаздывания тормозной системы, с

00000064.wmz0,1

- времени нарастания замедления, с

00000065.wmz0,1.

Примечание - Погрешность расчетного определения начальной скорости по результатам измерения замедления КТС при торможении - не более 00000066.wmz2 км/ч.

5.1.1.10 Для стендов, изготовленных после 01.01.2018 г., порог проскальзывания, при достижении которого в процессе торможения автоматически фиксируется значение тормозной силы, должен устанавливаться на уровне 30%. Для пользователей стендов это значение порога проскальзывания должно быть неизменяемым.

5.1.1.11 Система управления стенда и регистрации результатов измерения тормозных сил должна допускать выполнение двух торможений колес каждой оси КТС. В первом из торможений обе тормозные силы регистрируют одновременно в момент достижения порога проскальзывания опережающим колесом. По полученным значениям тормозных сил рассчитывают относительную разность тормозных сил колес оси и удельную тормозную силу. Второе торможение выполняют только при необходимости, для уточнения удельной тормозной силы при сравнительно небольшом ее несоответствии нормативу и, одновременно, удовлетворительной, но уже близкой к нормативу относительной разности тормозных сил колес одной или нескольких осей КТС. Во втором торможении тормозные силы фиксируют в моменты достижения порога проскальзывания каждым из колес оси порознь. По полученным значениям тормозных сил рассчитывают только уточненное значение удельной тормозной силы КТС, по которому оценивают эффективность торможения.

5.1.1.12 При проведении проверок тормозных систем на роликовых стендах и в дорожных условиях должны соблюдаться предписания по безопасности труда национальных нормативных документов и руководства (инструкции) по эксплуатации роликового стенда.