12.5 Правила и процедуры взаимодействия субъектов антимонопольного регулирования и защиты от недобросовестной конкуренции при злоупотреблениях со стороны правообладателей

К общим правилам и процедурам взаимодействия субъектов антимонопольного регулирования и защиты от недобросовестной конкуренции, указанным в разделе 6, при злоупотреблениях со стороны правообладателей, в том числе перечисленных в 12.3, могут быть также отнесены:

- возможность обращения заявителя в антимонопольный орган и в СИП;

- обращение антимонопольного органа в интересах развития конкуренции в суд с требованием запретить/ограничить оборот товара хозяйствующего субъекта с ОИС, занимающего доминирующее положение на рынке;

- возможность выдачи судом принудительной лицензии.

Если совместные исследования и разработки проводятся участниками, способными существенно ограничить конкуренцию на рынке технологии или товара, то ФАС может признать недопустимыми данные действия вследствие необоснованного ограничения конкуренции. Исключениями могут быть признаны отношения сторон соглашения, если общая доля участвующих в таких исследованиях лиц не превышает на рынке 20%. В этом случае совместные исследования должны быть признаны законными.

В каждой конкретной ситуации антимонопольный орган учитывает факторы, подлежащие проверке при определении необоснованного ограничения конкуренции: характер исследований (фундаментальные, прикладные, исследования с целью исследования); необходимость совместного проекта; продолжительность проекта; антиконкурентные риски для других компаний. Установление правообладателем условий для предоставления лицензии другим предпринимателям может рассматриваться в качестве действий, направленных на контроль бизнеса лицензиатов или блокирование бизнеса конкурентов. Если подобные действия приводят к ограничению конкуренции в конкретной сфере, то они должны быть рассмотрены в качестве фактора монополизации.

При этом антимонопольный орган дает оценку следующим действиям:

а) обладает ли лицензиар рыночным влиянием на связывающий продукт;

б) оказывает ли соглашение неблагоприятное воздействие на конкуренцию на соответствующем рынке на связывающий продукт или связанный продукт;

в) не преобладают ли антиконкурентные последствия над эффективностью соглашения.

Признаком правомерности пакетного лицензирования, создания патентных пулов является включение в пакет только тех лицензий, отсутствие которых приведет к невозможности создания товара с ОИС.

Если патентообладатель отказывает в заключении лицензионного договора, то потенциальный лицензиат может в упрощенном порядке обратиться в суд с иском к патентообладателю о предоставлении принудительной простой (неисключительной) лицензии на использование на территории России ОИС, охраняемого патентом. Принудительная лицензия выдается в следующих случаях:

а) когда со стороны патентообладателя как монополиста осуществляется контроль ОИС;

б) у конкурентов отсутствует возможность самостоятельно разработать данный ОИС;

в) патентообладатель отказывает в лицензии на использование ОИС конкурентам;

г) существует возможность предоставления использования ОИС на основе лицензии.

Если правообладатель заключает лицензию с навязыванием условий о перекрестном лицензировании, то есть в случае заключения соглашения двух или более правообладателей различных ОИС о лицензировании друг друга или третьих лиц, то потенциальный лицензиат может обратиться в антимонопольный орган, который дает оценку соглашения о перекрестном лицензировании или объединении правообладателей различных ОИС на предмет достижения фиксации цен или разделения рынка.

При осуществлении надзора и контроля соответствия при злоупотреблениях со стороны правообладателей и в целях предупреждения недобросовестной конкуренции особое внимание обращается на критерии, несоблюдение которых создает риски интеллектуальной собственности, указанные в 9.5.1, 9.5.3, при которых возможно применение мер антимонопольного регулирования, указанных в 7.10, 7.11.