Документ не вступил в силу. Подробнее см. Справку

Приложение 5

к Условиям по защите информации

УРЕГУЛИРОВАНИЕ СПОРОВ И РАЗНОГЛАСИЙ ПРИ ОБМЕНЕ ЭС (ФС)

1. Споры и разногласия при обмене ЭС (ФС), возникающие вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения Клиентом (Пользователем) или Банком России обязательств по Договору, неотъемлемой частью которого являются настоящие Условия, или в связи с ним, разрешаются путем переговоров, создания согласительной комиссии, а в случае невозможности разрешения существующих разногласий рассматриваются в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Для урегулирования разногласий при обмене ЭС (ФС), установления фактических обстоятельств, послуживших основанием для их возникновения, а также для проверки подлинности и контроля целостности ЭС (ФС) Банком России совместно с Клиентом (Пользователем) создается согласительная комиссия (далее - комиссия).

3. При возникновении разногласий в связи с обменом ЭС (ФС) заявляющая разногласие Сторона (Клиент (Пользователь) либо Банк России) (далее - Сторона-инициатор) направляет другой Стороне (Клиенту (Пользователю) либо Банку России) заявление о разногласиях, подписанное уполномоченным должностным лицом, с изложением причин разногласий и предложением создать комиссию.

В заявлении указываются:

наименование Стороны-инициатора;

тип и описание претензии;

фамилии, инициалы и занимаемые должности представителей Стороны-инициатора, которые будут участвовать в работе комиссии;

место, время и дату сбора комиссии (не позднее семи рабочих дней со дня отправления заявления).

До подачи заявления Сторона-инициатор обязана убедиться в целостности своего программного обеспечения, неизменности используемой ключевой информации, а также отсутствии нарушения целостности информационной инфраструктуры и несанкционированных действий со стороны персонала, обслуживающего АРМ обмена.

4. В состав комиссии включается равное количество представителей каждой Стороны, но не более пяти человек, включая представителей службы безопасности и юридической службы (при их наличии).

Члены комиссии от каждой Стороны назначаются приказом либо иным распорядительным актом соответствующей Стороны.

В случае необходимости привлечения независимых специалистов, не представляющих какую-либо из Сторон и имеющих официально подтвержденную квалификацию, данные специалисты включаются в состав комиссии по письменному соглашению Сторон сверх квоты представителей Сторон, определяемой в соответствии с абзацем первым настоящего пункта.

Порядок оплаты работы независимых специалистов в комиссии определяется по соглашению Сторон.

5. Комиссия создается на срок до 10 рабочих дней. В случае необходимости срок работы комиссии по согласованию Сторон может быть продлен до 30 рабочих дней.

6. Стороны обязуются оказывать содействие в работе комиссии и не допускать отказа от представления необходимых документов, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

7. Стороны обязуются предоставить комиссии возможность ознакомления с условиями и порядком работы своих программных и аппаратных средств, используемых для обмена ЭС (ФС) (АРМ обмена).

8. Клиент (Пользователь) обязуется предоставлять членам комиссии доступ в помещение, где размещается АРМ обмена, для проведения проверок соблюдения Клиентом (Пользователем) настоящих Условий.

9. Работа комиссии проходит в два этапа.

9.1. Первый этап - подготовительный.

9.1.1. Комиссия устанавливает ПО СКЗИ, предоставленное Банком России, на СВТ с системным ПО, удовлетворяющим требованиям эксплуатационной документации на СКЗИ. Установленное ПО СКЗИ принимается для работы Комиссии.

9.1.2. По запросу Комиссии ей передаются: необходимые сертификаты ключей Банка России и сертификат Клиента (Пользователя) с соответствующими регистрационными карточками, справочник сертификатов ключей с АРМ обмена Клиента (Пользователя), актуальный на момент обработки оспариваемого ЭС (ФС), и другие материалы.

Комиссия сравнивает сертификаты ключа Банка России и Клиента (Пользователя) с соответствующими регистрационными карточками. При положительном результате сравнения сертификаты ключей используются в работе комиссии.

