Срок действия документа ограничен 1 марта 2029 года.

18.7. Количественное определение выбросов CO2 от сжигания моторного топлива и других видов топливно-энергетических ресурсов на воздушном транспорте

18.7. Количественное определение выбросов CO2 от сжигания моторного топлива и других видов топливно-энергетических ресурсов на воздушном транспорте.

Расчет выполняется в соответствии с требованиями, приведенными в томе IV Приложения 16 к Конвенции о международной гражданской авиации (ИКАО).

При оценке учитывают выбросы CO2, возникающие в результате потребления авиационного топлива на всех типах воздушных судов, используемых организациями для осуществления внутренних (DOM) или международных (INT) полетов, включая рейсы без коммерческой загрузки, регулярные и нерегулярные перевозки пассажиров, грузов, багажа и почты, а также наземного транспорта.

При расчете не учитываются выбросы CO2 от:

- полетов военной авиации и авиации специального назначения, учебно-тренировочных полетов, литерные рейсы и другие виды перевозок за исключением коммерческих воздушных перевозок;

- воздушных судов, отличных от гражданских воздушных судов, выполняющих рейсы в соответствии с действующим сертификатом эксплуатанта;

- использования смазочных материалов и специальных жидкостей для эксплуатации авиационной техники.

Выбросы CO2 от сжигания топлива наземным транспортом в аэропортах рассчитывается в соответствии с методикой определение выбросов CO2 от сжигания топлива в двигателях автотранспортных средств, предусмотренной пунктом 18.4 настоящего приложения, по формуле (18.2).

Эксплуатант воздушных судов, использующий один из методов мониторинга потребления топлива, предусмотренных в добавлении 2 к тому IV Приложения 16 к Конвенции о международной гражданской авиации (ИКАО), рассчитывает выбросы CO2 от сжигания топлива в двигателях воздушных судов от внутренних и международных полетов по следующей формуле (18.5):

00000134.wmz, (18.5)

где:

ECO2,y - выбросы CO2 от сжигания топлива в двигателях воздушных судов от внутренних (DOM) и международных (INT) полетов за период y, т CO2;

FCDOM/INT,j,y - расход топлива вида j за период y, т;

EFj - коэффициент преобразования топлива j, т CO2/т;

j - вид топлива (Jet-A/Jet-A1, AvGas, Jet-B).

Значение коэффициента преобразования топлива (EFj) применяется для топлива Jet-A/Jet-A1 - 3,16 т CO2/т, для топлива AvGas или Jet-B - 3,10 т CO2/т.

В случае, если количество топлива определено в единицах объема, то масса потребленного топлива (FCDOM/INT,j,y) определяется с учетом плотности топлива по формуле (18.6):

00000135.wmz, (18.6)

где:

FC'DOM/INT,j,y - расход топлива вида j от внутренних (DOM) и международных (INT) полетов за период y, выраженной в объемной величине, л;

00000136.wmz - плотность топлива вида j, кг/л;

j - вид топлива.

Плотность топлива принимается по фактическим значениям организации, выполняющие полеты воздушными суднами, или по справочным данным, приведенным в таблице 18.1 настоящего приложения.

При отсутствии данных о потреблении авиационного топлива в разрезе внутренних (DOM) и международных (INT) полетов эксплуатант рассчитывает потребление топлива на основе средних значений часового расхода топлива воздушных судов и данных о налете самолето-часов по внутренним и международным этапам полетов по формуле (18.7):

00000137.wmz, (18.7)

где:

FCDOM/INT,j,y - потребление топлива вида j при осуществлении эксплуатантом внутренних (DOM) или международных (INT) полетов за период y, т;

FTDOM/INT,j,x,y - налет, выполненный с потреблением топлива вида j за период y на отдельных типах воздушных судов x при осуществлении эксплуатантом внутренних (DOM) или международных (INT) полетов, самолето-часы;

FRj,x,y - средний часовой расход топлива вида j по отдельным типам воздушных судов x в период y, т/ч;

j - вид топлива;

x - тип воздушных судна.

Налет по отдельным типам пассажирских и грузовых воздушных судов для выполнении внутренних (DOM) или международных (INT) полетов определяется эксплуатантом воздушных судов на основании фактических данных о выполненных полетах воздушных судов.

Средние значения расхода топлива рассчитываются каждым конкретным эксплуатантом на ежегодной основе, исходя из фактических данных о суммарном количестве израсходованного топлива за отчетный период для каждого эксплуатируемого им типа воздушного судна. Средние значения расхода топлива для каждого типа воздушного судна представляются в отчете эксплуатанта о выбросах.

Таблица 18.1 - Коэффициенты выбросов CO2 при сжигании

топлива, а также плотность разных топлив

Вид топлива

Коэффициент выбросов (EF)

Плотность (P), кг/л

т CO2/т (тыс. м3)

Кг/ТДж

Кг/т.у.т.

Бензин А-76 (АИ-80)

3,026

69 300

2 031

0,715

Бензин АИ-92

3,026

69 300

2 031

0,735

Бензин АИ-93

3,026

69 300

2 031

0,745

Бензин АИ-95

3,026

69 300

2 031

0,750

Бензин АИ-98

3,026

69 300

2 031

0,765

Дизельное топливо летнее

3,149

74 100

2 172

0,860

Дизельное топливо зимнее

3,149

74 100

2 172

0,840

Дизельное топливо арктическое

3,149

74 100

2 172

0,830

Сжиженный нефтяной газ (СНГ) (пропан)

2,903

63 100

1 849

0,528 (при t = 0 °C)

Сжиженный нефтяной газ СНГ (изобутан)

2,903

63 100

1 849

0,582 (при t = 0 °C)

Сжиженный нефтяной газ СНГ (н-бутан)

2,903

63 100

1 849

0,601 (при t = 0 °C)

Компримированный природный газ (КПГ)

1,840

54 400

1 594

0,668 (при t = 0 °C)

Сжиженный природный газ (СПГ)

2,710

54 400

1 594

0,424 (при t = 0 °C)

Авиационный керосин

3,16

71 900

2 100

0,8

Авиационный бензин

3,10

69 300

2 050

0,8

Топливо для реактивных двигателей

3,10

71 900

2 110

0,8

Смазочные материалы

2,95

-

-

-

Топочный мазут

-

77 400

-

-

Твердые топлива (уголь и продукты его переработки) (рядовой) (т)

Донецкий

2,32

-

-

-

Кузнецкий

2,33

-

-

-

Нерюнгринский

2,72

-

-

-

Черемховский

2,07

-

-

-

Канско-Ачинский

1,48

-

-

-

Казахский (Каражаринский)

1,38

-

-

-

Азейский

1,33

-

-

-

Читинский

1,40

-

-

-

Торф (т)

Торф топливный

1,06

-

-

-

Брикеты и полубрикеты торфяные

1,87

-

-

-

Отходы (т)

Отходы бытовые (небиологическая фракция)

0,92

-

-

-

Нефтяные отходы

2,91

-

-

-

Прочие горючие отходы производства (т у.т.)

4,19

-

-

-