Системы сбора, обработки и анализа данных, искусственного интеллекта и кибер-безопасности

Системы сбора, обработки и анализа данных, искусственного

интеллекта и кибер-безопасности

Автомобиль, с учетом роста подключенных устройств, также представляет собой объект, генерирующий большое количество данных, начиная от местоположения, определенного при помощи ГНСС приемника и заканчивая состоянием автомобиля или водителя. Согласно аналитическим исследованиям, объем накопленной в мире информации к 2025 году составит 163ZB (Зеттабайт), то есть в 10 раз больше, чем сегодня <11>. Уже в 2016 году среднестатистический пользователь генерировал около 650 Мбайт данных в день, используя компьютер, смартфон или носимые гаджеты. К 2020 году этот показатель вырастет до 1,5 Гбайт данных в день. То есть менее чем за четыре года рост составит более 100%. Но даже это совсем немного по сравнению с тем объемом данных, который будут генерировать автомобильные системы с интеллектуальными возможностями. Так, для принятия решений беспилотным автомобилям нужны камеры, генерирующие поток порядка 20 - 60 Мбайт/с, радары (до 10 Кбайт/с), ультразвуковые локаторы (10 - 100 Кбайт/с), GPS-системы (около 50 Кбайт/с), лидары (порядка 10 - 70 Мбайт/с) <12>. По приблизительным оценкам, автомобиль, оборудованный всеми возможными технологиями, будет генерировать около 4 Тбайт данных в день.

--------------------------------

<11> http://www.businesswire.com/news/home/20170403006056/en/Seagate-Advises-Global-Business-Leaders-Entrepreneurs-Sharpen.

<12> https://newsroom.intel.com/editorials/krzanich-the-future-of-automated-driving.

Данные смартфона (ID), объединенные с данными CAN представляют максимальную ценность для таргетированной рекламы, скорингов, логистики, картографии, развития транспортной инфраструктуры и автопилотируемых ТС. Уже сейчас, например, данные о манере вождения активно используются страховыми компаниями, представляющими полисы "умного страхования", а данные о местонахождении и передвижении автомобилей помогают оптимизировать траффик на дорогах и разрабатывать модели строительства дорог. Потребители готовы давать доступ к данным, если это уменьшит стоимость владения AM, включая расходы на страховку, сервис, топливо. Данные привлекают интернет-компании с большими ресурсами и опытом, которые начинают конкурировать с OEM. Использование информации о стиле вождения владельца автомобиля дает широкие возможности для развития сервисов страховой телематики. В страховой телематике можно выделить два основных направления: "умное" страхование и фиксация и реконструкция обстоятельств ДТП.

Данные с автомобиля и автомобильных устройств передаются по каналам 3G/4G/Wi-Fi/V2I в защищенный "облачный" сервис. Используя любое мобильное устройство (на iOS или Android), автомобилист может подключаться к "облаку" и пользоваться:

а) телематическими услугами и сервисами - удаленной диагностикой автомобиля, статистикой расходов на ремонт, расхода топлива и т.д.;

б) навигационными и геолокационными сервисами - информацией о маршрутах движения, местах парковок, заправок, данными о препятствиях на пути следования и т.п.;

в) информационно-развлекательными сервисами - потоковым аудио и видео, радиоканалами и бесплатным мессенджером;

г) данными в "облаке" - записями с видеорегистратора, аудио- и видеофайлами.

Возрастающее количество данных, таких, как информация о наличии других участников движения в непосредственной близости от автомобиля, дорожных знаках, либо сигналах светофора, полученная с камер, радаров и лидаров, и потребность в их обработке превращает современный автомобиль в мощную вычислительную платформу. Технологии искусственного интеллекта помогают проводить анализ состояния ТС и осуществлять принятие решения в режиме реального времени. Технологии искусственного интеллекта уже сегодня применяются, чтобы сделать владение автомобилем более комфортным. Например, встроенная система может запоминать наиболее частные маршруты, положение кресел и зеркал, общаться с водителем, понимая голосовые команды, такие как поиск информации или изменение параметров маршрута. Например, Toyota представила новый концепт Concept-i, оснащенный системой ИИ Yui, которая осуществляет не только все вышесказанное, но и может определить настроение владельца или состояние его здоровья.