9.2. Второй этап - проверка и анализ спорных ЭС (ФС).

9.2.1. Комиссией рассматриваются разногласия следующих типов:

Сторона-отправитель утверждает, что не направляла ЭС (ФС), а Сторона-получатель утверждает, что ЭС (ФС) было получено;

Сторона-получатель утверждает, что не получала ЭС (ФС), а Сторона-отправитель утверждает, что ЭС (ФС) было направлено.

9.2.2. Разрешение разногласий первого типа осуществляется в следующем порядке.

Сторона-получатель представляет ЭС (ФС), оспариваемое Стороной-отправителем.

Комиссия осуществляет проверку электронной подписи Стороны-отправителя с помощью принятого комиссией к использованию ПО СКЗИ.

На основе положительного результата проверки электронной подписи в ЭС (ФС) комиссия подтверждает факт направления Стороной-отправителем ЭС (ФС) Стороне-получателю.

Если Сторона-отправитель настаивает на том, что данное ЭС (ФС) она не отправляла, комиссия может дополнительно сделать вывод о возможной компрометации ключа электронной подписи Стороны-отправителя.

На основе отрицательного результата проверки электронной подписи Стороны-отправителя по оспариваемому ЭС (ФС) комиссия подтверждает факт, что Сторона-отправитель не направляла ЭС (ФС) Стороне-получателю.

9.2.3. Разрешение разногласий второго типа осуществляется в следующем порядке.

Сторона-отправитель представляет ЭС (ФС), полученное от Стороны-получателя, о результатах проверки электронной подписи в ЭС (ФС) Стороны-отправителя (независимо от того, с каким результатом (положительным или отрицательным) завершена проверка), что свидетельствует о получении ЭС (ФС) Стороной-получателем.

Комиссия осуществляет проверку электронной подписи в ЭС (ФС), предоставленном Стороной-отправителем, с помощью принятого комиссией к использованию ПО СКЗИ.

На основе положительного результата проверки электронной подписи в ЭС (ФС), представленном Стороной-отправителем, комиссия подтверждает факт того, что Сторона-получатель получила ЭС (ФС).

На основе отрицательного результата проверки электронной подписи в ЭС (ФС), представленном Стороной-отправителем, или в случае непредставления ЭС (ФС) Стороной-отправителем комиссия подтверждает факт того, что Сторона-получатель не получала ЭС (ФС).

Комиссия не принимает к рассмотрению претензии по ЭС (ФС), для которых Альбомом ЭС не предусмотрено получение подтверждения о получении ЭС (ФС) от Стороны-получателя, снабженного электронной подписью Стороны-получателя.

10. По итогам работы комиссии составляется акт, содержащий:

описание фактических обстоятельств, послуживших основанием для возникновения разногласий;

описание работ, проведенных членами комиссии;

вывод по результатам работы комиссии по оспариваемому ЭС (ФС), в том числе о причинах возникновения инцидента, и его обоснование;

рекомендации по предотвращению возникновения инцидентов.

Акт составляется в двух экземплярах, подписывается всеми членами комиссии. Каждой из Сторон комиссия направляет по одному экземпляру акта для принятия итогового согласованного решения. Члены комиссии, не согласные с мнением большинства, вправе изложить особое мнение, которое прикладывается к акту.

11. Если в течение двух рабочих дней на предложение Стороны-инициатора о создании комиссии ответ другой Стороны не был получен или был получен отказ от участия в работе комиссии, или другая Сторона препятствовала работе комиссии, Сторона-инициатор вправе составить акт в одностороннем порядке с указанием причины его составления. В акте приводится информация, указанная в пункте 10 настоящего приложения. Акт составляется в двух экземплярах, подписывается уполномоченными должностными лицами Стороны-инициатора. Один экземпляр акта направляется другой Стороне.

12. Акт комиссии является основанием для принятия Сторонами окончательного решения, которое должно быть подписано Сторонами не позднее 10 (десяти) рабочих дней после дня окончания работы комиссии.