Еще большее значение технологии ИИ имеют в беспилотных автомобилях, когда автомобиль должен сам принимать решения на основании полученной извне и обработанной информации. Бортовой компьютер с системой искусственного интеллекта от Bosch распознает пешеходов и велосипедистов. Помимо идентификации объектов, ИИ упрощает для автоматизированного транспорта оценку ситуации. К примеру, машины, которые включают сигналы при повороте, с большей вероятностью поменяют полосу движения, чем те, которые этого не делают. Как результат, беспилотные автомобили с системой ИИ могут распознавать и оценивать сложную дорожную обстановку, например, учитывать траекторию движения встречного автомобиля, который совершает поворот.

С ростом количества данных возникает вопрос о том, кому должны принадлежать данные и кто несет ответственность за их сохранность. В настоящее время нет согласованного решения по данному вопросу, но ведутся активные обсуждения на уровне регуляторов. Производители и пользователи автомобилей при этом по-разному видят, кто должен иметь право на доступ к этим данным. Согласно ежегодному исследованию KPMG Global Automotive Executive Survey 2017, примерно треть руководителей автоконцернов уверены, что пользователи доверят им свои данные, в то время как 48% владельцев автомобилей считают, что доступ к данным могут иметь только они сами <13>.

--------------------------------

<13> Global Automotive Executive Survey 2017, KPMG.

С одной стороны, необходимо обеспечить защиту данных от внешнего несанкционированного доступа, а с другой, предоставить возможность беспрепятственного обмена, например, между участниками движения при помощи технологий V2X. Таким образом, автомобиль будущего становится уязвимой целью для хакеров. В 2015 году хакеры ради эксперимента взломали на расстоянии Jeep Cherokee. Воспользовавшись уязвимостью мультимедийного комплекса Uconnect, они получили удаленный доступ к аудиосистеме, стеклоочистителям, рулевому управлению, трансмиссии и даже тормозам. При этом для взлома системы автомобиля достаточно знать внешний IP-адрес жертвы, чтобы перезаписать код в головном устройстве машины. Концерн тут же выпустил программную заплатку для Uconnect, которую можно поставить либо у официальных дилеров, либо, при наличии технических навыков, самостоятельно через USB-порт. Возможен также локальный перехват управления через диагностический порт OBD-II, и подмена обновлений ПО через фальшивую сотовую базовую станцию. Например, в 2016 году хакеры из Tencent Keen Security с расстояния почти 20 км перехватили контроль над хэтчбеком Tesla Model S с функцией обновления прошивки по "воздуху": открывали багажник на ходу, складывали зеркала, тормозили <14>.

--------------------------------

<14> https://www.autonews.ru/news/59afac259a79471c3db23861/.

Российский лидер систем ИТ-безопасности "Лаборатория Касперского" показывает 11 потенциально опасных точек в автомобиле и предлагает собственную защищенную операционную систему с контролируемым межпроцессным взаимодействием KasperskyOS для головных устройств после получения всех необходимых сертификатов. В ее основе 2 основополагающих архитектурных принципа - изоляция и контроль коммуникации. Изоляция гарантирует, что две независимые сущности не смогут никак повлиять друг на друга. Контроль коммуникаций гарантирует, что две независимые сущности, которые должны взаимодействовать для работы системы, будут делать это четко в соответствии с политиками безопасности. Ключевой компонент безопасной ОС - Kaspersky Security System (KSS) <15>.

--------------------------------

<15> https://www.kaspersky.ru/blog/cars-cybersecurity/4146//.

Аналитики McKinsey уверены, что автомобили должны выходить с конвейера cybersecurity native, то есть с безопасностью, заложенной в архитектуре, а не довольствоваться антивирусными заплатками, поскольку из-за сложности продуктовой цепочки создания автомобиля возникает множество пунктов, где может возникнуть слабое место. "Быстрые решения" по устранению уязвимости не только добавляют сложность, стоимость и иногда вес программному обеспечению, но их также проще взломать, поскольку они не решают проблему структурно <16>.

--------------------------------

<16> Shifting gears in cyber security for connected cars. McKinsey, 2017.